«Время выбрало нас».
(музыкально- литературная композиция о воинах интернационалистах, принимавших участие в Советской войне в Афганистане)
Цель — познакомить , расширить и углубить знания учащихся со спорной страницей в истории нашей страны. Помочь осознать важность службы в армии. Воспитание патриотизма и интернационализма в подростковом поколении. Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимании того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
развить этические и нравственные качества учащихся;
познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны
познакомить учащихся с историей Афганской войны
подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде.
Ход:
-Скалы, скалы, скалы…Прерывистый свист обжигающего афганца. Низкое, свинцового цвета небо. А вокруг ни души, ни кустика ни деревца. Это горы. Афганский Гиндукуш. В древности путникам говорили : «Кто решится пересечь эти высеченные ветром граненые пики - путь того заведомо трагичен». А наши парни пересекали их ни раз, ни два, а долгих 10 лет.
В глухих горах горах Афганистана
Все в жизни выпало тебе.
Твои победы, боль и раны
Как символ мужества в борьбе.
Не предсказуем путь военный
Наш друг талантливый, держись!
Борьба – она всегда священна
За честь, за молодость, за жизнь.
(звучит песня «Вспомним , товарищ, мы Афганистан»)
Время выбрало нас, закружило в афганской метели.
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
-Правда, лучше не скажешь. Верно «время выбрало нас», позвало наше поколение оказать помощь обездоленному афганскому народу, отстоять свою свободу, свое будущее.
По афганской, раскаленной солнцем земле,
Поднимается пыль, среди горных вершин.
Ты сидишь с автоматом в руках на броне,
И все дальше уходит колона машин.
(звучит песня «Афганистан»)
Вспомнится холод брони на рассвете,
Жаркие схватки в ущельях сырых.
Вспомнятся дети, афганские дети.
Дети во - первых, бои, во- вторых.
(звучит песня «Бой гремел в окрестностях Кабула»)
-Конечно, трудно было нашим парням на чужой земле, но помогала им верная дружба, сильное плечо товарища, который всегда приходил на помощь в трудную минуту.
Тот , кто побывал в афганистане
Вспоминать о нем не перестанет.
Вспоминать о нем не перестанет,
Не забудет дружбы боевой.
(звучит «Песня о друге»)
-Очень помогали и согревали наших ребят письма из дома от родных, близких и особенно от матерей, подруг, невест, жен, чья любовь помогала выжить в этих нечеловеческих условиях.
Этот мир без тебя…
Неизменен и вечен-
Мир случайных разлук и нечаянных встреч.
Здесь ремни автоматов врезаются в плечи…
И звучит иностранная речь.
Этот мир без тебя…
Он расколот войною,
Эхо выстрелов скачет по склонам крутым.
Этот мир без тебя…
Все же полон тобою,
И становишься ближе далекая ты.
(звучит песня «Неизвестная любовь»)
Страна, что «за речкой на юге»
Как мы ее звали подчас,
Останется песней о друге,
Навечно ушедшем от нас.
В той песне и боль и просторы
Тревожных афганских дорог,
И гордость и горе и горы,
Где друг отозваться не смог.
(звучит песня «Память» заранее разученная с классом)
Что не говори, а мы пройти сумели
Все, что нам отмерила судьба.
И не зря сегодня мы надели
Наши боевые ордена…
(звучит песня «Ордена не продаются»)
-Да, Родина награждала своих сыновей орденами и медалями за хорошую службу, проявленную отвагу, подвиги на этой войне, но , к сожалению, были и такие случаи, как в этой песне. И отношение к этой войне не однозначное. Многие считают, что зря была пролита кровь, а военнослужащим, получившим увечья, говорят: «Мы вас туда не посылали». Послушайте стихотворение Е.Евтушенко «Афганский муравей»
Русский парень лежит на афганской земле
Муравей- мусульманин ползет по скуле.
Очень трудно ползти…
Мертвый слишком небрит.
И тихонько ему муравей говорит:
«Ты не знаешь, где точно скончался от ран
Знаешь только одно- где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам
Здесь впервые услышавший слово ислам?
Что ты дашь нашей Родине – нищей, босой
Если в собственной – очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, чтобы опять,
К двадцати миллионам еще прибавлять?»
Русский парень лежит на афганской земле.
Муравей мусульманин ползет по скуле.
И о том, как его бы поднять, воскресить
Муравьев православных он хочет спросить.
Но на северной Родине сирот и вдов
Маловато осталось таких муравьев.
-Что этими строками по- вашему хотел сказать поэт?(ответы ребят, обсуждение стихотворения).На это стихотворение Евгения Евтушенко офицер Л.Молчанов, бывший воин – интернационалист, награжденный орденами «Красной звезды», «За службу Родине в вооруженных силах СССР»написал ответ:
Я много Ваших строк перечитал-
Меня господь терпеньем не обидел.
И многого, представьте, ожидал,
Но подлости, признаться,
Не предвидел.
Вы рассчитали все, ошибки нет.
Солдат убит нелепо и ужасно.
Он может быть и дал бы Вам ответ,
Да, к сожалению, мертвые безгласны.
За них- за всех безгласных и глухих,
Погибших в белом пламени разрывов,
В ответе я – оставшийся в живых ,
И, думаю, что это справедливо.
Ну что ж, сюжет хороший вы нашли.
Скажите же, я оценю Ваш опыт-
Зачем тогда в Испанию мы шли?
Зачем мы в 45 шли в Европу?
Зачем все это нужно было нам?
Зачем же мы во что бы то ни стало
Поддерживали Кубу и Вьетнам?
Своих забот нам и тогда хватало.
Я помню, как цветы бросали нам,
И как нас со слезами провожали.
Вы это тоже видели бы там,
Но Вы туда, увы, не приезжали.
Я никого ни в чем не упрекал,
Когда мы пыль афганскую глотали.
И почему же те, кто там бывал,
Совсем иные строки написали?
Я понимаю, из Москвы видней
И рыжий склон, и алые закаты,
И как ползет афганский муравей
По жестким скулам мертвого солдата…
Дерзайте же! Пытайте мертвецов,
Ушедших навсегда в объятья смерти!
Все можно про афганских муравьев,
Теперь все можно! И бумага стерпит…
-Как вы думаете, почему именно такими строками ответил воин- афганец на стихотворение «Афганский муравей» Евтушенко?(обсуждение, ответы ребят).
Можно ли сегодня жить без этих стихов и песен? Можно ли не помнить тех , потрясающе молодых- теперь вечно молодых ребят , которые остались лежать на афганской земле? Конечно, нельзя. Поэтому и существуют такие памятники, не из равнодушного камня и холодного металла, а из живых слов и льющейся мелодии. Это наша память, наша история. О ней нельзя забывать, иначе мы не будем иметь право называться людьми.
Помните, через века, через года.
Помните, о тех, кто уже не придет никогда!
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны, вечно достойны.
-Давайте отдадим память павшим минутой молчания (звучит «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта)
-Пока существует жизнь на планете земля будет нас согревать вечный огонь человеческой памяти- вечный песенный огонь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.