Система заданий по формированию коммуникативных УУД
для младших школьников
1.Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развитие монологического высказывания
Описание игры: Детям раздают по две картинки с изображением двух последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
2.Упражнение «Расскажи о…»
Цель: формирование умения выразить свое мнение о случившемся, строить монологическое высказывание
Описание: Ученику предлагается рассказать о каком-либо случае, мероприятии из своей жизни и поделиться своим мнением почему так произошло. В качестве помощи используются наводящие вопросы или картинки.
3.Упражнение «Семь богатырей»
Цель: в упражнении отрабатываются коммуникативные навыки, умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой речи, формирование собственного мнения и позиции.
Описание: Вся группа делится на команды, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны. Педагог предлагает вспомнить и разыграть сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но участники смогут лучше, чем сказочные богатыри, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая команда должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Командам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какое выступление ей понравилось больше всего, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
4.Упражнение: «Позвони другу, напиши письмо»
Цель: развитие коммуникативных навыков, диалогической формы речи
Описание: предложить ученику позвонить по мобильному телефону своему другу, родителю либо написать сообщение и пообщаться на любую тему.
5.Упражнение: «Я начну, а ты продолжи»
Цель: формирование диалога
Описание: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. В качестве описания подходят предметы и игрушки, составление рассказов по картине, по серии картин
6.Упражнение «Болтовня»
По команде педагога дети начинают говорить на заданную тему, задавать вопросы. Затем тема меняется и так повторяется несколько раз. Ценность этого упражнения в том, что каждый высказывается и каждого слушают.
7.Упражнение «Рукавички»
По залу разбросаны рукавички, на каждой паре разные орнаменты. Цель участников найти пару своей рукавичке, используя вопросы. В конце раскрасить рукавички одинаково по договоренности.
8.Упражнение «Ссоримся и миримся»
Ведущий предлагает разбиться на пары. Затем предлагается несколько проблемных ситуаций. Ученикам нужно найти способы примирения и обсудить причину ссоры.
9.Упражнение «Нить мудрости»
Участникам необходимо встать в круг и, разматывая клубок нити, рассказать содержание сказки. Каждый по 2-3 предложения. При этом клубок передается по кругу. Все внимательно слушают друг друга, потому что важно продолжить рассказ, не изменяя его смысла
10.Упражнение «Хорошо-плохо»
Предлагается обсудить поступок ученика, который прогулял урок по уважительной причине. Прийти к общему мнению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.