Куклы: из прошлого в настоящее
Оценка 4.6

Куклы: из прошлого в настоящее

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
технология
01.06.2020
Куклы: из прошлого в настоящее
Авторы проекта: Валеева Елизавета; Вилков Георгий; Гришин Гордей; Ермошин Арсений; Иванова Екатерина; Кадыров Мухамадамин. обучающиеся 4д класса Наставник проекта: Барсукова Екатерина Петровна учитель начальных классов.
Куклы - из прошлого в настоящее.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 64 имени Б.Ручьева»  

города Магнитогорска

 

 

 

 

Групповой проект

 

Тип проекта: информационно-познавательный

 

 

Тема проекта: Куклы: из прошлого в настоящее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта: Валеева Елизавета

Вилков Георгий

Гришин Гордей

Ермошин Арсений

Иванова Екатерина

Кадыров Мухамадамин

обучающиеся 4д класса

 

 

Наставник проекта: Барсукова Екатерина Петровна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2020

Содержание

 

Введение .

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое кукла

1.2. История возникновения и развития кукол

1.3. Виды кукол в старину

2. Практическая часть

2.1. Инструкция создания кукол-оберегов своими руками

2.2. Технология изготовления куклы-оберега

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе сталкивались с куклами в своей жизни. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

       В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом.

      Оберег и талисман призваны приносить удачу, охранять от дурного глаза, оберегать от опасности, болезней, отводить от своего хозяина беды и несчастья. Вот куклы обереги и служили защите дома, семьи и детства от злых сил.

Нам захотелось узнать,  какими  куклами  играли наши бабушки, когда были детьми.  Но  как научиться создавать обереговые куклы? Каковы отличительные особенности разных кукол-оберегов?

      Поиск ответов на эти вопросы послужил выбору темы  моего исследования: «Кукла: из прошлого в настоящее».

Исходя из этого, цель работы была определена следующим образом: изучить историю возникновения кукол, их значение в жизни людей, научиться изготавливать куклу-оберег.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.                  Познакомиться с историей возникновения кукол.

2.                  Проследить изменение куклы на протяжении истории.

3.                  Узнать  какие виды кукол  изготавливались  в  старину.

4.                   Выяснить  из  чего  их мастерили.

5.                  Проследить  с  какими  этапами жизни  человека они  были  связаны.

6.                  Создать образцы из современных материалов, с тщательным соблюдением старинных техник и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретическая часть

1.1.Что такое кукла

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

 

Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»  В. Даль.

Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Классифицировать кукол тоже пытались неоднократно, но наиболее органичной и всеохватывающей типологией кукол и по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом  Ю.М. Лотманом Юрий Михайлович Лотман: (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР).
            Исходя из принципа "мобильности" кукол, он предложил разделить их на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.

К первой группе, по Лотману, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры. К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы (самые древние куклы), утилитарные куклы (то есть, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Самым ярким примером служат куклы-погремушки, а также солонки в виде кукол, «бабы на чайник»), и телевизионные куклы (эти куклы в отличие от кукол - игрушек работают на мир взрослых. Во второй половине ХХ века стали очень популярны по всему миру сатирические программы с участием кукол, изображающих политических деятелей).

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. Ребенок и игрушка - понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки.

Особое место среди них всегда занимала кукла, и "особенность" обусловлена, прежде всего, тем, что лишь она создана по образу и подобию человека, и только она является его изображением - не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным. Самое интересное, что в начале своего исторического пути кукла как раз игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение - она носила культовый характер, изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, "ловушки" для злых духов, оберега, талисмана. Поэтому ее изображение было условно. И сегодня дети "очеловечивают" свернутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто ветку, наделяя обыденные предметы "человечностью". Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребенку способности оживлять неодушевленный предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребенку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.

Теперь рассмотрим вторую группу кукол по классификации Ю.М. Лотмана: согласно Лотману, к ней относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные, витринные, сувенирные, пугала, коллекционные, музейные, (сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания, но находясь в музейном пространстве, они становятся неподвижным объектом), восковые куклы и манекены.

Существуют и другие классификации кукол, например, по методу использования (функции кукол) или по материалам, из которых кукла делается. Но подобные типологии очень сложные и объемные, в них легко запутаться, в отличие от предложенной Лотманом, которая проста и лаконична. И потому видится мне наиболее удачной.

Вместе с человеком кукла освоила различные материалы: глину, дерево, воск, гипс, папье-маше, фарфор, резину, пластик, винил. В этой цепочке технологий не устарела и тряпичная традиционная кукла.

 

 

 

1.2.История возникновения кукол

 «Тот, кто в куклы не играл, тот и детства не видал»

 

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.  Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Куклы, обнаруженные в Древнем Египте, относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков, надежды на урожай

Куклы, найденные в Греции, уже имели уже подвижные суставы, иногда настоящие волосы, тщательно выточенные конечности.

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы. Если не останавливаться сейчас на сугубо ритуальной функции кукол (в этом качестве их использовали в Древнем Египте, Греции и Риме), то нужно выделить два аспекта - сакральную и игровую роли, которые на первых порах были почти неотделимы друг от друга.

А потом кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому ее производство было запрещено (хотя сохранились свидетельства об английских деревянных куклах XIV в., созданных на заказ). Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми.

Судя по образцам европейской кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы — достаточно условные и примитивные. И вплоть до XVIII в. даже дети из богатых семей  играли деревянными и тряпичными болванчиками. Дорогих кукол делали на заказ и наряжали их в модные наряды.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор.

Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

В Лондонском музее сохранился прекрасный экземпляр кукол 17 века- леди Клэпхем и лорд Клэпхем. Куклы имею завидный гардероб повседневной и праздничной одежды.

Демонстрация кукол осуществлялась путем совершения путешествий по всем европейским странам. Этим путешествиям придавалось такое значение, что были случаи прекращения сражений для того чтобы пропустить Пандор. Буквально все королевские дома Европы были обладателями таких модных кукол. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен.   До середины XIX столетия куклы представляли собой разряженных дам. После того как появились модные журналы с картинками, интерес взрослых к куклам-модницам пропал, и куклы целиком и полностью перешли в мир детской игры.

Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное.

Прогресс не стоял на месте и в конце 19 века появляются шарнирные куклы. Эти куклы могли принимать уже разнообразные позы и к кукольным аксессуарам добавилась мебель.

А что же с российской куклой? Обратимся к ее истории.

Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (березовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. Среди первых славянских кукол были: Коллодия, Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько, ставшие игрушками для богов. Чуть позже появились куклы-обереги, которые отвлекали на себя злые силы, оберегали людей. Делали обереги из тряпок, глины, дерева, кости, соломы, ниток. Однако у всех славянских кукол-оберегов не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злой дух. Позже кукла стала предметом игр детей, а к началу XIX века окончательно превратилась в детскую игрушку.

Кукла — это отвлеченное изображение человека. В бедной деревенской семье ребенок, не имея куклы с фарфоровой головой, играл с дощечкой, но точно так же, как и настоящую куклу, завертывал ее, нянчил, одевал. Таким образом, на самой кукле окружающая жизнь отражалась мало. Больше всего она влияла на то, как играл ребенок этой куклой, что заставлял ее делать, как «переживать».

На территории России куклы как игрушки существовали издавна. В V-VI веках они мало чем отличались от фигурок культового значения. Внешний их облик и характер изображения — предельная обобщенность, слитность объема и контура, лаконизм, немногочисленность деталей, статическая схематичность — во многом были обусловлены религиозным содержанием. Позже фигурки приобрели более жизненный, светский характер и новые конструктивные качества, свойственные игрушке. В раскопках древнего Киева (XI-XII века) среди остатков гончарного промысла, обломков посуды и игрушек археологи впервые обнаружили своеобразных богинь с младенцем или небольшим животным в левой руке. Это были примитивные глиняные куклы с гладкими высокими прическами, в опоясанных рубахах, расширяющихся книзу колоколом, с широкими отвисающими рукавами, заостренных колпаках, шапках и т.д. Их головки, выполненные от руки, были снабжены стерженьком для прикрепления к туловищу, а нижние конические части изготовлены на гончарном круге. В других городах Приднепровья, а позднее в Московии гончары изготавливали немало подобных фигурок, сохранивших сходство с ритуальными изображениями великой богини — кормилицы-земли, восходящими к языческому культу восточных славян и их соседей.

В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, ее обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла-хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья. Очевидно, тогда же повсеместно появились различные торсы с приставными руками и ногами, рассчитанные на одевание.

В XVII веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно еще не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали людей в простейших жизненных сценах. Здесь были глиняные скоморохи, горожане, кузнецы, пряхи, тряпичные куклы с приданым, постелями, зеркалами и прочей утварью. Для царских, боярских, дворянских детей мастера оружейного приказа и городские ремесленники изготавливали потешные фигурки из серебра, ценных пород дерева и кукол из дорогих тканей. Несмотря на кажущуюся примитивность, куклы отличались жизненностью, в них привлекала близость к окружающей действительности. Культурное разделение классов было тогда не особенно сильным. Даже царский двор при Алексее Михайловиче и Екатерине I закупал игрушки на Московском торгу. Но уже в следующее десятилетие куклы на Руси стали называться «немками», и не только привозные, но и сделанные местными мастерами. Это было связано с появлением иноземных игр и игрушек, которые проникли вместе с иностранными книгами и гравюрами, вызывающими всевозможное заимствование и подражание.

В царствование Петра I вводятся роскошные куклы, наряды которых изображали европейскую моду. После Петровских реформу силилось разделение России на аристократическую и простонародную. Самобытная народная игрушка вытеснялась привозной. Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и этикету светской жизни — воспитательный идеал того времени. Дешевые простонародные игрушки не отвечали запросам господствующего класса. Дворянство требовало европеизированные игрушки, и ремесленники были вынуждены приспосабливаться к новым вкусам. Куклы с восковыми головками конца XVIII века русской работы, изображающие дам в пышных кринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах, но не имели ничего общего с народной игрушкой России. Только рукодельные девушки в городах да крепостные мастерицы продолжали делать тряпичных кукол с вышитыми лицами, наряжая их в яркие сарафаны, рубахи и душегреи, украшенные кружевами и бусами, отдавая своеобразную дань бережно хранимым традициям.

В XIX веке ввоз иностранной игрушки увеличивается. Педагогические позиции еще резче их разграничили. Военные игрушки — мальчикам, куклы — девочкам. Дорогие нарядные куклы, изображающие роскошно одетых дам, ввозились из Франции и Германии. Типажи кукол, их костюмы, прически, украшения гармонировали с обстановкой дворянской жизни.

В конце XVIII века появились условия для развития керамической игрушки — открылись фарфоровые заводы. Фабричные куклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготовление и распространение. Они производились в невиданном для того времени масштабе — десятками тысяч. Наивная выразительность, простота форм и лаконичная условная роспись сближали их с народными лепными глиняными игрушками. Демократический характер сохраняли и более поздние фарфоровые игрушки.

К концу XIX века фарфоровые игрушки, как и другие, заимствовали иностранные формы и сюжеты. Игрушки и статуэтки этого времени воспроизводят нарядных дам, королев в европейских костюмах, пастушков, пастушек, амуров. Городская культура и новые запросы разных сословий влияли на производство ремесленных игрушек.

С ростом городов, населения все шире распространялась дешевая кустарная игрушка. Основным местом ее производства стал Сергиев Посад. Наряду с дешевыми деревянными куклами и куклами из папье-маше, изображавшими помещиков военных, дам, кормилиц, изящных кавалеров и кланяющихся барышень, были куклы, изображающие иной быт, иных людей. Это куклы трактирщики, курильщики, неваляшки - типы нового патриархального мещанского быта.

Постепенно видоизменялись, выкристаллизовывались основные образы кукол, ставшие своеобразным художественным каноном. Особенного совершенства достигли Сергиевские мастера. Стройные высокие фигуры кукол с тонкой талией и маленькой головкой в модном головном уборе получили название «талии». Народные куклы всегда отображали образ взрослой женщины. И эти куклы с удлиненными пропорциями, тряпичными туловищами, руками и ногами набитыми соломой, в одежде из яркого ситца, с округлыми лицами, пухлыми щеками олицетворяли красоту, здоровье, жизненное благоденствие.

Маленькие хрупкие куколки, метко названные «скелетками», вытачивались из дерева, ножки были из обструганных палочек, обклеенных белой бумагой, к круглой головке приклеивалось мастичное личико. Формы более поздних игрушек — «дитяшек» с писком, «моргалок» с закрывающимися глазами — снимали или со старых болвашек или с фарфоровых заграничных головок. Народная кукла утрачивала свою индивидуальность и наивную непосредственность.

Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орнаментальной росписи волос вводились парики, головы увеличивались, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классических пропорций.

Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешевых одежда не снималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были с фарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные мастерицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкой работы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол сохраняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам. Правда, уже намечались попытки одевать тех же кукол в детские наряды. В 80-х годах XIX века, когда в русском обществе усилился интерес к национальной самобытной культуре, кустари наряжали своих кукол в губернские костюмы. Куклы эти стоили дорого, бедняки не могли их покупать, но среди разночинства и купечества они пользовались успехом.

Педагоги прошлого подразделяли игры девочек с куклой на три категории: игры матерей, принцесс и кухарок.

В 90-е годы XIX века в период развития капитализма в России появляются первые фабрики игрушек, принадлежащие в основном немцам. В результате рынок заполонили иностранные игрушки. Повсюду распространились разнообразные куклы «бебе» с французскими и немецкими головками. Засилье иностранных кукол вело к вырождению национальных художественных традиций, так как кустари стремились к подражанию.

С начала XX века игрушке придают воспитательное значение. Организованные губернскими земствами кустарные мастерские и школы пытались поднять производство игрушек. Но меньше всего их деятельность отразилась в кукле.

После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». В Договоре на изготовление игрушек к куклам предъявляли немыслимые требования, например: «Кукла должна изображать мальчика-пионера с выражением сознательного отношения к делу социалистического строительства, в то же время это должна быть кукла». В первые десятилетия XX века некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой. Кукла, по их мнению, подчеркивает и культивирует разницу в воспитании мальчиков и девочек, ограничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и материнства, воспитывает чувство собственности, любовь к «тряпкам», нарядам, украшениям, закрепляет отрицательные навыки мещанского быта. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битье детей, брань, сплетни и так далее). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобрана у детей и изгнана из детских садов. Тогда дети стали завертывать в тряпки чурбаки и обращать их в куклы, тайком от педагога приносили их в детский сад из дома.

Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая — такая, которую трудно испортить, изуродовать, которую ребенок мог бы купать, умывать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Вскоре появились фабричные куклы. Особенно плодотворным в этом отношении в советское время был послевоенный период.

В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внешность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простота конструкции стимулировала активность и воображение ребенка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры. В то же время определенно детский облик игрушки позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской и семейной жизни.

Современные куклы.

Кукла Барби — символ XX века, самая продаваемая и самая интернациональная. Кукла Барби появилась в 60-х годах прошлого века и сильно отличалась от всех ранее выпускавшихся кукол. Во-первых, удачно была найдена величина куклы(она не очень большая и не пупсик, детям удобно играть с ней); во-вторых, Барби была задумана как образец женской красоты(у нее красивое лицо, волосы, тело); в-третьих, у нее могут сгибаться руки и ноги, чего нет у большинства других кукол; в-четвертых, ее важным отличием от остальных кукол является наличие груди, т.е. половых признаков взрослой девушки. Красивые куклы были и раньше (например, фарфоровые), однако обычно они стоили дорого и были недоступны для большинства детей. Барби стала «массовой» куклой, с которой можно играть так, как хочется, не боясь ее испортить. Она привлекательна еще потому, что в магазинах для Барби можно купить много разной и красивой одежды и менять ее по желанию ребенка. Во многих странах выпускается журнал «Играем с Барби», который выполняет обучающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнать о хороших манерах, о том, как подобрать ткани для платьев и встретить гостей и т.д.

Для полноценного развития ребенка кукла и кукольные домики должны быть изготовлены из новых материалов и технических элементов, иметь современный дизайн, нести все сведения о научно-техническом и культурном прогрессе, иначе у ребенка вынужденно формируется неадекватная картина мира. В связи с этим идеально разработанным (с точки зрения адаптивно-потребительского общества) выглядит комплекс кукольной жизни Барби. Однако следует отметить его недостатки, так как комплекс изначально исключил ориентировку на эволюционно-прогрессивное интеллектуальное развитие ребенка (как творческое, так и аналитическое).

Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как роль «красавицы». Барби позволяет девочке осуществить свою мечту стать не только матерью, но и принцессой и встретить своего принца. Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бойфренда. В связи с этим архетип материнства незаметно подменяется архетипом блуда.

Обвинения предъявляются кукле Барби по нескольким пунктам.

Во-первых, у нее чрезмерно большое количество вещей (слишком обеспеченная, богатая).

Во-вторых, ее внешний облик миловидной девушки с соблазнительными пропорциями наводит на мысль о «бездушности». Вообще кукла Барби олицетворяет западный образ жизни.

Детские психологи, в частности Е.О. Смирнова, отмечают, что Барби для ролевой игры неудачна, она должна быть менее завершенной, более располагающей к заботе и уходу — кукла-ребенок, чтобы ее можно было кормить, укладывать спать, гулять с ней. Кукла Барби не годится для этого, она самодостаточна. Ее можно только одевать-раздевать, пользоваться игрушечной мебелью, которая к ней прилагается. А к ней многое прилагается — вплоть до мужчины.

Положительных характеристик у Барби много. Она открыто и приветливо улыбается каждому. Она может быть принцессой, официанткой, играть в теннис, и в любом амплуа она остается самой собой, доброй, отзывчивой, трудолюбивой, жизнерадостной. Всякое дело она будет выполнять спокойно, с улыбкой и достоинством. Переход в официантки не отменяет тех качеств, которыми обладала принцесса. А ведь именно это и отличает героинь классических волшебных сказок.

В отличие от взрослых у Барби всегда есть время и силы на то, чтобы все делать благожелательно, она не нагрубит, не ударит, не оскорбит. Лицо Барби выражает то внутреннее состояние, которое хотят видеть наши дети, — спокойную улыбку, уравновешенность, веренность, ласку, мягкость.

Барби — кукла-подруга, светская девушка. Она позволяет ребенку моделировать взрослый тип социальных отношений. Игра б принцессу требует большей фантазии, чем в бытовую жизнь. Чтобы играть в дом и семью, нужно просто иметь такой опыт. Что бы играть в принцессу, нужно уметь представить целый мир, в котором она живет с другими персонажами.

Барби (по мнению специалистов фирмы «Маттел») — хороший пример для детей: ведет здоровый образ жизни, легка на подъем, общительна, доброжелательна, заботлива, бодра.

Барби учит всех простым, но очень важным вещам: что семья есть главная ценность, что каждый должен найти свою индивидуальность, что любой образ, стиль жизни имеют право на существование, что можно стать тем, кем хочешь, и добиться успеха, что можно гармонично соединить работу и любовь, что разрушение есть часть жизни, а война есть зло.

С лета 2001 года начался выпуск куклы Bratz. Bratz — это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Слово «brats» — производное от английского слова, обозначающее «избалованные дети». Принято считать, что Bratz — некий «ответ» Барби, новый «молодежный» этап в кукольном мире. Bratz — это модные, стильные подростки, которые популярны во многих странах. Их целевая аудитория — девочки 8-13 лет. У кукол-девушек яркий макияж и «вызывающе сексуальный» наряд. При этом любая кукла этого бренда, даже та, которая изображает ребенка-дошкольника, несет образ «модного» подростка. Аксессуары для игры воспроизводят массовую подростковую субкультуру — присущие ей вкусы, интересы и ценностные ориентации. Эта кукла неудобна для игры: по размеру она мала для сюжетно-ролевой игры и слишком велика для режиссерской. Данный вид куклы является порождением массовой культуры, которая рассматривает человека через его внешние потребительские качества и совершенно не интересуется его внутренним миром. Этот образ лишен глубины. Главная ценность, которую передает эта кукла, — быть модной и демонстрировать всем свою красоту. Гламурный образ принцессы пронизывает все детство современных девочек и задает идеал для идентификации. Следование моде и демонстративность предъявляются как идеал женственности. Все другие женские качества (доброта, нежность, хозяйственность) уходят из игры современных детей.

Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от образа человека и все больше приобретают черты животных илитехнических устройств. Человек легко трансформируется в нечтонечеловеческое. Человек-паук, человек-робот и прочие чудища всебольше вытесняют обычных людей с человеческим выражением лица. Их привлекательность для детей состоит в том, что они обладают нечеловеческой ловкостью, жестокостью, при этом у нихсовершенно отсутствуют какие-либо человеческие чувства. Такиемонстры становятся образцом для подражания, воплощением мечты, а агрессивность, физическая сила и жестокость — синонимоммужественности. Прочие мужские качества (способность к созиданию, ответственность задругих, мастерство в профессии) не имеют никакой ценности и не являются жизненными ориентирамидля современного ребенка. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не предполагают какого-либовнутреннего мира, и поэтому не могут принять на себя и помочьвыразить внутренний опыт ребенка.

Последним словом в кукольной индустрии стало использованиеискусственного интеллекта. Интерактивный пупс MyRealBaby(«Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребенка, на то, как с ним обращаются, издает звуки. Пупс MyDreamBaby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.

Сегодня рынок кукол очень богат. Он представлен и отечественными и зарубежными образцами. Современные производителиобратились к стереотипным образам, продиктованным массовойкультурой. Однообразие персонажей и их внешнего облика компенсируется изощренностью и технической сложностью игрушки.Такие игрушки ориентируют детей на индивидуальность и потребление, а не на взаимосвязанность и творчество.

На протяжении своего развития кукла отражала все изменения, происходившие в обществе, являясь маленькой копией самого человека, вернее — его представления о том, каким он сам долженбыть.

Адаптироваться в мире кукол детям так же трудно, как и в мире людей. Каких-то кукол ребенок отвергает сразу, к другим в концеконцов привыкает. Ребенок пытается изменить, насколько это возможно, неприятные фабричные куклы, тем самым приручая их,наделяя доброй душой и одаривая своей любовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Виды кукол в старину

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю.

       Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие – то высшие и могущественные существа – боги. Люди  создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

      На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки стали первыми куклами человечества. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды, кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило… Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

        Когда появились первые куклы-обереги?

       Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Со временем куклы теряли свое магическое значение и становились игрушками, забавами для детей.

       Существуют разные приговоры для изготовления кукол, вот один из них: - Куклы вы мои безрукие, Куклы вы мои безликие, А люблю – то я вас больше всех, А целую-то я вас крепче всех. (А.Ф.Катурникова, село Лещуконье Архангельской волости)

        Считалось, если девочка хорошо играет в куклы, и куклы у неё аккуратные, то и девочка будет хорошей хозяйкой. Такую куклу помещают в комнате так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, а не на дверь и окно, таким образом кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов.

       Как изменялся внешний вид куклы-берегини?

       Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы, для неё использовали белую ткань. Голова символизировала духовную сущность человека. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Иногда на месте лица рисовали (вышивали) крест: с приходом христианства, крест всегда считался добрым знаком. Для изготовления куклы использовали поношенную одежду родителей, желательно мужскую. Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэтому позднее стали придавать большое значение одежде куклы. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами.

        Кто и как изготавливал куклу-оберег?

       Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно условие – изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек, затем укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним. Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!»

       Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на автомобиле во время свадьбы – отголосок именно этого обряда. Раньше женщины собирали волосы в маленький мешочек. Из мешочка они тоже делали куклу. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все верили, что они помогут больному выздороветь. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт.

       Таким образом, кукла-берегиня имеет очень интересное прошлое со своими тайнами и загадками.

Изучив историю возникновения обережной куклы, мы поняли, что каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. В ходе  исследования   мы нашли  описания  различных  кукол, и   систематизировала их  в  таблицу.

Название куклы

Смысловое значение

куклы

События жизни, с которыми связана кукла

Из чего изготовлена

кукла

Кукла-куватка

Оберегать от злых сил младенца

Рождение ребенка

яркие лоскутки, нитки

Кукла-пеленашка

Оберегать от злых сил младенца

От  рождения до старости

яркие лоскутки, нитки

Обрядовая свадебная кукла

Соединяла мужчину и женщину

Свадьба

 Яркие лоскуты ткани, ленты, нитки,

Зольная кукла

Древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Дарилась молодым на свадьбе.

Зола, лоскуты ткани,нитки.

Неразлучники

(«Семейное счастье»)

Пожелания счастья и семейного долголетия

Свадьба

Лоскуты ткани, веточки березы, кружева, цветные ленты и нитки

Кукла-берегиня

(кукла – столбушка)

Оберегала дом и своего хозяина от несчастий и бед.

 

Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов.

Поленце из березы, лоскуты ткани, нитки, ленты

Кукла

 « десятиручка»

Помощь женщине в домашнем хозяйстве

Ведение хозяйства, работа в поле, уход за детьми и т.д.

Лоскуты ткани, цветные нитки, ленты, мелкие предметы и орудия женского труда

Бессонница

Оберегает сон ребенка

Рождение ребенка

Лоскут ткани

День-ночь

Оберегать, приносить благополучие в дом днем и ночью

Изготавливалась на Рождество

Темный и светлый лоскут ткани

Козьма и Демьян

Лечебные куклы, украшались травами

Во время болезни

Лоскуты ткани, веточки березы, лечебные травы

Покосница

Помощь женщине в поле

Во время покоса, сбора урожая

Кукла в простом женском наряде

Зернушки

Оберегать собранный урожай зерна

Сбор урожая

Из лоскутов ткани изготавливался мешочек и заполнялся зерном

Вепская куколка

Сохранять женское здоровье

После свадьбы, образ замужней женщины

Яркие лоскуты ткани, ленты, нитки,

Веничек

Сохранять в семье мир и счастье, хранят в укромном месте

Если в Доме, в семье произошла ссора,

Лыко, солома, лоскуты ткани, нитки

Кубышка- травница

 Следить за тем, чтобы болезнь не проникала в дом.

Подвешивали её над колыбелью ребёнка и там, где воздух застаивался.

Лоскуты ткани, ленты, лечебные травы

 

И  это  лишь  малая  часть  из  всего  того  многообразия, которое существовало у наших предков. В каждой русской семье их было до ста штук. Все  они  несли  в  себе  магическое  действие.  Конечно,  можно сказать, что  все  это  вымысел, но  наши предки искренне верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды в этом огромном мире. Эти  знания  жили  очень  долго  и  передавались  из  поколения  в  поколение. И в последнее время в быт народа снова возвращаются традиции, которые складывались годами. Если  человек  хочет  верить  и  видеть  силу,  как  кажется  на  первый  взгляд,  в  простенькой  куколке,  то  эта  кукла  и  станет  для  него  магической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1. Инструкция создания кукол-оберегов своими руками

Раньше существовала профессия – кукольницы. Они знали тайны мастерства кукол, делали их с заговорами в особых секретных условиях.

Славянские куклы-обереги являются обширным пластом народной культуры. Когда-то без них не обходились маленькие дети, а после их стали делать, хранить и оберегать и взрослые. Им придавали значение сильных защитных предметов для семьи: при уходе мужа на войну, куклу водружали во главу стола, чтобы она защищала семью от опасностей, а воина — от смерти. До двадцатого столетия эта традиция дошла в первозданном виде, изменившись к современности не в лучшую сторону. О куклах-оберегах в наше время почти не помнят, больше делают маленьких берегинь и детские обереги.

Изготовить обычную куклу из подручных материалов любой рукодельнице не составит труда. Однако куклы-обереги требуют особого отношения и соблюдения небольшого ряда несложных правил:

1.         Оберег делается в полном спокойствии, в уединённой обстановке и хорошем настроении. Можно включить приятную музыку на фоне или напевать добрую и светлую песню. Кроме этого, советуют читать молитвы и заговоры в процессе создания оберега, или просто обозначать вслух цель создания куклы и рассказывать о её будущем обладателе, если она делается для определённого человека. Не столько важен сам текст заговора, сколько его посыл и мысли, которые при этом посещают ваш разум — они должны быть счастливыми и светлыми, отражать желание, которое оберег предназначен исполнять.

2.         Обереги, и в особенности, куклы, следует делать исключительно женщинам, при этом мужчин не должно присутствовать в доме. Мужская энергия блокирует необходимую для работы женскую энергетику. Если же в процессе работы неизбежно присутствие детей-мальчишек, их необходимо отвлечь или занять интересной игрой, а затем уединиться для таинства создания оберега, убедившись, что мальчики не увидят этот процесс.

3.         Кукол-оберегов, берегинь, делают на коленях, желательно как в старину, в подоле. Нельзя использовать для этого стол, который имеет смешанную энергетику, но на него можно положить инструменты и материалы для работы.

4.         Нельзя делать кукол-берегинь с помощью иголок, ножниц, ножей и клея, согласно старинной поговорке «кукла должна быть не резаная, не колотая», чтобы не нанести вред здоровью и благополучию обладателя оберега. Ткань рвётся руками или, если она слишком толстая — слегка надрезается и далее рвётся. Любые действия, требующие использования колюще-режущих предметов, проделываются до начала процесса изготовления куклы. Тело не сшивается, а завязывается, одежда также мастерится без иголок и клея.

5.         Священным числом в таинстве процесса является тройка. Ниточки завязываются трижды, делаются по три узелка на кончиках — это магическое славянское число защищает от любого негатива и делает наговор надёжным.

6.         Техника изготовления гораздо менее важна, чем посыл, который вкладывается в куклу. Он должен быть добрым и светлым, поэтому очень важно создавать подобные обереги только для тех людей, к которым вы испытываете светлые чувства. В случае, если кукла делается для незнакомого или постороннего человека, следует мысленно желать ему добра и проникнуться к нему теплом, затем уже приступать к изготовлению оберега.

7.         В пятницу, воскресенье и большие праздники изготавливать обережных кукол нельзя. Также нельзя растягивать этот процесс больше чем на один день, необходимо делать их за один раз. Некоторые куклы можно передать из поколения в поколения, а некоторые требуют уничтожения спустя определённое время.

С помощью этих нехитрых правил можно создать действительно сильный и качественный оберег.

При создании кукол-оберегов своими руками инструкции разнятся в зависимости от типа и предназначения куклы. Однако ряд правил применим к любому типу кукол:

1.         Для создания кукол берутся исключительно натуральные материалы: нитки и ткани (хлопок, лён, шерсть, мешковина) без кромок и старых швов, следов от иголок и лишних ниток. Куклы в подарок делаются из покупной новой ткани или же из старой одежды получателя. Оберег для себя можно сделать из одежды или тканей, которая использовалась в семье. Трикотаж и синтетику использовать нельзя.

2.         Для лица куклы используется только белая ткань. Этот цвет является символом чистосердечности и светлых помыслов, а кроме того, таким образом злые мысли не смогут коснуться хозяина через оберег.

3.         Для обережных кукол используются только красные нитки, а для обрядовых и игровых могут подойти и белые.

4.         Кукла должна выйти аккуратной и хорошо набитой. Тело делайте плотным и хорошо набитым, уложенным и скрученным. Разваливающуюся или растрёпанную куколку лучше переделать заново, а также не следует оставлять лишние нитки, потрёпанные кончики и подмышки. Готовую куклу следует внимательно осмотреть на предмет аккуратности, подправить, подвернуть, закрепить. Аккуратность куклы — залог качественной защиты от негатива.

5.         В качестве набивки подойдут различные растения, имеющие полезные магические свойства, зерно, крупы.

6.         Наматывать нитки необходимо только по движению часовой стрелки или, как говорят, посолонь.

В остальном правила создания обережных кукол индивидуальны для каждой. Наиболее популярны такие куклы, как Берегиня, Благополучница, Пеленашка, Желанница, Неразлучники и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Технология изготовления куклы-оберега

Кукла Колокольчик считается оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то здесь всегда будут радость и веселье. Веселая и нарядная куколка Колокольчик следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости. Эта куколка в разноцветных юбочках вешается дома или в офисе у входной или межкомнатной двери, у окна или межкомнатной двери, у окна или компьютера. Даже можно украсить одной или несколькими миниатюрными куколками автомобиль или мобильный телефон. И в дом посылаются радостные вести!
            Чтобы изготовить своими руками куклу – оберег нам понадобились:

1.                  Три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 23, 18, 15 см – юбки.

2.                  Квадрат белой ткани 20*20 см – лицо и руки.

3.                  Хлопковая вата – голова.

4.                  Треугольник яркой ткани – косынка.

5.                  Колокольчик, красные нити, нитки или декоративный шнур (для того чтобы подвесить куколку).

 

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.      Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.      При работе внимательно следите за направлением резания.

3.      Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.      Не держите ножницы лезвием вверх.

5.      Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.      Не режьте ножницами на ходу.

7.      Не подходите к товарищу во время работы.

8.      Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.      Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

Порядок выполнения работы:

1.                  Привязываем кокольчик к шарику из ваты и кладем в центр большого круга.

2.                  Обвязываем и следим , чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.

3.                  Второй круг так же ровно надеваем и закрепляем.

4.                  Точно так же и третий кружочек.

5.                  Белый квадрат ткани складываем противоположными углами к центру.

6.                  Применяем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба, не меньше.

7.                  Закрепляем белую ткань по шее, формируя голову и руки.

8.                  Надеваем косынку и завязываем ее под ручками. При желании для подвескипривязываем тесьму и декоративный шнур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка. Из названия понятно, что основой такой куклы должен быть «столбик». Сделать такой «столбик можно из чего угодно: из бересты, круглого чурбачка, палочки, обмотанной тряпочкой. Можно и просто из плотной льняной ткани, скатанной в плотный валик – как в нашем мастер классе. Одеть столбушку можно в любой наряд по вашему выбору. На голове можно сделать косичку – тогда получится столбушка-барышня. Ведь только незамужние девицы могли ходить простоволосыми. А если повязать платок, то получится солидная тетушка. Размер куклы-закрутка может быть разным.

Чтобы изготовить куклу-оберег, нам понадобилось:

1.                  Белая ткань 20*20

2.                  Вата или синтепон для головы

3.                  Белые нитки

4.                  Пряжа для волос

5.                  Цветная ткань для сарафана

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем  вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание . Получилась  скрутка - рулик.  Это «тулово» нашей куколки. На уровне  шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой. Берем второй  квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась  более  круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи. Расправляем ткань.  Постараемся  убрать лишние складки с лица куклы. Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем  в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки  подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

 

Пряжу пришиваем к голове, формируя волосы. Можно заплести в косы. Из цветной ткани шьем сарафан, украшаем его и одеваем на куклу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Куклы сопровождают нас всю жизнь.
Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

    Теперь мы знаем, что кукла  может служить оберегом в нашей жизни. С одной стороны, это похоже на сказку, ведь мы давно не верим в древних богов и в их силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его.

      Главное правило – делать куклу с любовью, искренне веря в то, что вы делаете. Такой оберег может послужить для поднятия хорошего настроения, что само по себе является сильной защитой.

 

     В ходе работы над проектом мы узнали историю кукол-оберегов,  какие существовали куклы-обереги, для чего они предназначались,  научились делать куклы-обереги, соблюдая основные правила.

      Хочется верить, что у обережной  куклы  прекрасное будущее. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь ее понять – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно из-за этого и делали кукол наши предки. Вот почему кукла-оберег необходима современным людям. Ради этого кукла будет жить дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Бокова Е.  «Школа  мастеров открывает двери». « Б. И.»  28.09.2007.

2.      Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»).

3.      Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» М., 2008

4.      Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. « В гостях у истории.». Русич, 2000

5.      Лыкова И.А. Веселый городец. Филимоновская игрушка.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2007.

6.      Петрухин В.Я. « Древняя Русь». М.: Слово, 2001

7.      Терещенко А.В. История культура русского народа / А. В.Терещенко.- М.: Эксмо,2006.

8.      Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-пресс, 2011 г.

9.      Юкина Л.Ж. Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. (Энциклопедия).

10.  http://go.mail.ru/search_images.

11.  https://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/trjapichnaja-kukla-zakrutka-svoimi-rukami.html

12.  http://kulturanarod.blogspot.ru

13.   https://pikabu.ru/story/kuklyi_proshlogo_6954399

14.  http://www.shkola-igrushki.ru/

15.  https://topmagiya.ru/kak-sdelat-kuklu-obereg-svoimi-rukami/

16.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Кукла

17.  https://xn--49-9kc4aocr5acae7irb.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai/data/documents/istoriya-vozniknoveniya.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

КУВАДКА

 

Кувадка, или Куватка — это кукла, которую делали, чтобы «обмануть», сбить с толку злых духов и тем самым защитить новорожденных младенцев.

Технологическая карта

1)  лоскут яркой одноцветной ткани скручи­ваем к середине по длинным сторонам;

2)  скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом — это голова и туловище куклы;

3)  из лоскута другого цвета размером 6x6 см делаем еще одну скрутку, на концах отступа­ем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой — это руки;

4)  вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем нес­колькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди;

5)  такая куколка-девочка может легко пре­вратиться в мальчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИХОМАНКА

 

Лихоманка — в старину магическая кукла, которую изготавливали под речетатив заговора от недугов, болезней, весенней лихо­радки. Считалось, что сестрица-трясовица, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в нее вместо человека.

Технологическая карта

1) для основы берем лучину (сучок или ветку) и наматываем на нее лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины;

2) намотанную ткань закрепляем посередине витками ниток;

3) берем лоскут однотонной ткани размером чуть меньше двух третей основы и закрепля­ем несколькими витками темной нити;

4) берем лоскут ткани размером 3x6 см (отры­ваем в три движения от основной ткани) повязываем передник — обвиваем нитью или шнуром из нескольких нитей;

5) складываем платок из квадратного лоскута размером 8x8 см и обтягиваем конец лучины, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой темной ткани и завязываем узлом на тыльной стороне.

 

 

 

 


ТРЯПИЧНАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА

Технологическая карта

1)      берем лоскут толстой ткани или ватина и ска­тываем трубочкой в руках; посередине зама­тываем ниткой — высота готовой трубочки должна быть около 11 см;

2) берем квадратный лоскут светлой набивной или однотонной хлопчатобумажной ткани и накрываем трубочку сверху (уголком);

3) отступаем от верха трубочки 1,5—2 см и пере­вязываем швейной ниткой по линии шеи;

4) складываем оба конца для рук таким обра­зом, чтобы срезы ткани оказались внутри;

5) берем цветные нитки «Мулине» и завязываем рукава у запястий куклы;

6) небольшой лоскуток ткани розового или бежевого цвета накладываем на лицо куклы и закрепляем ниткой по линии шеи;

7) берем нитки мулине красного цвета, обматы­ваем голову куклы 3—4 раза, чтобы получился кокошник;

8) берем треугольный лоскуток светлой или декоративной ткани и завязываем вокруг шеи платок так, чтобы кокошник остался открытым;

9)   берем прямоугольный лоскуток цветной ткани и оборачиваем нижнюю часть тулови­ща, чтобы получилась юбка;

10)                      .подбираем отрез кружева или шитья (воз­можно, цветную нить или узкую тесьму), накладываем на юбку и обвязываем цветной ниткой (кушаком) вокруг талии, чтобы получился красивый передник.

 

 

 


                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                          

 


КУПАВКА

 

Это кукла «одного дня», бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы тесемки забирали с собой люд­ские болезни и невзгоды.

Технологическая карта

1)      подбираем две палочки (или ветки деревьев) разной длины;

2)      связываем палочки тонкой веревкой крест-накрест;

3)      берем ситцевую ткань (желательно белого цвета), на верхней части креста укрепля­ем голову, набитую ветошью, этой же тканью обтягиваем руки куклы; фиксируем ткань (обматываем несколько раз) на шее, руках и поясе куклы;

4)      берем цветную ситцевую ткань и привязываем лямки сарафана;

5)      из декоративной ткани изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем тесемки из узких ленточек ткани.

Эту летнюю куклу принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


БАРЫНЯ

Технологическая карта

1)  берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обма­тываем ниткой; затем покры­ваем туловище белым ситцем (по схеме) и перевязываем в трех местах;

2)  берем длинный лоскут бело­го ситца, покрываем часть туловища и перевязываем вверху, чтобы отделить голову;

3)  оба конца ткани разрезаем на три части до головы;

4)  заплетаем косички, которые станут руками;

5)  надеваем на куклу юбку, передник, сзади привязываем плетеную косичку.

 

 

 


                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУКЛА ИЗ ЛЫКА

Технологическая карта

1) для головы берем неболь­шой пучок лыка, скручиваем его в форме шарика и туго обвязываем ниткой;

2) для рук берем тонкий пучок лыка и аккуратно перетягива­ем его ниткой по всей длине;

3) для прически берем пучок лыка, равномерно разделяем на три части, вкладываем нитку красного цвета и запле­таем косичку;

4) на голову накладываем пучок длинных волокон (для туловища), равномерно рас­пределяем вокруг головы и обматываем, чтобы сформи­ровать шею;

5) у основания шеи (под пере­вязкой) вставляем руки, накладываем плечи (два пучка), перетягиваем талию;

6) из декоративной ткани с помощью лекала выкраиваем платье и фартук для куклы, сшиваем иглой любым швом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КУКЛА ИЗ БЕРЕСТЫ

Технологическая карта

1)      делаем из картона лекала;

2)      выкладываем лекала на бересту, обводим и вырезаем;

3)      голову формируем из папье-маше: разрываем мягкую бума­гу на мелкие кусочки, смеши­ваем с небольшим количе­ством воды, добавляем клей ПВА и катаем шарик;

4)      декорируем элементы кос­тюма с помощью стамесок или простого карандаша;

5)      туловище и руки — склеива­ем в виде конусов и соединяем;

6)      последовательно собираем детали: а) головной убор при­клеиваем к голове, б) соединя­ем голову и туловище, в) при­клеиваем фартук, г) нагрудник приклеиваем так, чтобы он заходил на руки, д) приклеива­ем головной платок, который окутывает голову и плечи — концы платка фиксируем клеем на спине.

 

                                                                                              

 


КАРГОПОЛЬСКАЯ КУКЛА

 

Каргопольская кукла из мед­вежьей стороны — образ покро­вительницы женских рукоде­лий, связанный с культом Параскевы Пятницы. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцвет­ных тканей с традиционным ромбическим орнаментом, кудель. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

Технологическая карта

1) лоскут отбеленной холс­тины сшиваем по короткой стороне в форме мешочка;

2) набиваем мешочек шерстя­ной или льняной куделью;

3) берем два лоскута холстины размером 7x10 см и готовим две скатки: складываем по длине несколько раз к середи­не и сшиваем — это ноги;

4) скатки-ноги вставляем в проем мешочка на 1 см и зашиваем мешочек, закрепив ноги внутри;

5) заготовку куклы оборачива­ем ярким лоскутом ткани раз­мером 10x15 см, закрепляем 2—3 витками, отступив от верха 3—4 см, верхний край пришиваем к основе;

6) сшиваем два рукава из лоскутов ткани 7x7 см той же расцветки, выворачиваем;

7) рукава симметрично при­шиваем к основе;

8) подбираем лоскут ткани с традиционным ромбическим (северным) орнаментом и сшиваем широкую юбку, нижний край оторачиваем тесьмой и натягиваем на куклу до рукавов, сверху накладыва­ем передник и закрепляем поясом из витого шнура;

9) готовим головной убор: лоскут ткани размером 5x10 см оборачиваем на голове куклы в виде повойника, сзади приши­ваем, по краю пускаем тесьму. Затем ореолом вокруг головы пришиваем желтую ленту и собираем сборками на затылке.

Вепсы — небольшая народ­ность, проживающая на тер­ритории Карелии, Ленинград­ской и Вологодской областей и сохранившая свои традиции, ] во многом сходные с северно-русскими. Вепсская кукла — это образ замужней женщины.

 

             

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЕПССКАЯ КУКЛА

 

Вепсы — небольшая народ­ность, проживающая на тер­ритории Карелии, Ленинград­ской и Вологодской областей и сохранившая свои традиции, во многом сходные с северно-русскими. Вепсская кукла — это образ замужней женщины.

Технологическая карта

1) лоскут отбеленной хлопко­вой или льняной ткани сгиба­ем пополам, положив в центр «путанку» — моток из обрыв­ков нитей (или клок кудели);

2) моток обтягиваем нитью и закрепляем — связываем двой­ным узлом;

3) диагональ лоскута распра­вляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подво­рачиваем внутрь), отступаем 0,5—1 см и делаем «манжеты» (ручки) — скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом;

4) лоскут обвиваем нитью посередине и стягиваем;

5) готовим два лоскута цветно­го ситца размером 10x10 см, складываем пополам и в каж­дый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем нитью; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке»;

6) оставшимися концами нитей обматываем «рубашку» 2—3 раза под грудью, а затем 3—4 раза крест-накрест между ними (получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан);

7) пояс для куклы изготавлива­ем из обрывков разноцветных нитей, плотно свивая их друг с другом в одном направлении;

8) свитым поясом закрепляем передник куклы: берем лоскут 5x6 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем — скрепляем 2—3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.

9) наряд куклы завершаем под­вязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закре­пляем сзади. Платок повязы­ваем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбород­ком и скрепляем сзади двой­ным узлом.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64 имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64 имени

Содержание Введение . 1.

Содержание Введение . 1.

Введение Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе сталкивались с куклами в своей жизни

Введение Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе сталкивались с куклами в своей жизни

Теоретическая часть 1.1. Что такое кукла «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

Теоретическая часть 1.1. Что такое кукла «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской

История возникновения кукол «Тот, кто в куклы не играл , тот и детства не видал»

История возникновения кукол «Тот, кто в куклы не играл , тот и детства не видал»

Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем

Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем

Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злой дух

Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злой дух

Несмотря на кажущуюся примитивность, куклы отличались жизненностью, в них привлекала близость к окружающей действительности

Несмотря на кажущуюся примитивность, куклы отличались жизненностью, в них привлекала близость к окружающей действительности

К концу XIX века фарфоровые игрушки, как и другие, заимствовали иностранные формы и сюжеты

К концу XIX века фарфоровые игрушки, как и другие, заимствовали иностранные формы и сюжеты

Куклы эти стоили дорого, бедняки не могли их покупать, но среди разночинства и купечества они пользовались успехом

Куклы эти стоили дорого, бедняки не могли их покупать, но среди разночинства и купечества они пользовались успехом

В то же время определенно детский облик игрушки позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской и семейной жизни

В то же время определенно детский облик игрушки позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской и семейной жизни

Во-первых, у нее чрезмерно большое количество вещей (слишком обеспеченная, богатая)

Во-первых, у нее чрезмерно большое количество вещей (слишком обеспеченная, богатая)

С лета 2001 года начался выпуск куклы

С лета 2001 года начался выпуск куклы

Пупс MyDreamBaby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте

Пупс MyDreamBaby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте

Виды кукол в старину Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим

Виды кукол в старину Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим

Когда появились первые куклы-обереги?

Когда появились первые куклы-обереги?

Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами

Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами

Обрядовая свадебная куклаСоединяла мужчину и женщинуСвадьба

Обрядовая свадебная куклаСоединяла мужчину и женщинуСвадьба

Зернушки Оберегать собранный урожай зерна

Зернушки Оберегать собранный урожай зерна

Практическая часть 2.1. Инструкция создания кукол-оберегов своими руками

Практическая часть 2.1. Инструкция создания кукол-оберегов своими руками

Любые действия, требующие использования колюще-режущих предметов, проделываются до начала процесса изготовления куклы

Любые действия, требующие использования колюще-режущих предметов, проделываются до начала процесса изготовления куклы

Готовую куклу следует внимательно осмотреть на предмет аккуратности, подправить, подвернуть, закрепить

Готовую куклу следует внимательно осмотреть на предмет аккуратности, подправить, подвернуть, закрепить

Технология изготовления куклы-оберега

Технология изготовления куклы-оберега

Применяем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба, не меньше

Применяем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба, не меньше

Столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол

Столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото

Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно

Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно

Заключение Куклы сопровождают нас всю жизнь

Заключение Куклы сопровождают нас всю жизнь

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1 КУВАДКА Кувадка, или

Приложение 1 КУВАДКА Кувадка, или

ЛИХОМАНКА Лихоманка — в старину магическая кукла, которую изготавливали под речетатив заговора от недугов, болезней, весенней лихо­радки

ЛИХОМАНКА Лихоманка — в старину магическая кукла, которую изготавливали под речетатив заговора от недугов, болезней, весенней лихо­радки

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА Технологическая карта 1) берем лоскут толстой ткани или ватина и ска­тываем трубочкой в руках; посередине зама­тываем ниткой — высота готовой трубочки должна быть…

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА Технологическая карта 1) берем лоскут толстой ткани или ватина и ска­тываем трубочкой в руках; посередине зама­тываем ниткой — высота готовой трубочки должна быть…

КУПАВКА Это кукла «одного дня», бытовавшая в

КУПАВКА Это кукла «одного дня», бытовавшая в

БАРЫНЯ Технологическая карта 1) берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обма­тываем ниткой; затем покры­ваем туловище белым ситцем (по схеме) и перевязываем…

БАРЫНЯ Технологическая карта 1) берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обма­тываем ниткой; затем покры­ваем туловище белым ситцем (по схеме) и перевязываем…

КУКЛА ИЗ ЛЫКА Технологическая карта 1) для головы берем неболь­шой пучок лыка, скручиваем его в форме шарика и туго обвязываем ниткой; 2) для рук берем…

КУКЛА ИЗ ЛЫКА Технологическая карта 1) для головы берем неболь­шой пучок лыка, скручиваем его в форме шарика и туго обвязываем ниткой; 2) для рук берем…

КУКЛА ИЗ БЕРЕСТЫ Технологическая карта 1) делаем из картона лекала; 2) выкладываем лекала на бересту, обводим и вырезаем; 3) голову формируем из папье-маше: разрываем мягкую…

КУКЛА ИЗ БЕРЕСТЫ Технологическая карта 1) делаем из картона лекала; 2) выкладываем лекала на бересту, обводим и вырезаем; 3) голову формируем из папье-маше: разрываем мягкую…

КАРГОПОЛЬСКАЯ КУКЛА Каргопольская кукла из мед­вежьей стороны — образ покро­вительницы женских рукоде­лий, связанный с культом

КАРГОПОЛЬСКАЯ КУКЛА Каргопольская кукла из мед­вежьей стороны — образ покро­вительницы женских рукоде­лий, связанный с культом

Куклы: из прошлого в настоящее

Куклы: из прошлого в настоящее

ВЕПССКАЯ КУКЛА Вепсы — небольшая народ­ность, проживающая на тер­ритории

ВЕПССКАЯ КУКЛА Вепсы — небольшая народ­ность, проживающая на тер­ритории

Куклы: из прошлого в настоящее

Куклы: из прошлого в настоящее
Скачать файл