Министерство образования и науки Республики Хакасии
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Аграрный техникум»
Аннотация
В статье рассматривается порядок, формы и методы электронного тестирования, требования к формированию базы тестовых заданий, а также критерии оценки результатов электронного тестирования в ходе подготовки специалистов по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
Ключевые слова: электронное тестирование, повар, кондитер, квалифицированный специалист, форма контроля.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению техникума компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности – организации предприятия общественного питания. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Одним из приоритетных направлений работы нашего техникума является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В техникуме имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование.
Первый год используем на уроках производственного обучения уроки в форме электронных тестов. Урок с использованием электронных тестов и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на уроках. Мы овладели компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему уроков с использованием ИКТ по усвоению материала на уроках. Это разрешило нам при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Электронные презентации и тесты по профессии повар, кондитер на уроках производственного обучения предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций и тестов предоставляет возможность организации самостоятельной работы обучающихся с подобного рода ресурсами. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для урока производственного обучения. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания обучающихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях я свела текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся профессии «Повар, кондитер». Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по модулям. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным обучающимся.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках позволяет объективно оценить теоретические знания обучающихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только мастер, который будет освобожден от проверки тетрадей , кроме того, такая компьютерная программа полезна прежде всего ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.
Использование компьютерных тестов на уроках производственного обучения дает возможность:
Ø осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
Ø вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
Ø достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Только использование при автоматизированном контроле действительно хороших продуманных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. Известный педагог-новатор И. Н. Ильин говорил, что обучающиеся помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них – найденное решение.
Ещё одно преимущество компьютерных тестирующих программ по сравнению с традиционными методами проверки знаний – это оперативная проверка знаний учащихся. Такие программы нужны учителям, учащимся. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого способам познания.
Тесты имеют компьютерную оболочку. Процесс тестирования с помощью подготовленной нами совместно с программистом школы компьютерной программы тестов довольно прост для обучающихся и не требует специальных знаний. Программа работает в полноэкранном режиме. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность обучающихся к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях обучающихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Литература:
1. Аванесев В.С. Композиция тестовых заданий. – М .: АПО, 1988- 54с.
2. Козлова С.Н. Кулинарная характеристика блюд. – М.: Академия .2006.-191с.
3. Птицына О.М. Как определить качество знаний на уроках теоретического обучения // Профессиональное образование. - 1995.-№2
4. Семиряжко Т.Г. Кулинария контрольные материалы.- М.: Академия, 2010.-207с.
5. Скаткина М.Н. , Краевского В.В. Качество знаний учащихся и пти его совершенствования. – М.: Прогресс, 1978.-36с.
6. Федотова Л.Д. Рыкова Е.А. Оценка качества начального профессионального образования . – М.: АПО, 2000. -54с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.