Творческий проект "Зимний сад"

  • Документация
  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческий проект по благоустройству пришкольного участка
Иконка файла материала Проект Зимний сад.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» С. СТАРОМАРЬЕВКА ГРАЧЕВССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 «Зимний сад

на школьном участке»

 

 

 

 

Автор:

Гулюшина Валерия

ученица  10 класса

Руководитель:

Зотова Татьяна Николаевна

учитель технологии

 

 

 

Старомарьевка, 2023

Содержание

Введение

3

I.                   Основная часть

5

1.1. Ключевые разновидности зимнего сада

5

1.2. Роль зимнего сада в образовательной среде

7

1.3.Влияние растений на организм человека

8

II.                Практическая часть

9

2.1.Создание макета зимнего сада

9

2.2.Подбор растений для зимнего сада школы

11

Заклчение

13




 

 

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

Введение

В наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно – техническим прогрессом тихо уйдет с арены жизни за немногие недели. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей его природы, тем осознанней будет его отношение к ней.

Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение с природой не заменит Интернет. Зимой мы почти полностью лишены возможности общения с зелеными растениями. Поэтому проблема создания зимнего сада является актуальной. Если в школе будет зимний сад, то эти потери можно восполнить.

 

Новизна проекта: Зимний сад в школе – еще одна отличительная идея, способная подчеркнуть индивидуальность учреждения образования. В нашей школе всегда присутствовали зеленые уголки. Но отдельного здания «Зимний сад» никогда не было.

 

Актуальность: Школьный дом для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться. В школьных рекреациях имеются зелёные насаждения, но нет стилевого единства в их оформлении.

Решение этой проблемы возможно при осуществлении социального проекта

«Зимний сад на школьном участке».

Декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации; выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.); оказывают положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок.

 

Гипотеза: При наличии на школьном участке зимнего сада, на его базе можно проводить практические, исследовательские работы, использовать его в качестве учебного кабинета, а также как зону для релаксации.

 

Цель проекта:

·                   изучение роли школьного зимнего сада, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, воспитания детей, а также повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков в озеленении окружающего образовательного пространства;

·                   разработать проект, создать макет зимнего сада на пришкольном участке;

·                   подобрать растения для зимнего сада.

 

Задачи:

·                   изучить роль зимнего сада и условия для осуществления проекта;

·                   изучить литературу по вопросу озеленения интерьера;

·                   выявить влияние растений на организм человека;

·                   разработать дизайн  зимнего сада;

·                   создать макет зимнего сада;

·                   подобрать композиции растений  зимнего сада.

I.                  Основная часть

1.1.          Ключевые разновидности зимнего сада

 

Зимний сад – это отапливаемое помещение с естественным освещением, предназначенное для размещения экзотических и не зимостойких, а также комнатных растений. Зимний сад обычно представляет собой застеклённое помещение с металлическим, алюминиевым, деревянным каркасом или веранду как продолжение гостиной.

Зимний сад – это характерный микроклимат, где условия для жизнедеятельности растений подбираются таким образом, что и люди могут проводить время в данном помещении с пользой для организма и здоровья.

Чем отличается зимний сад дома от оранжереи или теплицы?

Оранжерея - отдельное строение, как правило, размещенное в саду

Теплицы же специализируют для выращивания некоторых сортов (к примеру, пальм и апельсинов), где поддерживается особый климат. В таких климатических условиях человеку довольно тяжело находиться.

Зимний сад в свою очередь располагает грамотно подобранным микроклиматам, который к тому же отлично сказывается на самочувствии человека и культивирует растения со сложными «характерами». Зимние сады, как и оранжереи, призваны обеспечивать цветам и растениям комфортную зимовку, уберегая от холодных ветров и снега.

Учитывая выбранные растения, выделяют 3 вида зимнего сада:

1.     Тропические зимние сады. Популярный вариант для растений, любящих повышенную влажность и тепло. Температура воздуха поддерживается в районе градусов 18-26, а минимальная влажность составляет 50%.

2.     Субтропические. Температура в них держится около 13-15 градусов.

3.     Засушливые. Данный вариант используется, чтобы выращивать суккуленты.


 

Топический зимний сад

 

С тропическими растениями прекрасно сочетаются искусственные водоёмы, которые пригодны для выращивания миниатюрных нимфей, роскошных канн и калл. Берег водоёмов прекрасно украсят фиттонии, пилеи, селагинеллы или сагиттарии. Изюминкой в таком саду станет эпифитное дерево – это своеобразная конструкция, на которой выращивают растения из семейства бромелиевых.

 

 

Субтропический зимний сад

 

 Это сад, который в зимнее время нуждается в особой «погоде», копирующей мягкую субтропическую зиму.

Для создания такого сада температура воздуха должна понижаться до 10–12 °С (для некоторых растений даже до 5–7 °С), а полив — сокращаться.

В субтропическом зимнем саду могут расти все растения, которые в естественных условиях произрастают в зонах субтропиков: в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, в Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

 

 

Засушливый зимний сад

 

Это вариант для ценителей зелени, которые не хотят излишне заботиться о правилах ухода за растениями.

Для такого зимнего сада подойдут следующие представители флоры (суккуленты) родом из засушливых зон: агава, адениум, алоэ, аптения,

·         гастерия, замиокулькас,

·         оскулярия, толстянка, кактусы.

 

 

1.2.          Роль зимнего сада в образовательной среде

Люди с давних пор украшают своё жилище живыми растениями. Этот обычай возник в странах с холодной зимой. Сначала в комнатах в зимнее время выращивали лекарственные растения – людям хотелось, чтобы они всегда были под рукой. Потом стали выращивать растения ради красоты.

Комнатные растения – наши «зелёные друзья», они вселяют веру в свои силы, радуют наш глаз, напоминают нам о великолепии весны, тёплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками.

Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, когда за окном льёт дождь и холодный ветер качает голые ветви деревьев, буйство зелени и цвета порождает острое ощущение праздника.

Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают шум, уменьшают запыленность. Цветы оказывают благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.

Таким образом, можно сделать вывод:

1.     декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера;

2.     выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т. д.);

3.     оказывают положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок.

«Зимний сад», который радует всех присутствующих в школе, даст дополнительную возможность для проведения уроков биологии, проектно-исследовательской работы учеников и создаёт неповторимую атмосферу лета во время долгой зимы.

1.3.Влияние растений на организм человека

Комнатные растения способствуют единению человека с природой. Красота, окраска растений благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, жилище человека, снимают нервное напряжение, поднимают настроение, укрепляют и пополняют здоровье, используются медицине и косметологии.

Чистят воздух: Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.

Увлажняют воздух: Комнатные растения очень важны для здоровья. Примерно на 10% воздух, которым мы дышим, увлажняется за счет растений.

Вырабатывают кислород: Все мы знаем, что, когда человек выдыхает углекислый газ, растения выполняют противоположное действие, производя кислород.

Уменьшают стресс: Исследования доказали влияние комнатных растений на эмоциональное состояние человека. Растения дома и на работе помогают снизить стресс и усталость, а также повысить продуктивность сотрудников.

Дают приятный запах и создают позитивную атмосферу

На основе изученного  материала я решила создать макет зимнего сада, который бы идеально вписался в ландшафтный дизайн нашего школьного двора.


II.                Практическая часть

2.1.          Создание макета зимнего сада

Макет зимнего сада носит приблизительный характер. Я впечатлилась полностью прозрачной конструкцией здания. В таком помещении много дневного света и тепла, кажется, создается впечатление, словно ты находишься в природе, а не в помещении.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Подбор растений для зимнего сада

В проектируемом зимнем саду можно разместить различные растения.

Необходимо собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранить своё здоровье. Ведь каждый из нас испытывал на себе влияние растений. Рядом с комнатным растением чувствуешь себя не одиноким, вызывает восхищение удивительная окраска листьев. Как здорово очутиться среди цветущих растений зимой, они поднимают наше настроение, успокаивают. Кроме того, все мы знаем, что даже комнатные растения издавна используются человеком  для лечения различных заболеваний.

Считаю, что растения  необходимо  разделить на 2 группы:

 1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.

2 группа – растения, выделяющие фитонциды.

Фитонциды содержат диффенбахия, жасмин, мята, лимон, кипарис, лаванда, розмаринлавр благородныйстолетник алоэ древовидное, каланхоэ перистое, хлорофитум, герань (пеларгония). Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения, как фикусы, плющи, драцены, аглаонемы.

И, наконец, еще одна группа полезных, фитонцидных растений — кактусы и другие суккуленты.

В нашем зимнем саду могут расти и ампельные растения, которые  образуют каскад побегов, спадающих из цветочного горшка, у некоторых ампельных эти побеги достигают 1 м и более. Как правило, их подвешивают на стены, окна и т. д. К ампельным растениям относятся традесканция, аспарагус, хлорофитум, плющ и  некоторые папоротники и многие другие.

    Особенно хороши тропические лианы, пока еще редко встречающиеся в наших садах – бугенвиллея,     мандевилла,    гедихиум,    пондарея  жасминовидная, отличающиеся великолепным и продолжительным цветением. 

   С  плющами, циссусами и роециссусами поспорят такие эффектно цветущие лианы, как жасмин самбак, многие виды пассифлоры. Безусловной царицей субтропического сада является азалия.

    Пожалуй, самыми любимыми растениями в таком саду станут представители цитрусовых. Это может быть не только привычный нам лимон, но и очень красивый каламондин, красиво сформированный мандарин или апельсин.

   Зимний сад – это искусственный ландшафт, поэтому его создание требует не только знания биологии растений, но и основ ландшафтного дизайна. Конечно, главный декоративный элемент зимнего сада – растения. Но для подчеркивания их красоты, создания рельефа, используются также и другие материалы – природный и искусственный камень,  декоративная галька, сухие стволы деревьев, коряги. Это не просто декоративные элементы, а поддержка и опора для экзотических растений. Естественнее выглядят среди камней и коряг и такие растения, как эпифитные орхидеи, папоротники, многие ампельные растения нуждаются в деревянных опорах. 

    Очень важны всевозможные аксессуары, фонтанчики, светильники для приватного освещения, клетки для певчих птиц и даже аквариум с экзотическими рыбками. Сочетание красивых композиций растений и фитонцидов, которые они выделяют, журчание воды из фонтанчика, будет способствовать укреплению нашего здоровья.

 

Заключение

Уход за растениями требует много времени, а, главное, определенных знаний и навыков. Но удовольствие, получаемое от пребывания в зкзотической обстановке, своеобразная аура, создаваемая живыми растениями, особенно на фоне заснеженного сада за окном, стоят затраченных сил и времени. 

Зимний сад – место, где можно расслабиться, отдохнуть и забыть обо всех сиюминутных трудностях. Обилие зелени зимой – самый комфортный режим отдыха и релаксации.

Формирование экологической культуры — одно из важнейших требований к всестороннему развитию личности человека.

Мой проект – это идея по созданию нового полезного объекта  на школьной территории. Если найти способы реализации моей задумки,  то наша школа была бы особенным образовательным учреждением, у учащихся появилась бы уникальная возможность изучать флору, выращивать любимые растения. Зимний сад — учебный кабинет!