Музыкально- литературная композиция "У Есенина день рождения"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 10.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий посвящен дню рождения С.Есенина и предназначен для детей подготовительной группы
Иконка файла материала Музыкально.docx

 

             Музыкально-литературная композиция

                       «У Есенина день рождения»

                  для детей подготовительной группы

Музыкальный руководитель Леонова Г.А.

МБДОУ «Детский сад №5 «Березка»

Рязанская область, г.Рыбное

 

Цель: воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.

Задачи: 

1. Развивать у детей интерес к русской литературе.

2. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

4.Через красоту поэзии, музыки, изобразительное и театральное искусство найти путь к сердцу ребёнка. Раскрыть его душевные силы, творческий потенциал.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. Есенина, разучивание стихов и танцевальных движений.

Оборудование:  подбор песен на стихи С. Есенина, компьютер, презентация с изображением портрета С. Есенина, С. Константиново, пейзажей русской природы, животных, памятников С. Есенину, видеопроектор, экран, русские народные костюмы для взрослых и детей, кленовые осенние ветки.

 

Ход проведения:

Звучит отрывок видео клипа «Откроем томик Есенина»

(Слайд 2)

Ведущий 1: Россия… Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом. Это все то, что нас окружает.

        Россия… Какое красивое слово. ( на фоне музыки)

        И роса, и сила, и синее что-то.

        Россия, как из песни слово.

        Березок юная листва

        Кругом леса, поля и реки,

        Раздолье, русская душа. 

Ведущий 2:

        Люблю тебя, моя Россия,

        За ясный свет твоих очей,

        За ум, за подвиги святые

        За голос, звонкий как ручей.

 

Дети исполняют песню «Русская сторонка»Кожуховской

 

Ведущий 1: ( Слайд 3)

(На экране появляется портрет С. А. Есенина)

Сегодня в зале будут звучать стихи замечательного русского поэта. Посмотрите на портрет, и давайте все вместе скажем, как зовут этого поэта (Сергей Александрович Есенин).

 

Показ фрагмента видеоклипа к песне «У Есенина день рождения»

Муз. Мартынова

 

Ведущий 1:

        Душа поэта – тонкая струна,

        Дотронешься, и зазвенит она.

        И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

        В секреты слова красоты проникнуть.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Когда он был маленьким, его воспитывали нежно любящие дедушка и бабушка(Слайд 4).

 

Ведущий 2:

На Сергея Александровича огромное влияние имел дед, именно он, лежа с внуком на печи, распевал песни, старинные и заунывные, рассказывал ему сказки и прибаутки. К написанию стихов будущего поэта расположили песнопения деда, слагать их Есенин начал в 8 лет. С юных лет в сердце поэта запала Россия, детские стихи Есенина тоже отражают любовь к родной земли.

Ведущий 2:

        Далёким днём осенним

        Родился наш Есенин.

        Губернии рязанской,

        А жизнь ждала крестьянская.

        Среди степей, полей, берёз

        Есенин в доме деда рос.

Ведущий 1:

Каким же рос мальчик Серёжа?

Ребёнок:

        Худощавый и низкорослый, —

        Среди мальчишек всегда герой,

        Часто, часто с разбитым носом

        Приходил я к себе домой.

        И навстречу испуганной маме

        Я цедил сквозь кровавый рот:

        «Ничего, я споткнулся о камень,

        Это к завтраму все пройдет».

 

 

Ведущий 1:

Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки.

Входит воспитатель в народном костюме, на плечах платок и садится на лавочку, дети вокруг неё.

Инсценирование стихотворения «Бабушкины сказки»

Бабушка:

        Ну, какую сказку вам сегодня рассказать?

Дети:

        Про Иванушку-дурачка.

Бабушка:

        Что же, слушайте!

        За горами, за лесами,

        За широкими морями,

        Не на небе – на земле

        Жил старик в одном селе.

        У старинушки три сына:

        Старший умный был детина,

        Средний сын и так, и сяк.

        Младший вовсе был дурак… (Из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»)

Ребёнок:

        И сидим мы, еле дышим,

        Время к полночи идет.

        Притворимся, что не слышим,

        Если мама спать зовет.

        Сказки все. Пора в постели…

        Но а как теперь уж спать?

        И опять мы загалдели,

        Начинаем приставать.

        Скажет бабушки несмело:

        «Что ж сидеть-то до зари?»

        Ну а нам какое дело, —

        Говори да говори. (С. Есенин «Бабушкины сказки»)

Бабушка:

Ну, вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Спать пора. Ночь пришла, сон принесла.(уходит)

 

Ведущий 1:

Послушайте, как поэт описывает ночь в своем стихотворении.

Дети читают стихотворение С. Есенина «Ночь».

 

 

 

 

 ( на экране Слайд 5- изображение ночи)

        

        Тихо дремлет река.

        Тёмный бор не шумит.

        Соловей не поет,

        И дергач не кричит.

        Ночь. Вокруг тишина.

        Ручеек лишь журчит.

       Своим блеском луна

        Все вокруг серебрит.

        Серебрится река.        

        Серебрится ручей.

        Серебрится трава

        Орошенных степей.

        Ночь. Вокруг тишина.

        В природе все спит.

        Своим блеском луна

        Все вокруг серебрит.

 

Ведущий 2(Слайд 6):

Свое родное село Есенин очень любил, считал его самым красивым местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию. И где бы ни бывал Есенин уже будучи взрослым, знаменитым поэтом (в Москве, Санкт-Петербурге, даже во Франции, в Америке), его всегда тянуло на родину, в село Константиново. (Слайд 7)

( на экране появляется фото с изображением дома С. Есенина и села Константиново)

        Край любимый! Сердцу снятся (на фоне музыки)

        Скирды солнца в водах лонных.

        Я хотел бы затеряться

        В зеленях твоих стозвонных.

 

Ведущий 1(Слайд 8):

        Я снова здесь, в семье родной (на фоне музыки)

        Мой край задумчивый и нежный.

        Кудрявый сумрак за горой

        Рукою машет белоснежной.

 

Песня «С добрым утром» сл.Есенина, Муз.Струве

 (на экране появляются фото с изображением природы родного края)

 

 

 

 

 

 

Ведущий 2:

Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой, талантом. Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Даже морозная, холодная зима в стихах Сергея Есенина таинственная и сказочная.

Дети читают стихотворение С. Есенина. (на экране Слайд 9)

        Пороша

        Еду. Тихо. Слышны звоны

        Под копытом на снегу,

        Только серые вороны

        Расшумелись на лугу.

       Заколдован невидимкой

        Дремлет лес под сказку сна,

        Словно белою косынкой

        Подвязалася сосна.

        Поднагнулась, как старушка,

        Оперлася на клюку,

        А над самою макушкой

        Долбит дятел на суку.

        Скачет конь, простору много,

        Валит снег и стелет шаль.

        Бесконечная дорога

        Убегает лентой вдаль.

 

Ведущий 1:

С. А. Есенин – великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам «березовое молоко», где месяц – «кудрявый ягненочек» гуляет в «голубой траве», где душа дышит запахом меда и роз. Вся его жизнь – это песня о любви к Родине, к своему народу.

Слушаешь его стихи, а перед тобой встают картины русской природы: «алый свет зари», «заросшая крапива обрядилась ярким перламутром», «черемуха в белой накидке», «сонные березки растрепали шелковы косы». А еще есть стихотворение С. А. Есенина «Закружилась листва золотая», послушаем его.

(Слайд 10)

(Ребенок читает стихотворение)

        Закружилась листва золотая

        В розоватой воде на пруду,

        Словно бабочек легкая стая

        С замираньем летит на звезду.

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1:

На эти стихи композиторы сочинили музыку.

Звучит песня «Закружилась листва золотая», музыка Л. Олифировой, стихи С. Есенина. 

Дети исполняют танец с листочками.

 

Ведущий 2:

Сергей Есенин. Близкое, дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Его удивительно красивые, запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу. Некоторые из них мы сегодня услышим.

Дети читают стихи о природе.(Слайд 11)

 

Ребёнок 1:  

С.Есенин «Буря»

 

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

 Ребёнок 2:  

Сергей Есенин «Весенний вечер»(Слайд 12)

 

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Ребёнок 3:

Сергей Есенин «Восход солнца»(Слайд 13)

 

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

 

Ведущий 1:

Я хочу обратить внимание, что почти в каждом стихотворении о природе присутствуют живые существа: вороны, сороки, журавли, лошади, собаки. Никто другой из русских поэтов так много не писал о животных, понимая их, заботясь о них, не забывал ни одного щенка. Ни одного котенка. Подтверждение тому – стихотворение, посвященное младшей сестре Шуре.

 

Ребёнок: (Слайд 14)

 

«Ах, как много на свете кошек». 

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.


 

 

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Ведущий 2: 

С. Есенин разговаривал с животными на каком-то особом, вполне понятном им языке. Он любил животных. Понимал их печали и страдания. Поэт учит нас не обижать братьев наших меньших. Послушаем еще одно стихотворение.

 

Ребёнок: (Слайд 15)

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ведущий 1:

Заканчивается наш праздник, посвященный памяти русского поэта С. Есенина. Его стихи прославляют наш Рязанский край, нашу Родину. Мы гордимся нашим земляком. В г. Рязани названы театры, улицы именем С.

Есенина. Он не был провидцем, но знал, что люди его не забудут, и про себя писал: «И будет памятник стоять в Рязани мне…».

 

 

 

 

Ведущий 2:(Слайд 16)

 (на экране появляется фото с изображением памятника          

С.Есенину)

И он стоит недалеко от Рязанского Кремля, на берегу реки. Это замечательный памятник с распахнутыми руками, обнимающими дорогую поэту Русь! И ещё долго-долго люди будут восхищаться замечательными стихами Есенина, в которых так ярко  звучит любовь к Родине, любовь к России.

        

        Но люблю тебя, Родина кроткая, (на фоне музыки)

        А за что, разгадать не могу.

        Весела твоя радость короткая

        С громкой песней, весной на лугу.        

 

6 девочек исп. танцевальную композицию с обручами «Рязанский берёзовый край»

Ведущий 2:   Вот и закончился наш  праздник, посвященный творчеству  поэта, но С.А. Есенина   никогда не забудут, потому что его  стихи воспитывают любовь к Родине, к человеку, к природе и   всему живому на земле. Мы надеемся, что  вам понравился наш праздник,  и  полученные впечатления вы отразите в  своих рисунках, которые мы покажем вашим родителям.


 

Скачано с www.znanio.ru