Музыкально-стилевые направления в творчестве композиторов

  • ppt
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Киселева Н.В. СОШ 6.ppt

1

Тема: «Музыкально-стилевые направления в творчестве композиторов».

Выполнила:
Киселева Наталья Владимировна
Учитель музыки,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Югорск, ХМАО-Югра

2

Стиль музыкальный (опр.) -это система средств музыкальной выразительности, характерная для определённой эпохи (времени) и места ( Европа, Азия и т.д)

Слово stylus –от древнегреческого почерк.

Эпо́ха («остановка») — длительный период, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. В истории это период, «меньший, чем эра».

3

Музыкальный жанр – французское слово, которое определяет тип произведения в зависимости от назначения, формы и содержания. Примером жанра выступает романс, опера, песня, ария, соната.

Музыкальный стиль – приёмы и элементы, которые позволяют достигнуть конечного результата в виде песни, арии или материала. Разнообразие стилей возникает благодаря манере игры на инструментах, преподношения вокала. На стилевые признаки влияли исторические и социальные предрассудки людей, мироощущения авторов композиций.

Музыкальное направление – обобщающий термин, которые не используется в профессиональном мире музыки. Обыватели применяют понятие для отображения принадлежности произведений авторов к единой категории. Направление предполагает объединение стиля и жанра, определяя их общность.

4

Музыка эпохи барокко
(опр. странный, причудливый, склонный к излишествам)
-период развития европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. XVII век – расцвет.

Иоганн Себастьян Бах
(1685- 1750)



Создал множество
клавирной музыки
(то есть писал для
инструментов, которые
имели клавиши)

5

Творчество Иоганна Себастьяна Баха



Органное творчество

прелюдия, 
фантазия, 
токката, 
пассакалия,
хоральная прелюдия,
фуга.

6



Органное творчество

 Прелюдия – небольшое музыкальное произведение

Фантазия –творческий эксперимент в вообще в любых техниках композиции и средствах языка ( гармонии, ритме, форме, фактуре, жанре.

Токката –инструментальная пьеса быстрого четкого движения равными короткими длительностями.

7



Органное творчество

  Пассакалия – провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, жанр инструментальной и связанная с ним музыки разновидность вариационной формы.

Хоральная прелюдия –короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала.

Фуга- композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосного произведения «перебегает» из одного его голоса в другой.

8



Клавирное творчество

  

«Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность

15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения ключевых знаков. 

Английские сюиты и Французские сюиты.
Каждый сборник содержит по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). 

Первая и вторая части сборника «Clavier-Übung» (букв. «упражнения для клавира»). В первую часть (1731) вошли шесть партит, во вторую (1735) — Увертюра во французском стиле и Итальянский концерт .

9



Клавирное творчество

Инвенция- небольшие двух и трехголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники: в виде имитации, канона, простого и сложного контрапункта.

В музыке контрапункт: учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое.

Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Концерт - музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.

10



Оркестровая и камерная музыка

  

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 
3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, и партиту для флейты соло.

Соната -музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.

Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
род органных вариаций на хоральную мелодию в музыке XVII—XVIII веков.

Сюита -музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

11



  

Вокальная музыка

Кантаты
Пассионы
Оратории и магнификат
Мессы

12



  

Вокальная музыка

Кантата- торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением.

Пассион - вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах.

Оратория -Крупное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

Магнификат -церковное песнопение на текст из Евангелия (эпизод Благовещения); часть вечерни.

Месса- жанр церковной многоголосной музыки.

13

Музыка эпохи Возрождения


(1532- 1594)



Он написал около 1350 (преимущественно вокальных) композиций
в разных современных ему жанрах и формах, из которых около 1200 были опубликованы при жизни.

Орландо ди Ла́ссо

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами

14



Творчество Лассо включает как культовые жанры (ок. 600 месс, пассионы, магнификаты), так и жанры светской музыки (мадригалы, песни). Особое место в его творчестве занимает мотет: Лассо написал ок. 1200 мотетов, чрезвычайно разнообразных по содержанию.

Моте́т  — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Мадригал - один из центр. муз. жанров эпохи Возрождения.
Осн. черты: 4–5-голосие (реже встречаются 3, 6–10 голосов), опирающееся на нормы т. н. строгого стиля полифонии.

15

Музыка эпохи классицизма

(Опр. От латинского слова classicus — образцовый, в основе лежат идеи рационализма, строгих канонов, гармоничность и разумность бытия.(как бы в противовес предыдущей эпохе)
-период развития академической музыки XVII – начало XVIII в.

В.А. Моцарт
(1756-1791)

Ф.Й. Гайдн
(1732-1809)

Людвиг Ван Бетховен
(1770-1827)

16

Музыка эпохи классицизма

Ф.Й. Гайдн
(1732-1809)

Франц Йозеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. 

17

Музыка эпохи классицизма

В.А. Моцарт
(1756-1791)

Во́льфганг Амадéй Мо́царт — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации

18

Список самых известных произведений
В.А. Моцарта

В.А. Моцарт
(1756-1791)


Симфония №40
Маленькая ночная серенада
Турецкий марш
Свадьба Фигаро
Дон Жуан
Реквием
Волшебная флейта
Концерт для фортепиано с оркестром №21

19

Музыка эпохи классицизма

Людвиг Ван Бетховен
(1770-1827)

Лю́двиг ван Бетхо́вен — немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире.

20

Людвиг Ван Бетховен
(1770-1827)

Симфония №5, ор. 67 (1808).
Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или ( «Лунная соната») (1801).
Багатель.
Симфония №9 Ре минор.
«Эгмонт»(«Egmont»).
Классическая песня «Сурок».
Концерт для скрипки с оркестром.
Концерт для фортепиано с оркестром №5.

Список самых известных произведений
Л. Бетховена

21

Музыка периода Романтизма
период развития Конец XVIII и весь XIX век
(явление возникло в противовес классицизму)
  Это отображение мира душевных переживаний,
стремления к идеалам посредством сказочных, фантастических,
национальных и исторических образов.

Франц Шуберт
(1797- 1828)

Фредерик Шопен
(1810-1849)

Эдвард Григ
(1843-1907)
Романтик с ярким
национальным колоритом

22

Музыка периода Романтизма

Ференц  Лист — венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов XIX века.

Ференц Лист
1811-1886

Самые известные произведения
Ф. Листа
Венгерские рапсодии
«Фауст-симфония»
Первая симфония 
Соната си-минор

23

Музыка эпохи реализма (опр. Вещественный, действительный )
Явление возникло в противовес романтизму. Период XIX-XX вв.
Это время яркой, предметной образности. Правдивое без приукрашиваний
отображение реальных, узнаваемых образов или событий.

Георгий Свиридов
(1915-1998)

Арам Хачатурян
(1903-1978)

Джузеппе Верди
1813-1901

24

Джузеппе Верди
1813-1901

Список самых известных произведений
Джузеппе Верди

Оперы: «Риголетто»,
«Травиата»,
«Отелло»,
«Бал-маскарад,
«Аида».

25

Клод Дебюсси
(1862-1918)

Морис Равель
(1875-1937)

Эрик Сати
1866-1925

Музыка́льный импрессиони́зм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год,

26

Клод Дебюсси
(1862-1918)

Список самых известных произведений
Клода Дебюсси

Оперы Родриго и Химена (1890-1893; незавершена) .
Черт на колокольне (1902-1912?; наброски)
Падение дома Ашеров (1908-1917; незавершена)
Преступления любви (Галантные празднества) (1913-1915; наброски) Балеты Камма (1910-1912)
Игры (1912-1913)
Ящик с игрушками (1913)
Оркестровые произведения Симфония (1880-1881)
Сюита "Триумф Вакха" (1882)
Сюита "Весна" для женского хора и оркестра (1887)
Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896) Прелюдия "Послеполуденный отдых фавна" (1891-1894).
Три ноктюрна: "Облака", "Празднества", "Сирены" (1897-1899)
Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
"Море", три симфонических эскиза (1903-1905).
Два танца для арфы и струнных (1904).
"Образы" (1905-1912)

27

Клод Дебюсси
(1862-1918)

Морис Равель
(1875-1937)

Эрик Сати
1866-1925

Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но тем не менее всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика.

28

Модерни́зм в му́зыке

29

Игорь Стравинский
(1882-1971)

Список самых известных произведений
Игоря Стравинского

Балеты: «Петрушка»,
«Жар-птица»,
«Весна Священная»

30

Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.

В XX веке направление постоянно преображалось, пройдя несколько характерных этапов развития.
В течение 1930—1940-х годов термин дестабилизировался свинговым бумом и би-боп-движением. Современное значение появилось в 1950-х годах, когда джаз объединили в музыкальный жанр, с описанием, соединившим разные стили всех временных периодов.
Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами.

31

Джорж Гершвин
1898-1937

Список самых известных произведений
Джорджа Гершвина

Оперы Опера 135-я улица (1923);
Опера Порги и Бесс (1935);
Музыкальные спектакли Ля-ля, Люсиль (1919); Будьте добры, леди (1924); О кей! ( Oh Кау!, ...
Инструментальные произведения Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (1924); Американец в Париже (1928); Вторая рапсодия; ...
песни (около 300);
музыка к фильмам.

32

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг ( 1874  — 1951) — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.

Инструментальные сочинения: «Просветленная ночь»,
«Пеллеас и Мелизанда»,
кантата «Песни Гурре»,
Кантата «Уцелевший из Варшавы»,
Опера «Моисей и Аарон»

33

Авангардизм в музыке

Условное наименование различный течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель.
Термин "Авангардизм" возник в критике 1920-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939-45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

34

Авангардизм в музыке

Среди наиболее видных представителей музыки авангардизма - композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества:
П. Булез, Дж. Кейдж,
Л. Ноно, С. Буссотти,
К. Штокхаузен, П. Шеффер,
Л. Берио, Я. Ксенакис.

35

Неофольклори́зм  — термин, иногда употребляющийся по отношению к европейской музыке 1-й трети XX века, в которой фольклор цитировался и развивался с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки. Неофольклоризм развивался параллельно с неоклассицизмом и был противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами Могучей кучки. Статьи и выступления Мануэля де Фальи и Бартока легли в основу его «программы». Первые представители неофольклоризма — Бела Барток и Игорь Стравинский.

Неофольклори́зм в музыке 

Бела Барток
1881-1945

36

Список самых известных произведений
Бела Бартока

Деревянный принц,
Замок герцога Синяя Борода,
Концерт для оркестра
Струнный квартет
Чудесный мандарин

37

Неоклассицизм в музыке

Неоклассицизм ― музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма.
Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

Отдельные композиторские имитации «классического стиля» отмечаются уже во второй половине XIX в.: «Интермеццо в классическом стиле» М. П. Мусоргского (1862), «Старинный менуэт» М. Равеля (1895). Примеры неоклассицизма в музыке 1910-х гг. — «Классическая симфония» С. С. Прокофьева (1917) и «Бюрократическая сонатина»
 Э. Сати.

38

С.С. Прокофьев
1891-1953

Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Творческое наследие С.С. Прокофьева

39

Спасибо за внимание!

Посмотрите также