Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ!..»
(познавательная музыкальноигровая программа
в 3–4 классах)
О б о р у д о в а н и е :
1) стенд со следующими иллюстрациями:
– первые весенние цветы и грибы (матьимачеха, хохлатки, пролески,
прострел, подснежник; сморчки, строчки);
– грач, жаворонок;
– растения мая: черемуха, купальница, сирень, ландыш, ночная фиалка;
– репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Весна.
Большая вода», М. Врубеля «Пан»;
– весенние фотопейзажи;
2) аудиозаписи: голос жаворонка; П. И. Чайковский. «Времена года: Апрель.
Подснежник»; М. И. Глинка. Романс «Жаворонок»; И. Штраус. «Весенние
голоса»;
3) высушенные весенние грибы: сморчки и строчки.
Ход мероприятия
В е д у щ и й . Всем известно: Новый год наступает зимой, и первый месяц года
– январь. Но, оказывается, в далекиедалекие времена русский народ праздновал
наступление Нового года весной, в марте. Не елочкой наряженной, а песнями
отличался этот праздник – желанный праздник света, тепла, надежды на богатый
урожай. Девушки, кружась в хороводе, пели:
Приходи к нам, весна, с радостью,
С великой к нам милостью,
Веди за собой лето теплое
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С овсом кудрявым,
С просом, с гречею,
С калиной, с малиной,
С черной смородиной!
А сельские ребятишки залезали на кровли хлебных амбаров и распевали
песнивеснянки:Синичкисестрички,
Чечеткитетки,
Куличкимужички,
Скворцымолодцы!
Изза моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелквою травой,
С жемчужною росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!
В о п р о с ы:
1. Как назывался и называется народный праздник проводов зимы и встречи
весны? (Масленица.)
2. Чем знаменита Масленица? (Блинами, катаниями на санях, с горы на
санках, народными гуляньями.)
3. Какая сказка, какой фильм рассказывают об этом празднике?
(«Снегурочка».)
– Днем на дворе ярко сверкает мартовское солнышко, нехотя оседают
сугробы, а изпод сугробов ручейки выбегают. Настоящие подкопщики! И до
чего хитрые! Мурлычут свою песенку снегу, убаюкивая его, а сами тем временем
точат и точат в нем новые ходы, чтобы вырваться на долгожданную волю.
Недаром в народе говорят: «Зима в марте пугает, да сама тает». «Дзиньдзинь!»
– поет капель. И похожи на веснушки первые проталины.
В о п р о с:
– Что такое проталина? (Место, где стаял снег и открылась земля.)
– Не случайно март называют еще и так: капельник, протальник. И еще одно
название есть у первого месяца весны – позимье. И то верно: иногда позимнему
вдруг начнет бушевать метель. Зимняя стужа скует землю. Притаятся звери,
замолкнут птицы. Лишь маленький цветок не боится зимы:
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
– Я вижу, погода тиха и ясна.Скажите, ведь правда,
Что это весна?
М. Соловьева
В о п р о с ы:
1. Что это за цветок? (Подснежник.)
2. Какие цветы расцветают у нас весной? Найдите их на стенде. (Мать
имачеха, хохлатки, пролески, прострел, подснежник.)
– Мы привыкли называть подснежниками многие цветы, которые появляются,
когда кругом еще не растаял весь снег. На самом же деле подснежником
называется вот этот цветок. (Показать.) Вот он, подснежник, выглядывает из
под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и весеннее
солнышко играет в капельках воды на его лепестках.
– Сейчас мы прослушаем музыкальную пьесу. Слушая, постарайтесь
«увидеть» подснежник – эта музыка о нем.
Звучит пьеса П. И. Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель.
Подснежник».
– Оказывается, есть и грибыподснежники. Какие съедобные грибы
появляются первыми? Покажите их на стенде. (Показать строчки и сморчки.)
22 марта – День весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Этот день –
настоящий праздник весны, второй после Масленицы. В старину этот праздник
называли «Сороки». На Сороки весну закликали, призывая жаворонков и других
птиц.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Веснукрасну!
Зима надоела,
Весь хлеб поела!
Утром по старинному русскому обычаю матери выпекали ребятишкам из
теста «жаворонков» – булочки с носиком, с изюминками вместо глаз. Ребятишки
крошили выпеченных птиц и раскидывали крошки по сторонам – призывали,
приманивали весну. В этот день и вправду можно было услышать первые песенки
полевого жаворонка.
Звучит запись пения жаворонка.– У русского композитора М. Глинки есть романс, который называется
«Жаворонок». Во вступлении мы слышим трели жаворонка, а потом
наслаждаемся прекрасным напевом романса.
Звучит романс М. Глинки «Жаворонок».
В о п р о с ы:
1. Какие птицы прилетают в наши края первыми? (Грачи, жаворонки,
скворцы.)
2. С прилетом каких птиц мы считаем, что началась весна? (С прилетом
грачей.)
3. З а г а д к а :
Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей.
(Грач.)
– Вот они, важные, на картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Алексей Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и
писал картины русской природы. В 1871 году, еще до прихода весны, расстался
Саврасов с городом и уехал на Волгу, в Кострому. Всегда был ему по душе этот
старинный русский город. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно
дышится…
Первые дни работа не клеилась. Художник стоял у окошка, смотрел на
убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковь, на хмурое небо да
узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в
этом пейзаже сердце художника. Он надевал сапоги, долго шагал по дороге,
присматривался, прислушивался, но весна не приходила…
Весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Однажды утром
разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и
рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь
распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не
замечал ничего… Вот оно! Началось! Робкий луч солнца проложил по снегу
голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими
зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим
пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачномвесеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали,
кричали прилетевшие изза моря долгожданные гости.
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на
подоконнике со своей работой.
– Грачи прилетели! – напевал художник. – Грачи прилетели! Пришла весна!
Так была написана знаменитая картина.
Дети рассматривают репродукцию картины А. Саврасова «Грачи
прилетели».
В о п р о с ы:
1. По каким признакам можно узнать о приближении весны?
2. Что делают грачи?
3. Как еще можно назвать картину?
4. Для каких птиц люди строят весной домики? (Для грачей, воробьев, синиц,
кукушек, скворцов, галок.)
СКВОРЦЫ
День весенний, весёлый –
Светит солнце с утра.
Побежала из школы
По домам детвора.
Притащили дощечки
И пилу с молотком,
На просохшем крылечке
Строят маленький дом.
Домик с круглым оконцем,
Возле дома – порог,
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мог.
Домик с крышей тесовой –
Гордость наших ребят...
Но скворечня готова,
А скворцы не летят.
Вышел дедушка древний.
Сел курить на бревно:
– А в соседней деревне
Прилетели давно!Слышен шелест над крышей.
Птичий радостный гам...
– Тише, дедушка!.. Тише!..
Это, кажется, к нам!
З. Александрова
– Говорят, три дела есть у весны: первое дело – тьму зимнюю одолеть; второе
дело – снега согнать, землю отогреть; и третье дело – теплую землю в зелень
одеть.
Отгадайте, о каких месяцах идет речь в этих загадках:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает…
Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?..
(Апрель.)
– Итак, тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю
разбудить и согреть – это дело апреля. В народе говорят: «Апрель водою
славен», «Не будет воды, не будет и травы». В старину апрель называли
снегогоном. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает.
Посмотрите на картину И. Левитана «Весна. Большая вода» – вот она,
большая вода апреля. На картине нет ни одной человеческой фигуры, но все, что
на ней изображено, – все радостно поет о весне. О весне поют стройные березки,
о весне поют и сосна, и ель, и талая вода, поют и облака.
В о п р о с ы:
1. Как называется разлив рек? (Половодье, большая вода.)
2. З а г а д к а :
Отступили холода,
Взламывает лед вода,И как море широка,
Разливается река.
Это все у нас в народе
Называют … (половодье.)
3. Отчего реки весной выходят из берегов?
З а г а д к а про третий весенний месяц:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?..
(Май.)
– Третий долг весны – теплую землю в зелень убрать – достается маю.
Пословица говорит: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает». Цвтень, трвень
– так называют май в народе.
В о п р о с ы:
1. Скажите, с какими растениями связаны у вас воспоминания о чудесном
месяце мае? (Черемуха, купальница, сирень, ландыш, ночная фиалка.)
2. Весной или летом цветет сирень? (Весной. В народе наступление лета
отсчитывали со времени отцветания сирени.)
Из Древней Греции дошла до нас одна из красивых легенд о сирени. Она
связана с богом Паном и нимфой Сирингой. Бог Пан родился с козлиными
ногами и рогами и с длинной бородой, но остальные боги любили его за веселый
нрав. Пан жил в тенистых лесах, на лугах, в горах и был их защитником.
Защищал он и стада. Полюбил Пан прекрасную речную нимфу Сирингу. Увидел
однажды Пан Сирингу и хотел подойти к ней, но та испугалась и убежала. Пан
побежал следом, но нимфа превратилась в благоухающий сиреневый куст с
нежными лиловыми цветами. (Показать репродукцию картины М. Врубеля
«Пан».)
– В мае распускаются первые нежные листочки на деревьях.
Показать листья разных деревьев.
В о п р о с ы:1. Чьи это листья? (Березы, липы, осины, ивы, клена, дуба.)
2. Сколько лет живет хвоя сосны и ели? (Хвоя сосны – 2–3 года, ели – 5–6
лет.)
Отчего наш месяц май
Прозывают месяц Ай?
– Оттого, что он и теплый и холодный. Днем солнышко, а ночью ой какой
морозец! Бывает май – под кустиком рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь
полезай… Но без холодов тоже нельзя (их называют черемуховыми). «Май
холодный, год хлебородный», – учит пословица.
В о п р о с ы:
1. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?
(Майские.)
2. Сколько лет живет майский жук? (Пять лет. Личинка три года живет в
земле, на четвертый год превращается в куколку, на пятый – в жука.)
3. З а г а д к а .
В мае появляется не рак, не рыба,
Не зверь, не птаха, не человек.
Нос долог, голос тонок.
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар.)
4. Зачем весной скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и
лошадях? (Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинки
из кожи животных.)
5. З а г а д к а .
6. З а г а д к а .
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?..
(Мухи.)
И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете.
На поляне, на опушке,Мы зеленые … (лягушки).
– А теперь послушайте вальс И. Штрауса «Весенние голоса». Прислушайтесь
к мелодии – и вы поймете, что она поет о весне. Солнце золотит молодую листву,
весело щебечут птицы. Во всем радость жизни!
Звучит вальс И. Штрауса «Весенние голоса».
В заключение можно провести конкурс стихов о весне.