«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
Оценка 4.6

«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

Оценка 4.6
doc
08.05.2020
«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
Методическая разработка Симоновой Л.М..doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

пгт. Троицко-Печорск  Республики Коми                         

 

 

 

Методическая разработка

Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

                                                 Автор: Симонова

Людмила Михайловна,     

учитель музыки

 

 

 

 

 

 

пгт. Троицко-Печорск

2020

 

 

Содержание

1.    Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3

2.    Основная часть

2.1. Место темы «Музыкальные инструменты» в программе «Музыка»

      для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений …………………….  4

2.2.  Медиатека на службе учителя музыки ……………………………………………….. 6

2.3. Игра как средство формирования познавательной и творческой

       активности обучающихся …………………………………………………………….. 14

2.4. Проектная деятельность как один из приёмов формирования творческой

       личности ………………………………………………………………………………..  22

3.Заключение ……………………………………………………………………………….  26

Литература ………………………………………………………………………………….  28

Приложения ………………………………………………………………………………… 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

     В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности. Другими словами, начальное общее образование призвано помочь каждому учащемуся реализовать свои способности и создать условия для его индивидуального развития.

     Дети XXI века – это иные дети, иное поколение. Сегодня их интересы обращены к компьютерам, интернету, игровым приставкам, мобильным телефонам. Живое общение заменяется виртуальным. Чтение книг, посещение музеев, концертных залов, экскурсий уходит на второй план. Как разбудить в современных детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в компьютерах и гаджетах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью их жизни? И здесь мы уже можем говорить о первостепенной роли учителя.

     Выдающемуся российскому дирижёру и альтисту Рудольфу Борисовичу Баршаю (1924 – 2010) принадлежат слова: «… дирижёром можно стать, если выполнишь два условия. Первое — не мешать оркестру. Это не многие умеют. Второе — когда научился не мешать, можешь попробовать помогать. Если удалось первое и второе — можешь руководить». [1] Нельзя не согласиться: дирижёр состоялся как мастер своего дела, когда научился понимать своих оркестрантов, давая им свободу самосовершенствования. Думается, так и учитель может быть наставником своих учеников, доверяя им больше добывать знания и приобретать навыки и умения самим. Поэтому для педагога так важно находить те методы, приёмы, формы обучения, которые бы были направлены на развитие активной, творческой личности. А это уже актуально. Не сомневаюсь, каждый учитель на протяжении преподавательской деятельности накапливает не только опыт, но и свою методическую и дидактическую копилку.

     Цель работы: представление опыта работы над формированием и развитием творческих способностей обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности в рамках изучения темы «Музыкальные инструменты».

   Моя работа предназначена для учителей музыки, но может быть полезна и для других учителей-предметников.

 

 

2.1. Место темы «Музыкальные инструменты» в программе «Музыка»

для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений

     Рабочие учебные программы по музыке на первой ступени обучения, по которым я работаю, составлены на основе программы «Музыка. Начальные классы» (ред.  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. [2]

     Содержание программы включает в себя: фольклор, духовную музыку, произведения композиторов-классиков (золотой фонд), сочинения современных композиторов.

     На первом месте –  введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры –  «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. 

      Программа рассказывает о возникновении и развитии музыкального искусства и о его связи с жизнью, о его проявлении в окружающем мире, как оно воздействует на духовный мир человека. Через опыт общения с музыкой, с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни. 

      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки (зависит от особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса + творческий подход учителя музыки к данной программе).

     Я остановлюсь на уроках, связанных с изучением музыкальных инструментов, их классификацией, историей возникновения и пр., которые включены в данную программу. Всего таких уроков 18, они представлены в таблице 1.

Таблица 1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

6 уроков (из 33)

5 уроков (из 35)

3 урока из 35

5 уроков из 35

Урок 10.

Музыкальные инструменты. 

 

Урок  4. 

Музыкальные инструменты (фортепиано).

 

Урок  17.

Настрою гусли на старинный лад…

 

Урок  13.

Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов.

Урок  11. 

«Садко». Из русского былинного сказа.

 

Урок   17.

Русские народные инструменты.

Урок 18.

Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

Урок  14.

 О музыке и музыкантах. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка).

Урок 12.         

Музыкальные инструменты.

 

Урок 18.

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

 

Урок  28. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

Урок 15.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Урок 26. 

У каждого свой музыкальный инструмент.

 

Урок 24. Симфоническая сказка.

 

 

 

Урок 27.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок 27. 

Музыкальные инструменты.

 

Урок 28.

Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты. И все это Бах! 

 

Урок 32.

Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент – гитара.

Урок 28. 

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

 

 

           

 

 

   Всего по программе на обучение музыке учащихся 1-4 классов предусмотрено 138 часов, из них на изучение темы «Музыкальные инструменты» в 1-ом классе отводится 6 уроков (18%), во 2-ом – 5 уроков (14%), в 3-ем классе – 3 урока (9%),  в 4-ом классе – 5 уроков (14%). На остальных уроках о музыкальных инструментах можно говорить, но это уже вскользь, между делом. Как видим, возможности останавливаться подробно на них невелики. И это вполне справедливо: помимо знакомства с музыкальными инструментами, Программа рассказывает о возникновении и развитии музыкального искусства и о его связи с жизнью, о его проявлении в окружающем мире, как оно воздействует на духовный мир человека. Через опыт общения с музыкой, с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни.

    Как сделать так, чтобы уроки, посвящённые изучению музыкальных инструментов, были усвоены обучающимися, отложились в памяти? Думаю, этот вопрос волнует не только меня.  Выход вижу в том, чтобы создать мотивацию у детей к получению знаний, на уроках связанных с изучением музыкальных инструментов.  А поэтому нахожусь в постоянном поиске форм, приёмов и методов обучения на уроках музыки. 

2.2. Медиатека на службе учителя музыки

     В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с «экранными искусствами» (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие, когда при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, абстрагированный образ предмета, а при слушании музыки ухо создаёт, так называемый «портрет» звука. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Мне хочется остановиться на применении видеофильмов, которые дают возможность повысить степень активности обучающихся, привлечь их внимание.  

    Интенсивное проникновение видеоматериалов (документальных, художественных, учебных и пр.) в воспитательно-образовательный процесс на всех ступенях обучения позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод можно использовать для мотивации к усвоению знаний, усвоения новых знаний, закрепления, повторения, обобщения, для организации контроля; он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. 

  Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. 

   Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

·  дать учащимся более полную, достоверную информацию

·  повысить роль наглядности в учебном процессе;

·  удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

·  наладить эффективную обратную связь.

   Использование на уроках музыки материалов видео, киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие. С этой целью мной были разработаны уроки с введением в них материалов видео и кино. [3]

   На практике, начиная вводить в определённом классе экранные искусства, я первоначально уделяю время даже простому пересказу того или иного эпизода, при этом обращаю внимание на звуковую среду фильма, а также на сочетание изображения и звука. Видеофрагменты представляют собой короткие фильмы, посвященные отдельным вопросам программы. Время демонстрации видеофрагмента от трех до пяти минут.

      Во время просмотра видеофильма происходит не только зрительное и слуховое восприятие изучаемого материала, но и эмоциональное, что способствует лучшему усвоению материала.

       На этапе мотивации я использую фрагменты ставшей уже популярной шоу-программы «Удивительные люди». На протяжении существования этой передачи зрителям не раз были представлены уникальные люди с музыкальным слухом, музыкальными способностями. Считаю, что если начать урок с удивления – это значит обеспечить настрой детей на получение знаний.  А программа «Удивительные люди» оправдывает своё название: она не только привлекает внимание к сверхвозможностям человека, в том числе и маленького, но и заставляет задуматься о собственных возможностях. На своих уроках познакомила учащихся с некоторыми из них:

1. Асадбек Аюбжонов, 11 лет, г. Термез. Определяет музыкальное произведение по движению рук дирижёра.

2. Екатерина Хмелевская, 28 лет, г. Москва. Абсолютный музыкальный слух. Композитор. Человек, способный видеть музыку глазами. Определяет мелодию по движениям пальцев пианиста.

3. Михаил Макаров, 22 года, г. Москва. Абсолютный слух и уникальная музыкальная память. Определяет мелодию по движению смычка.

4. Альфредо Ньевес Кесада, 30 лет, г. Москва. Абсолютный музыкальный слух. Определяет на слух, какая нота прозвучала и определить частоту этой ноты (в герцах).

   И это не весь список музыкально одарённых людей. Информацию об этих людях, их выступления  можно найти на сайте   https://www.youtube.com/  . [4] (Приложение 17)

    Каждый ребенок талантлив по-своему. Но есть дети, которые уже в раннем возрасте поражают окружающих редкой музыкальностью, чувством ритма, пластикой, отточенностью движений. Именно ради таких детей существует Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя Птица» с 2015 года. Главная задача конкурса – открыть новые имена юных артистов, помочь сбыться мечтам юных участников (до 15 лет). В исполнении детей в одном конкурсе представлены все главные виды современного исполнительского искусства:

§  сольное пение – классическое, народное и эстрадное,

§  игра на музыкальных инструментах – академических и народных,

§  хореография – классический балет, бальный и народный танец,

§  цирковое искусство и некоторые другие жанры.

      На уроках музыки можно знакомить учащихся с одарёнными участниками конкурса как минимум в двух видах: сольное пение и игра на музыкальных инструментах. Я использую накопленный материал как на начальном этапе урока – мотивации, так и на этапах открытия нового знания и закрепления знаний.

     Вот те юные гении, чьи имена и исполнение музыкальных произведений звучали на моих уроках:

1. Алексей Мысин, 5 лет, г. Ставрополь. Пианист.

2. Злата Ефимова, 8 лет, г. Красноярск. Флейтистка.

3. Ильяс Невретдинов, 10 лет, Москва. Трубач.

4. Петр Кашпурин, 8 лет, г. Санкт-Петербург. Арфист.

5. Тимофей Яхнов, 12 лет, Санкт-Петербург. Гобоист.

6. Эрик Мирзоян, 12 лет, город Москва. Кларнетист.

7. Софья Тюрина, 9 лет, город Балаково, Саратовская область. Саксофонистка.

8. Екатерина Филимонова, 10 лет, поселок Степное, Саратовская область. Барабанщица.

    На конкурсе «Синяя птица» представлены дети, играющие почти на всех музыкальных инструментах. А значит, для меня есть возможность удивлять моих учеников и мотивировать их на изучение такого интересного предмета, как музыка. Информацию об этих детях, их выступления  можно найти на сайте  https://ptica.tv/persons/episode/2233149 .    [5] (Приложение 18)

     В настоящее время на просторах интернета можно найти огромнейшее  количество развивающих и обучающих видеороликов по всем учебным предметам и использовать в своей работе.

     Чаще на уроках, связанных с изучением музыкальных инструментов, я использую следующие видеоматериалы:

- отрывки из мультфильмов о музыкальных инструментах. Главные герои мультфильмов – сами музыкальные инструменты (ребёнок не просто знакомится с инструментом и его звучанием, но и запоминает инструмент, как главного героя этой серии);

 - отрывки из фильмов и мультфильмов, которые содержат в себе звучание конкретного музыкального инструмента (изучаемого на уроке). Ребята знакомятся с тембром музыкального инструмента, слушают его звучание, учатся на слух воспринимать звучание музыкального инструмента.

- фрагменты постановок изучаемых произведений (опера, балет) на сцене или в кино.   Ребята оказываются «зрителями» спектакля, и сюжет воспринимается ярче и интереснее.

   Так, на уроках музыки во 2-м классе дети изучают тему «Симфоническая сказка».  На этом уроке дети знакомятся с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк. В ней все темы персонажей исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Таким образом,  дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра. Тема эта сложная.  Детям нужно запомнить и названия и тембр инструментов. И не просто запомнить тембр инструментов, но слышать и отличать тембр одного инструмента от другого. Вот тогда на помощь приходит видео.  

     Плюсы, использования видео: дети и видят музыкальный инструмент, и слышат его звучание и, кроме того, могут прочитать о нем небольшую информацию. Помимо этого, когда ребенок слушает звучание определенного инструмента, на экране появляется животное, которое играет на этом инструменте. Это помогает ребенку запомнить данный музыкальный инструмент. И теперь при виде птички он вспоминает звучание флейты, кошка напоминает ему звучание кларнета и т.д.

   Мною накоплен опыт обучения детей с использованием кинофильмов и мультфильмов:

(Приложение 20)

 Фильм «Садко».

1 класс. «Садко»

3 класс. «Певцы русской старины»

Фильм и мультфильм «Снегурочка».

3 класс. «Прощание с масленицей» «Звучащие картины»

Фильм «Музыкант-чародей»

4 класс. «Музыкант-чародей»

Мультфильм «Видеть музыку».

1 класс. «Музыкальные инструменты»

2 класс. «Симфоническая сказка»

3 класс. «Музыкальные инструменты»

4 класс. «Музыкальные инструменты»

Мультфильм «Петя и волк».

2 класс. «Симфоническая сказка»

3 класс. «Музыкальные инструменты»

Мультфильм «Три кота». Серия 73. «Музыкальные инструменты».

1 класс. «У каждого свой музыкальный инструмент

Я активно использую образовательные сайты: «Современный Учительский портал», «Видеоуроки», «Инфоуроки, «Детям о музыке», личные сайты учителей музыки и др. (Приложение 1)  

     Сайты «Инфоурок» и «Видеоуроки» предлагают свои сценарии к урокам музыки. Без сомнения, нужный и востребованный видеоматериал. Но у каждого учителя своё видение урока, поэтому и строить урок он хочет по-другому.  Я увидела выход в извлечении из видеоуроков нужного мне фрагмента и вставлении его в структуру моего урока по собственному усмотрению.  Как правило, выбранные видеочасти по времени длятся всего от 2 до 5 минут. А это то, что надо: наш урок длится всего 40-45 минут, успеть нужно много, дать возможность поработать детям, поэтому время для меня ценно.  В моём арсенале есть уже наработанный материал.

    Так, например, из видеоурока «Музыкальные инструменты (фортепиано) _ Музыка 2 класс #4 _ Инфоурок»  (продолжительность 00:07:37) меня заинтересовал фрагмент «История появления фортепиано»  и я использую на уроке именно его (продолжительность 00:04:50). Чем интересен этот эпизод? Во-первых, вначале предлагается разгадать загадку. Это дети любят делать. Отгадывание загадки уже вызывает интерес у школьника и даёт положительный настрой на просмотр видеофрагмента:

Играет и тихо, и громко,

Играет и тихо, и плавно.

Приглушенно может, и звонко

Звучать наше … (фортепиано)

Во-вторых, ученик получает сведения об истории появления этого музыкального инструмента. В-третьих, у учителя появляется возможность в форме беседы (а возможна и тестовая проверочная работа) выявить уровень усвоения темы.

    Вопросы для беседы:

1. Когда появилось фортепиано? (Более 600 лет назад)

2. Назовите предшественников этого инструмента. (Клавикорд, клавесин)

3. Чем отличался клавикорд от клавесина? (Клавикорд – 1 клавиатура, клавесин – 2-3 клавиатуры)

4. В чём можно увидеть недостатки этих инструментов? (Тихое звучание)

5. Почему нельзя было играть громко и ярко? (звук извлекался щипком, струну, которая цеплялась к клавише, цепляло слабым, непрочным пером)

6. Что сделал в 1809 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори ди Франческо, чтобы усилить звук? (Заменил перья на деревянные палочки-молоточки; звук извлекался не щипком, а при помощи удара о струну)

7. От каких слов образовалось фортепиано и что они обозначают? (Форте – громко, пиано – тихо)

8. Фортепиано назвали королевским инструментом. А как слово королевский звучит по-итальянски? (Рояль)

9.  А как называется маленькое фортепиано? (Пианино)

10. Скажите, пожалуйста, хотелось бы вам рассказать историю создания фортепиано своей семье, друзьям? А вы хорошо запомнили?

- Молодцы! (Приложение 2)

     Или: из видеоурока «Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера. Музыка 1 класс» (продолжительность 00:05:06) я беру фрагмент «История появления духовых народных инструментов» (продолжительность 00:00:35). До демонстрации видеофрагмента ребята предполагают, как произошли духовые народные инструменты. Для меня важно, чтобы дети увидели, совпадут ли их предположения о появлении первых духовых инструментов с тем, что показывается в видеоуроке. Итак, предположения детей и та версия появления духовых инструментов, которую предлагает авторы видеоурока, в центре внимания учеников. Как разрешится спор – вот это уже интересно! (Приложение 3)

    Или: из этого же урока «Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера. Музыка 1 класс» вырезаю 40-секундный фрагмент «Народные инструменты» для этапа обобщения и систематизации знаний учащихся о духовых и струнных народных инструментах. Перед ребятами своеобразный стенд с музыкальными инструментами, надписями с их названиями и озвучкой. Как правило, после такого обобщения контроль знаний в форме музыкальной викторины проходит результативно. (Приложение 4)

    Или: развивающий видеофильм «Музыкальные инструменты для детей» даст мне много. Главное – это название инструментов и их звуки: пианино, скрипка, барабаны, гитара, труба, арфа, флейта, саксофон, бубен, балалайка, гусли, кларнет, контрабас, губная гармошка, волынка, фагот, гармонь, дудка, баян, виолончель, маракасы, аккордеон, ложки, валторна, кастаньеты, банджо, орган, мандолина. Заметьте, музыкальные инструменты даны без какого-либо намёка на их классификацию. А она мне и не нужна. В этом видеофильме есть инструменты и их звуки. А это главное. Значит, из этого видео я могу извлечь звучание и наглядность тех инструментов, которые мне нужны и соответствуют моему видению. (Приложение 5)

   Я представила лишь некоторые формы работы с видеоматериалами на уроке. Постепенно моя видеотека пополняется, даёт возможность для творческого подхода к подготовке уроков. А занятия, дополненные видеосюжетами, становятся более яркими, впечатляющими и эффективными.

    Помимо видеотеки я собираю аудиофайлы (отдельные звуки музыкальных инструментов, классифицированные по родам, по принадлежности к народному или симфоническому оркестру и т.д.) При творческом подходе к имеющейся фонотеке можно создавать музыкальные тесты, викторины на любые темы. Например, я пользуюсь такими аудиорядами:

1. Деревянные духовые инструменты: 1. Флейта, 2. Кларнет, 3. Гобой, 4. Фагот.

2. Струнные смычковые инструменты: 1. Скрипка, 2. Альт, 3. Виолончель, 4. Контрабас.

3. Медные духовые инструменты: 1. Труба, 2. Туба, 3. Тромбон.

4. Струнные народные инструменты: 1. Домра, 2. Гусли, 3. Балалайка.

5. Духовые народные инструменты: 1. Свирель, 2. Жалейка, 3. Рожок.

6. Ударные народные инструменты: 1. Бубенцы, 2. Трещотка, 3. Ложки, 4. Бубен

7. Ударные симфонические инструменты: 1. Тарелки, 2. Литавры, 3. Барабан.

8. Симфонические инструменты: 1. Фортепиано, 2. Скрипка, 3. Труба, 4. Барабан, 5. Арфа, 6. Кларнет, 7. Контрабас, 8. Тарелка, 9. Литавры, 10. Виолончель.

9. Народные оркестровые инструменты: 1. Гусли, 2. Бубенцы, 3. Трещотка, 4. Свирель, 5. Балалайка, 6. Ложки, 7. Жалейка, 8. Домра, 9. Рожок, 10. Бубен. (Приложение 6)

    На уроках такого рода аудиозаписи можно использовать на разных этапах: мотивационном, постановки проблемного вопроса, открытия нового знании, закрепления, обобщения и систематизации, контроля знаний.   

    Большую помощь при подготовке и проведении  уроков оказывает  преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

     Используя возможности программы Power Point можно  обеспечить наглядность в предпонесении любой учебной информации. Это – презентации. В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

     Подготовка презентаций – серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

     В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, и, конечно же, звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения.

     В своей работе я не так часто использую презентации: всё зависит от темы и наполнения урока другими средствами и способами. Дети не всегда и не всякую презентацию воспримут хорошо. Но убеждена, что грамотно созданная презентация – это увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

     Для уроков музыки я накапливаю материал в электронном виде. По теме «Музыкальные инструменты» есть несколько презентаций, выполненных мною, несколько заимствована из сети интернет, несколько презентаций выполнили  учащиеся. (Приложение 7)

     В своей педагогической практике уделяю внимание и проектной работе учащихся. Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения: развитие познавательных навыков учащихся; умения самостоятельно конструировать свои знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; развитие творческого мышления.  (Приложение 7)

     Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании.  

     Мультимедийный проект является одним из самых современных способов подачи информации. Он может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты. На уроках музыки мультимедийный проект может, скорее, выполнять художественную, чем информативную, функцию, воздействуя на эмоциональном уровне.

      Медиатека учителя обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень, способствуют: активизации познавательной деятельности и реализации творческого потенциала ребенка, воспитание интереса к музыкальной культуре.

2.3. Игровые технологии

     Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легче, с удовольствием.  

     В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться.

     Целью применения игровых форм обучения для меня является развитие познавательного интереса у учащихся к уроку музыка. Различные игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Сегодня, существует большое количество игровых методов обучения. Я хочу рассказать о тех, которые я использую на своих уроках наиболее часто.

Игра-драматизация «Поиграем в оркестр»

      Игра «Поиграем в оркестр» проводится мной в 4 классе при изучении темы «Царит гармония оркестра».

      Цель: закрепить знания о симфоническом оркестре, о группах музыкальных инструментов, умения на слух определять звучание инструментов, а также знание способа игры на музыкальных инструментах.

      Сначала рассказываю учащимся о симфоническом оркестре, о группах инструментов, которые включает в себя данный оркестр. Показывая иллюстрации с изображением инструментов, объясняю учащимся (через собственный показ), как правильно играть на каждом инструменте и даю учащимся послушать звучание инструментов. Объясняю, как располагаются музыканты в оркестре и только после этого начинается игра.

      Первые и вторые парты – это струнные инструменты (скрипки, альты, виолончели и контрабасы, один ученик – арфа), дальше духовые – сначала деревянные, за ними – медные и т.д.

      Задача каждого «музыканта» – внимательно слушать музыку, постараться услышать свой инструмент и вовремя вступить, имитируя игру на своём музыкальном инструменте.

      На таком уроке я выступаю в роли дирижёра симфонического оркестра и показываю вступление каждой группе инструментов (помогаю учащимся, но не тороплюсь, даю возможность учащимся самим услышать звучание своего инструмента и вступить самостоятельно). Главное в данной игре, чтобы учащиеся не просто «играли» на инструментах симфонического оркестра, но самостоятельно определяли своё вступление и правильно «извлекали» звук из своего музыкального инструмента. В качестве музыкального материала использую любое музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Например, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского,  вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

       Также эту игру я провожу в 4 классе при изучении темы «Оркестр русских народных инструментов».

       В ходе игры учащиеся закрепляют знания об оркестре русских народных инструментов, о группах инструментов, определяют на слух звучание русских народных инструментов и знакомятся с приёмами игры на музыкальных инструментах оркестра народных инструментов. Закрепление происходит на музыкальном материале, который исполняет оркестр русских народных инструментов (Г.В. Свиридов. «Тройка», из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»).

     Пробовала данную игру-драматизацию во 2 классе при изучении темы «Русские народные инструменты». Во втором классе учащиеся только начинают знакомиться с понятием русский народный оркестр, им очень тяжело в звучании целого оркестра услышать одну группу инструментов. Я поняла, что надо использовать небольшой музыкальный фрагмент, но очень яркий, чтобы слышно было, как вступает та или иная группа инструментов русского народного оркестра. Мне пока ещё такой фрагмент не встретился в моей практике. Поэтому во 2 классе, я считаю, проводить данную игру ещё рано.

      Также в 4 классе при изучении темы «Царит гармония оркестра» (при знакомстве детей с симфоническим оркестром) в моём «арсенале» есть другая игра «Узнай инструмент». Каждый урок музыки – это урок творчества, не хочется, а иногда и не получается один и тот же урок провести одинаково, поэтому появляются новые игры при закреплении нового материала.

Игра «Узнай инструмент»

      Цель: закрепить знания об инструментах симфонического оркестра и научиться на слух различать тембр (голос) каждого инструмента, уметь отличать его звучание от других музыкальных инструментов.

      После знакомства с инструментами (группами инструментов), которые входят в симфонический оркестр, их звучанием, предлагаю ребятам поиграть в музыкальную игру. Используя свои готовые аудио-фрагменты (имеется собственная фонотека звучания отдельных инструментов), включаю поочерёдно музыкальные фрагменты. Задача учащихся определить (на слух), какой инструмент звучит, к какой группе инструментов симфонического оркестра он относится. Данная игра способствует развитию музыкального слуха у учащихся (услышал инструмент), памяти (вспомнил звучание), а самое главное – учит сравнивать между собой звучание инструментов, находить отличия в звучании инструментов одной группы (например, струнные – скрипка и виолончель).

      Данная игра – это своего рода «Музыкальная викторина», которую используют, я уверена, многие мои коллеги, учителя музыки. Но, как правило, музыкальные викторины проводятся на материале музыкальных произведений, которые изучались на протяжении нескольких уроков. Я же провожу викторину, используя фрагменты звучания инструментов.

      Подобная игра легче и лучше проходит и во 2 классе при изучении темы «Русские народные инструменты».

      При изучении новой темы дети (по аналогии с инструментами симфонического оркестра) знакомятся с русскими народными инструментами, знакомятся со звучанием каждого инструмента (если есть в наличии инструменты – звук «живой», если нет – фонограмма). На этапе закрепления нового материала включаю короткие музыкальные фрагменты звучания инструмента, а дети отгадывают, какой инструмент звучит.

     Детям очень нравится отгадывать инструменты, когда они звучат по одному (в чистом виде), всё-таки, (из личного опыта) когда инструменты звучат вместе, даже если один инструмент выделяется (звучит ярче других), детям очень трудно на слух узнавать этот инструмент, т.к. нет ещё достаточных знаний. Поэтому, возвращаясь к первой игре «Поиграем в оркестр», отмечу, что её стала проводить с другой целью – знакомство с оркестром, с инструментами оркестра, но играют-импровизируют все дети (каждый на своём инструменте) – т.е. больше для разрядки, движений (своего рода физминутка).

     Игра «Узнай инструмент» детям очень нравится, поэтому провожу по-разному, включаю импровизацию. На одном из уроков данную игру проводила по группам (разделила класс на команды, и за правильные ответы учащиеся получали баллы в виде музыкальных ноток или иллюстрация того инструмента, который отгадали). Подсчитываю баллы, выявляю победителей, которые за победу награждаются грамотой и сладким призом (разумеется, всё это готовится заранее, в арсенале есть всегда готовые грамоты на музыкальную тему, а сладкие призы покупаются к уроку).

      Когда ребята заходят в класс и видят, что парты стоят «по группам» – оживляются, в глазах интерес и с нетерпением ждут музыкальную игру.

      Следующая игра  – лидер среди музыкальных игр, которые я провожу. Называется игра «Угадай инструмент». Несмотря на то, что название перекликается с названием предыдущей игры «Узнай инструмент», по содержанию игра сильно отличается.

Игра «Угадай инструмент»

      Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах (названия, внешний вид, способ извлечения звука, игры на нём, материал, из которого сделан инструмент).

     Данную игру можно проводить при изучении всех тем, связанных с музыкальными инструментами:

1 класс.

- «Музыкальные инструменты». Знакомство с русскими народными инструментами – свирель, дудочка, рожок, гусли.

- «Музыкальные инструменты». «Звучащие картины». Сравнивают инструменты русского народного оркестра (свирель, рожок, гусли), с инструментами симфонического оркестра (флейта, арфа).

 - «Музыкальные инструменты» – любимые инструменты (прошлое – настоящее) – лютня, клавесин – гитара, фортепиано.

- 2 класс.      

-  «Русские народные инструменты». Знакомятся с оркестром русских народных инструментов.

9 урок.  «Симфоническая сказка». Знакомятся с инструментами симфонического оркестра.

- 4 класс.

- «Музыкальные инструменты России»

- «Оркестр русских народных инструментов». Символы России – балалайка, гармонь. Оркестр русских народных инструментов (балалайка, домра, гусли, жалейка, баян и др.).

     Из своей практики могу сделать вывод, что лучше всего игра проходит на темах, связанных с оркестрами музыкальных инструментов (симфонический, народный). Чем больше инструментов изучается на уроке, тем больше вариантов ответов и детям интереснее. 

      Вместе с детьми выбираю водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают любой музыкальный инструмент (в зависимости от темы урока).  Например: «Русские народные инструменты» – инструмент  БАЛАЛАЙКА. Водящий входит в класс и учащиеся по очереди («по цепочке») говорят какой-нибудь признак балалайки (есть струны, сделан из дерева, имеет треугольную форму и т.п.). Учащиеся называют признаки до тех пор,  пока водящий не догадается, о каком музыкальном инструменте идёт речь. Как только водящий говорит правильный ответ – игра заканчивается.

     Я показываю учащимся иллюстрацию «угаданного» инструмента (имеется большая картотека с иллюстрациями музыкальных инструментов, которые рисовали сами дети). Но также  активно использую картинки и фотографии из интернета.

    Обязательно после отгадывания инструмента включаю запись звучания инструмента (опять же из собственной фонотеки) – много времени это не занимает – всего несколько секунд, но проговорить об инструменте, увидеть его изображение, да ещё и послушать звучание – это всё интересно детям, а самое главное запоминается легко и непринуждённо.

    На одном из уроков в четвёртом  классе, когда показала рисунки с изображением музыкальных инструментов, учащиеся с восторгом и даже гордостью стали говорить, что это их инструменты, которые они рисовали в младших классах. Эмоции, с которыми учащиеся рассматривали свои рисунки,  не передать словами. Это дорогого стоит!

    Игру можно проводить несколько раз (как позволяет время урока). Начинается новая игра и тот учащийся, который назвал последний признак (перед тем как слово было угадано водящим), становится водящим и «выходит» из класса.

     На этих же уроках (когда изучаются оркестры музыкальных инструментов – несколько инструментов) проводила следующую игру «Догадайся по первому слогу», для закрепления названий музыкальных инструментов.

Игра «Догадайся по первому слогу»

     Цель: закрепить знания названий музыкальных инструментов.

     Разделяю класс на 2 команды (если класс большой – можно на 3). Каждая команда загадывает музыкальный инструмент (с которым знакомились на уроке). По моей команде, первая команда (все вместе), громко произносит первый слог своего загаданного слова (музыкального инструмента). Например: ро… (яль). Другая команда (соперники), думают 3-4 секунды и вместе говорят окончание слова. Если отгадали правильно (также все вместе) называют первый  слог своего музыкального инструмента, а противоположная команда, также должна произнести окончание задуманного инструмента. Задача каждой команды – не допускать ошибок! Та команда, у которой будет меньше ошибок, и станет победителем.

      Закреплять знания названий инструментов пробовала и на другой игре «Кто первый?»

Игра «Кто первый?»

     Цель: закрепить знания названий музыкальных инструментов.

     Выбираются желающие (2-3 человека). Встают в одну линию (старт). По моей команде (по очереди) участники должны называть музыкальные инструменты (например, симфонического оркестра). Если участник называет инструмент, который уже был назван, или молчит в течение 5 секунд, то его право ответа переходит к другому игроку, а он стоит на месте. Выиграет тот, кто быстрее дойдет до «финиша». Задачу можно усложнить: одному игроку надо назвать инструменты симфонического оркестра, а другому – народного.

      А для закрепления не только названия инструмента, а ещё и способа игры на нём, хорошо проходит на уроке игра-драматизация «Дирижёр + оркестр»

Игра-драматизация «Дирижёр + оркестр»

     Цель: закрепить знания об инструментах (внешний вид), способ игры на этих инструментах (импровизация). Детям по изображению инструмента надо показать способ игры на данном инструменте.

     Поэтому музыкальный материал может быть любой – главное музыка должна быть весёлой, чтобы детям захотелось «поиграть» на музыкальном инструменте.

     Для игры использую изображения музыкальных инструментов (опять же есть в моём «арсенале») – рисунки детей, картинки из  интернета.

     В этой игре я выступаю в роли дирижёра, а учащиеся в роли музыкантов моего оркестра.

     Включаю любую весёлую музыку и показываю учащимся иллюстрации музыкальных инструментов. Учащиеся должны угадать инструмент и показать как надо «играть» на этом инструменте. В какой-то момент специально начинаю карточки менять быстро, некоторые учащиеся не могут быстро сориентироваться и начинают путаться, сбиваться. Это вносит в игру смех, оживление (ребёнок не замечая – расслабляется и отдыхает!). Если я ничего не показываю – значит «музыканты» должны просто посидеть и послушать музыку. Таким образом, данная игра воспитывает у учащихся – внимание, умение быстро переключаться. Эта игра нравится учащимся, особенно момент – ускорения.       

     В своей работе широко использую игровые приёмы и формы, созданные моими коллегами. Например, игра «Цветик-многоцветик». Это ещё одна игра для закрепления знаний о музыкальных инструментах, которые изучаются на уроке. Только название в оригинале – «Цветик-семицветик», я изменила немножко название: цветик-многоцветик, т.к. в своей игре я использую больше «лепестков».

Игра «Цветик-многоцветик»

      Цель: проверить знания учащихся об инструментах, а также научить их различать на слух звучание каждого инструмента. Таким образом, данная игра способствует развитию – памяти и музыкального слуха.

      В 1 классе при изучении темы «У каждого свой музыкальный инструмент» на примере песни с одноименным названием дети знакомятся с эстонскими народными инструментами (волынка, дудочка, рожок). Рассуждают о том, что эти инструменты есть у многих народов и у русского в том числе.  Затем разговор идёт об инструментах России. Дети знакомятся с  духовыми (свирель, рожок); струнными (балалайка, гусли) и ударными (бубен, ложки, трещотка) инструментами: название, вид, звучание. В качестве музыкального материала (звук инструмента) использую фрагменты звучания музыкальных инструментов из своей фонотеки.

     После знакомства с инструментами начинаю саму игру. На доске –большой цветок, состоящий из лепестков разного цвета (количество лепестков может меняться от количества инструментов, которые изучаются на уроке). Лепестки соединяются в центре цветка. На обороте каждого лепестка – изображение инструмента, о котором говорили на уроке. Вызываю любого учащегося и прошу его взять любой один лепесток. Берёт, переворачивает и смотрит какой музыкальный инструмент на обороте. Если он знает название инструмента – то должен назвать его и рассказать всё, что он знает об этом инструменте (услышал и узнал на уроке). Остальные – дополняют. После ответов детей я включаю фрагмент звучания этого инструмента. Чтобы проверить внимание ребят, в ходе игры использую следующий приём: если инструмент очень известный (например, балалайка) специально «ошибаюсь» и включаю учащимся звук любого духового инструмента. Одни ребята в недоумении, другие улыбаются, третьи в растерянности, не верят, что учитель музыки мог ошибиться. Тем не менее, данная «ошибка» даёт хорошую разрядку учащимся и небольшой эмоциональный отдых.

     На уроке   «У каждого свой музыкальный инструмент» (1 класс) на этапе изучения нового материала, при знакомстве детей  с эстонскими народными инструментами предлагаю учащимся игру-драматизацию «Разыграй песню».

Игра «Разыграй песню»

    Учащиеся очень любят быть в роли «артистов», и я предоставляю им эту возможность. А где ещё «выступать»? Конечно, на уроках музыки!

    При исполнении-разучивании каждой строчки ребята знакомятся с инструментами, а главное с приёмами игры на данном инструменте. Моя задача – разъяснить  учащимся, как правильно «играть» на музыкальных инструментах, которые встречаются в песне. А дальше, учащиеся легко включаются в игру – поют песню и «играют» на музыкальных инструментах.

1. Взял волынку наш сосед,

    Он играет с малых лет,

    Он играет – тири-лиль,

    Звуки тают – тири-лиль.

Припев: (4 раза)   Пиль, пиль, пиль, Тири-лиль, лиль.

2. Саша Сауэ дудку брал,

   Танцы всякие играл,

    Тири-лили, тири-лиль,

    Польку, вальсы и кадриль.

Припев (4 раза): Ду-ду-ду, ду-ду, ду, ду.

3. Слышит песню весь лужок,

    Это Элку взял рожок,

    Все друзья сошлись в кружок,

    Ту-ру-ру, играй, рожок.

Припев (4 раза): Ту-ру-ру, ту-ру, ру, ру…

4. Все танцуем, все поём,

    Все играем, кто на чём.

    Все играем, все поём,

    Тири-ли-ли, кто на чём.

Припев (все предыдущие варианты)      

 

 Ещё один игровой приём, который также используют все учителя музыки,  – «Найди лишний инструмент». Он может носить другие названия: «Найди лишний»,  «Третий лишний»). Также провожу эту игру на уроках музыки, связанных с музыкальными инструментами.

Игра «Найди лишний инструмент»

     Если стоит цель закрепить знания о струнных смычковых инструментах симфонического оркестра, показываю карточки с изображением инструментов данной группы (скрипка, контрабас) и добавляю «лишний» инструмент, например балалайка. Ребята должны не только назвать «ошибку», но и объяснить её. Таким образом, данная игра способствует развитию мышления учащихся.

     На другом классе эту игру проводила в другой, противоположной первому варианту, форме. («Какого инструмента не хватает»). (Приложение 8)

     Есть элементы игры и при проведении контроля знаний. Существует немало приёмов тестового контроля, в кроссвордах, ребусах и т.п. Вот некоторые из них (Приложение 9).

     Все перечисленные приёмы тесно связаны друг с другом. Одну игру можно провести на нескольких уроках, меняя правила игры и содержание. Один и тот же приём может решить сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Используя игровые методы и приёмы на своих уроках,  даю возможность каждому ребёнку быть самим собой – раскрепощённым, ярким, со своей собственной индивидуальностью.

2.4. Проектная деятельность как один из приёмов формирования

творческой личности

     Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирована не только на обобщении фактических знаний учащихся, но и на их применение, а также приобретение новых знаний путём самообразования. Плюсы учебного проекта – активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих и мыслительных способностей, умений и навыков общения в коллективе, формирование личностных качеств.     Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя, но и большую помощь оказывают родители в реализации идей своих детей.

     Работа над проектом предполагает максимальную свободу и творческий подход к оформлению результатов. И конечные продукты проектных работ могут быть весьма разнообразны: от иллюстрации к музыкальному произведению или рисунка музыкального инструмента до мультимедийной презентации или изготовления музыкального инструмента.

     Хочу остановиться на некоторых проектах моих учащихся.

Проект. «Наша песенка «Весёлый музыкант»

       При разучивании песни композитора А. Филиппенко «Весёлый музыкант» знакомлю первоклассников с музыкальными инструментами – скрипка, балалайка, барабан. В качестве домашнего задания предлагаю нарисовать наиболее понравившийся музыкальный инструмент, с которым познакомились на уроке. На следующий урок почти все ребята принесли иллюстрацию барабана. Больше понравился?  Нет,  его легче всего нарисовать, как признались сами дети. Теперь уже домашнее задание звучит так: нарисовать музыкальный инструмент, с которым познакомились на уроке. НО:  1 ряд рисует скрипку, 2 ряд – балалайку, 3 – барабан. Инструменты нарисовали – это только часть проекта. После уроков делаем с учащимися свой стенд «Музыкальные инструменты», где помещаем рисунки (кстати,  дальше рисунки перемещаются в папку-альбом «Музыкальные инструменты»). И на этом проектная работа заканчивается.  Но так думают дети … Вторая часть проекта лежит на моих плечах, т.к. связана с созданием видеофильма, где главным наполнением будут детские работы.

    А теперь представьте себе: через 2-3 урока, когда дети уже выучили песню «Весёлый музыкант»  и забыли о своих рисунках (стенд висит не в классе, а в рекреации), я предлагаю ребятам исполнить песню под фонограмму из видео. Дети слушают вступление, смотрят иллюстрации, взятые из интернета, и вдруг… на экране появляются их рисунки. Для ребят неожиданно и приятно увидеть свои рисунки не на столе или на стенде, а в самом фильме. А мне было приятно смотреть на их довольные лица. Это первый коллективный проект, с которым знакомятся дети на уроке музыки. Цель моей задумки – заинтересовать детей творческой коллективной работой – была достигнута. (Приложение 10)  

     С ребятами из параллельного класса данный проект пробовала провести в другой форме. Попросила ребят нарисовать не просто музыкальный инструмент, а рисунок-сюжет из песни. Например: одни рисуют мальчика (или девочку) с музыкальным инструментом, другие – ребёнка с балалайкой, третьи – с барабаном. Часть ребят могут нарисовать зайчиков, которые весело пляшут или  «в страхе разбежались по кустам».  К сожалению, эта форма работы над проектом оказалась неудачной. Первоклашкам ещё трудно рисовать людей, поэтому те учащиеся, которые должны были изобразить людей с музыкальными инструментами – с заданием не справились, были только рисунки – зайцев. Поэтому для себя сделала вывод, что рисунки-сюжеты надо пробовать позже, возможно со 2 класса.

     Другой продукт этого же проекта –  презентация, в которой собраны все рисунки первоклассников с изображением музыкальных инструментов. (Приложение 11)

      Работа над проектом «Наша песенка «Весёлый музыкант» позволила строить планы на будущее: в следующем году с другими ребятами записать песню «Весёлый музыкант» на диск, «живое» исполнение детей (аудио или видео).

Проект «Мой любимый музыкальный  инструмент»

      В 1 классе мы проходим тему «У каждого свой музыкальный инструмент». Каждый учащийся получает задание нарисовать музыкальный инструмент, который ему больше всего нравится, готовит небольшое сообщение об этом инструменте  и рассказывает остальным.

      Плюс данного проекта в том, что может быть долгосрочным, это зависит от желания и цели учителя. Начинать его можно в 1 классе, когда учащиеся только-только знакомятся с инструментами, соответственно рассказы детей будут маленькими, до 1-2 минут и содержать 5-7 предложений. Во 2-4 классах, когда учащиеся на уроках музыки получат дополнительные знания о музыкальных инструментах, а также найдут информацию в интернете или другом  дополнительном источнике, то и рассказать (многие перед «выступлением» создают мини-сочинения «Мой любимый музыкальный инструмент») они смогут больше о своих любимых музыкальных инструментах. Примеры таких рассказов смотрите в видеоролике.  (Приложение 12)

      Любимый музыкальный инструмент можно изготовить. Пока мы с детьми изготавливали из подручных материалов только шумовые инструменты (легко сделать и они действительно «шумят» издают звук). Дети пробуют создать свой музыкальный инструмент, стараются «оживить» его, но пока на практике я сталкиваюсь с тем, что «звучат» только инструменты ударной группы (барабан, бубен, бубенцы, колокольчики и те всевозможные шумовые инструменты, которые учащиеся придумывают сами). Очень хочется, попробовать создать струнный инструмент, который бы в руках учащихся зазвучал «живым» звуком. Будем работать, изобретать, и удивлять! (Приложение 13)

      Участвуя в проектной деятельности, учащиеся знакомятся с музыкальными инструментами очень активно: находят нужную и интересную информацию об инструменте, пробуют себя в роли артиста (рассказывают о своём инструменте «на сцене», а также играют на нём). Наблюдая не раз, с каким восторгом дети говорят о своих любимых инструментах, пробуют «изобретать» свои собственные музыкальные инструменты, с интересом импровизируют, фантазируют и творят, лишний раз убеждаюсь, что использование проектной деятельности необходимо для общего музыкального и творческого развития учащихся.

      В начальной школе ребята знакомятся с азами проектной деятельности, на средней ступени обучения они продолжают работать над проектами. В 8-х классах я провела классный час «Фантастический инструмент». Надо сказать, что учащиеся 8-ых классов к созданию своих «фантастических» инструментов подошли очень серьезно и основательно. Вначале они разбились на группы, поработали на черновиках, делая наброски, эскизы своих будущих инструментов, обсудили, придумали названия, а уже потом перенесли проект своего музыкального инструмента (из будущего) на ватман. Все фантастические музыкальные инструменты – это шедевр. Была поражена тем, какие наши подростки  творческие, одарённые, смелые, находчивые, не боятся экспериментировать. Проект носил краткосрочный характер, всего час с хвостиком. Конечно, не доведён до совершенства. Уверена, что этот проект получит своё продолжение. (Приложение 14)

     Уже второй год подряд обучающиеся 8-х классов защищают свои индивидуальные итоговые проекты.  Под моим руководством работали три восьмиклассника, которые выбрали темы, связанные с музыкальными инструментами. Ученица 8б класса Ирина Остякова показала хорошие знания оркестра русских народных инструментов и защитила свой шумовой музыкальный инструмент. Светлана Фарахова, ученица 8а класса на «пять» знает инструменты симфонического оркестра. И для защиты она подготовила дидактический материал для уроков музыки «Инструменты симфонического оркестра» с собственными иллюстрациями. Семён Лымин, обучающийся 8б класса рассказал о музыкальных инструментах разных стран и народов, а для защиты подготовил разработку «фантастического» музыкального инструмента. (Приложение 15)

Благодаря использованию проектной деятельности на уроках и во внеурочное время повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а также дети на занятиях испытывают истинную радость.

 

 

 

 

Заключение

     Развитие интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. В первом классе практически каждый ребенок выражает себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?

    В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности. [6]

     Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются: наблюдение; использование ряда специально подобранных ситуаций, которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы; индивидуальная беседа с учеником;  анкетирование.

    Хочу предложить вашему вниманию результаты анкетирования учащихся 1-4 классах.

    В первых классах приняло участие 37 учеников, которые стопроцентно положительно отозвались об уроках музыки: интересен предмет и нравится узнавать новое. Любят петь, танцевать, говорить о музыке (31 уч.), выполнять творческие задания, смотреть видео (34 уч.), но больше нравится играть на музыкальных инструментах (37 уч.).

    Среди учащихся 2-4 классов была проведена анкета по выявлению их отношения к уроку музыки. Результаты анкетирования показали следующее: из 71 ученика 67 написали, что им интересно на уроке музыки,  70 человек ответили, что на уроке узнают много нового. На уроках музыки ребятам нравится выполнять коллективную творческую работу на уроке (66 уч.), играть на музыкальных инструментах (65 уч.), смотреть видеофрагменты из оперы, балета, музыкального спектакля; м/ф о музыкальных инструментах; д/ф о жизни композитора и т.п. (59 уч.), разучивать и исполнять песни  (58 уч.), слушать музыку (52 уч.), рассуждать  о музыке  (51 уч.), двигаться под музыку  (40 уч.),  нравятся творческие домашние задания (64 уч.). Однако, к моему удивлению, узнала, что творческие домашние задания нравятся, но не хотели бы, чтобы они были 26 учеников. И 14 человек отметили, что иногда им бывает скучно на уроке. Как говорится, не обходится бочка мёда без ложки дёгтя. (Приложение 16)

    Таким образом, результаты анкетирования подтверждают, что мои старания в поиске эффективных форм, приёмов и  методов обучения не проходят даром.  Тот небольшой опыт, который я представила, касался конкретных уроков, связанных с изучением музыкальных инструментов и внеурочной деятельности.  

    Надеюсь, что мой опыт  окажется полезным для учителей музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  https://ru.citaty.net/avtory/rudolf-borisovich-barshai/

2. http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/

3. https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-videomaterialov-na-urokah-muziki-596055.html

4. https://www.youtube.com/

5. https://ptica.tv/persons/episode/2233149

6.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

ССЫЛКИ на сайты:

 

https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/sbornik_multimedijnykh_videorolikov_dlja_vosprijatija_na_urokakh_muzyki_v_1_4_klassakh/457-1-0-67462 - Современный учительский портал

https://easyen.ru/logotip/logo.png

 

 

http://www.muz-urok.ru/page445.htm - видео уроки о музыке

 

 

https://infourok.ru/videouroki/muzyka - Инфоурок

 

БЕСПЛАТНЫЕ ВИДЕОУРОКИ ОТ ООО «Инфоурок»

 

https://videouroki.net/razrabotki/muzika/videouroki-6/ - Видеоуроки

 

 

 

https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1 - Музыкальная шкатулка

 

Сайт Пономаревой Елены Николаевны,

учителя музыки КОГОБУ СШ пгт Демьяново

 

Сайт содержит материалы для урочной и внеурочной деятельности по музыке, которые могут быть полезны учащимся
и всем интересующимся музыкальным искусством и мировой художественной культурой

 

 

http://galusikn.ucoz.net/load/video/video_k_urokam/23 - каталог файлов «Музыка звучит»

 

"Музыка звучит..." 
Сетевое педагогическое сообщество учителей музыки, ИЗО и МХК г.Ноябрьска, ЯНАО 

 

 

Приложение 9

Игра «Третий лишний»

Задание: из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

1. Бубен, трещотка, литавры.

2. Домра, труба, свирель.

3. Балалайка, скрипка, гусли.

4. Жалейка, ложки, саксофон.

5. Балалайка, домра, гитара.

6. Гармошка, свистулька, дудка.

Игра «Верные – неверные утверждения»

Задание: ответьте, если правильное утверждение – «да», если неправильное – «нет»:

 

1

В симфоническом оркестре 4 основные группы инструментов

Да

2

У органа есть специальная клавиатура для ног

Да

3

К группе деревянно-духовых относятся: флейта, гобой, фагот, валторна

Нет

4

К группе струнно-смычковых относятся: скрипка, виолончель, арфа, контрабас

Нет

5

Самый низкий по звучанию деревянно-духовой инструмент: контрабас

Нет

6

Медно-духовые инструменты: труба, туба, тромбон, валторна

Да

7

Свирель, трещотка, скрипка, балалайка – инструменты народного оркестра

Нет

8

Гусли, домра, арфа, гудок– струнно-щипковые инструменты

Нет

Кроссворд «Музыкальные инструменты России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

2 г

 

 

р

 

 

 

1 б

а

л

а

л

а

й

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

2 г

у

3 с

л

и

 

 

 

м

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

3 т

р

е

щ

о

т

к

и

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

1. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. (Домра)

2.  Духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами.

( Гармоника)

3. Старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. (Свистулька)

По горизонтали:

1. Русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. (Балалайка)

2. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. (Гусли)

3. Русский народный ударный музыкальный инструмент, (Трещотки)

Кроссворд с подсказкой « Инструменты народного оркестра»

 

Задание: учащимся необходимо угадать слова, зашифрованные по горизонтальным линиям - названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный». После ответов учащихся, учитель по щелчку «мышки» ПОКАЗЫВАЕТ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца - сказителя.

2. Древнейший струнный щипковый инструмент.

3. Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют - народная…

4. На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший…

5. Струнный инструмент, напоминающий балалайку.

6. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.

7. Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.

8. Дудочка с голосом жалобного высокого звучания.

Ответы: 1. Баян. 2. Лира. 3. Скрипка. 4. Рожок. 5. Домра. 6. Бубен. 7. Цимбалы. 8. Жалейка.

 

 

 

 

Приложение 16

Анкета


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт

Содержание 1. Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3 2

Содержание 1. Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3 2

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Место темы «Музыкальные инструменты» в программе «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Место темы «Музыкальные инструменты» в программе «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Урок 10. Музыкальные инструменты

Урок 10. Музыкальные инструменты

И это вполне справедливо: помимо знакомства с музыкальными инструментами,

И это вполне справедливо: помимо знакомства с музыкальными инструментами,

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность: · дать учащимся более полную, достоверную информацию · повысить роль наглядности в учебном процессе; · удовлетворить запросы, желания…

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность: · дать учащимся более полную, достоверную информацию · повысить роль наглядности в учебном процессе; · удовлетворить запросы, желания…

Альфредо Ньевес Кесада, 30 лет, г

Альфредо Ньевес Кесада, 30 лет, г

В настоящее время на просторах интернета можно найти огромнейшее количество развивающих и обучающих видеороликов по всем учебным предметам и использовать в своей работе

В настоящее время на просторах интернета можно найти огромнейшее количество развивающих и обучающих видеороликов по всем учебным предметам и использовать в своей работе

Фильм «Музыкант-чародей» 4 класс

Фильм «Музыкант-чародей» 4 класс

Во-вторых, ученик получает сведения об истории появления этого музыкального инструмента

Во-вторых, ученик получает сведения об истории появления этого музыкального инструмента

Перед ребятами своеобразный стенд с музыкальными инструментами, надписями с их названиями и озвучкой

Перед ребятами своеобразный стенд с музыкальными инструментами, надписями с их названиями и озвучкой

На уроках такого рода аудиозаписи можно использовать на разных этапах: мотивационном, постановки проблемного вопроса, открытия нового знании, закрепления, обобщения и систематизации, контроля знаний

На уроках такого рода аудиозаписи можно использовать на разных этапах: мотивационном, постановки проблемного вопроса, открытия нового знании, закрепления, обобщения и систематизации, контроля знаний

Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы

Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы

Сначала рассказываю учащимся о симфоническом оркестре, о группах инструментов, которые включает в себя данный оркестр

Сначала рассказываю учащимся о симфоническом оркестре, о группах инструментов, которые включает в себя данный оркестр

Поэтому во 2 классе, я считаю, проводить данную игру ещё рано

Поэтому во 2 классе, я считаю, проводить данную игру ещё рано

Поэтому, возвращаясь к первой игре «Поиграем в оркестр», отмечу, что её стала проводить с другой целью – знакомство с оркестром, с инструментами оркестра, но играют-импровизируют…

Поэтому, возвращаясь к первой игре «Поиграем в оркестр», отмечу, что её стала проводить с другой целью – знакомство с оркестром, с инструментами оркестра, но играют-импровизируют…

Музыкальные инструменты России» - «Оркестр русских народных инструментов»

Музыкальные инструменты России» - «Оркестр русских народных инструментов»

Цель: закрепить знания названий музыкальных инструментов

Цель: закрепить знания названий музыкальных инструментов

В какой-то момент специально начинаю карточки менять быстро, некоторые учащиеся не могут быстро сориентироваться и начинают путаться, сбиваться

В какой-то момент специально начинаю карточки менять быстро, некоторые учащиеся не могут быстро сориентироваться и начинают путаться, сбиваться

Одни ребята в недоумении, другие улыбаются, третьи в растерянности, не верят, что учитель музыки мог ошибиться

Одни ребята в недоумении, другие улыбаются, третьи в растерянности, не верят, что учитель музыки мог ошибиться

Ещё один игровой приём, который также используют все учителя музыки, – «Найди лишний инструмент»

Ещё один игровой приём, который также используют все учителя музыки, – «Найди лишний инструмент»

Хочу остановиться на некоторых проектах моих учащихся

Хочу остановиться на некоторых проектах моих учащихся

Поэтому для себя сделала вывод, что рисунки-сюжеты надо пробовать позже, возможно со 2 класса

Поэтому для себя сделала вывод, что рисунки-сюжеты надо пробовать позже, возможно со 2 класса

В начальной школе ребята знакомятся с азами проектной деятельности, на средней ступени обучения они продолжают работать над проектами

В начальной школе ребята знакомятся с азами проектной деятельности, на средней ступени обучения они продолжают работать над проектами

Заключение Р азвитие интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем

Заключение Р азвитие интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем

Надеюсь, что мой опыт окажется полезным для учителей музыки

Надеюсь, что мой опыт окажется полезным для учителей музыки

Литература 1. https://ru

Литература 1. https://ru

Приложения Приложение 1 ССЫЛКИ на сайты: https://easyen

Приложения Приложение 1 ССЫЛКИ на сайты: https://easyen

Приложение 9 Игра «Третий лишний»

Приложение 9 Игра «Третий лишний»

По вертикали: 1. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

По вертикали: 1. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

Приложение 16 Анкета

Приложение 16 Анкета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020