Краткосрочный проект
«Русские музыкальные потешки» в младшей группе
Автор проекта : музыкальный руководитель - Гракова А.С.,
Воспитатель - Зайцева И.А.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно- творческий
Участники проекта: дети первой младшей группы
музыкальный руководитель, воспитатель,
родители.
Актуальность проекта:
Воспитатели и специалисты сходятся во мнении, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей, воспитателей, логопедов. Но особо следует отметить роль музыкального руководителя.
Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Цель проекта:
Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.
Задачи проекта:
-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.
-Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.
-Более подробно знакомить с русскими народными потешками, пополняя словарный запас детей.
Ожидаемые результаты:
-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом.
-Овладение новыми словами.
-Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.
-Улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.
Этапы проекта:
1 этап- Подготовительный этап
Информирование родителей по теме проекта:
- Оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»
Организационно-методическая деятельность:
- Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов по теме проекта
- Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских инструментах в группах младшего возраста»
2 этап – Основной этап
Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»:
- Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них
- Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида
- Пляска «Погремушки» М. Раухвергера
Шумовое оформление потешек
(«Большие ноги шли по дороге», «Мышка, мышка, как живёшь?», «Идёт коза рогатая)
Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:
- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)
- «Птички клюют зёрнышки» (ложки)
- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)
- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)
Дидактические упражнения на развитие словаря:
- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)
- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)
Чтение стихотворений:
- Е. Благинина «Погремушка»
- А. Барто «Барабан»
Настольные дидактические игры:
- «Сложи картинку» (бубен, ложки, маракас, погремушки, металлофон, гармошка)
- «Укрась бубен и ложки»
Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.)
3 этап – Итоговый этап
Консультация для родителей «Поиграем со звуками»
Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»
Формы и методы реализации проекта
Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.
Планирование музыкально-игровой деятельности :
Логоритмические игры на материале русских потешек.
Игра «Петушок»
Дидактические задачи: Познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.
Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка
-большой стол и стулья по количеству детей.
Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.
Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу.
золотой гребешок,
масляна головушка,
шелкова бородушка,
что ты рано встаешь,
ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.
Голосисто поешь, Одна ложка.
ку-ка-ре-ку! Две ложки.
Деткам спать не даешь, Одна…
ку-ка-ре-ку! Две…
Игра «Мишка косолапый»
Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.
Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети)
-еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.
Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.
Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога
Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.
Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке …
Ух! Руки вверх…
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке
Бац! Одной шишкой себе по лбу.
Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей
«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
Художественное слово
Е. Благинина «Погремушка»
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлён,
Не поймёт он: ну откуда
Раздаётся этот звон
Агния Барто «Барабан»
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд!
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.