Музыкальные игры как средство для эмоциональной разгрузки детей

  • Мероприятия
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включение детей в учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость
Иконка файла материала 15.docx
Музыкальные игры  как средство для эмоциональной разгрузки детей 1.Введение      Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных   задач,   возникающих   в   познании,   в   труде,   в   художественном творчестве. Опора на игру ­ это важнейший путь включение детей в учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия   и   нормальных   условий   жизнедеятельности.   Игра   погружает ребенка   в   самоисследование,   учит   понимать   себя   и   справляться   с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем   в  других   видах   деятельности,  развиваются   все  психические   процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей. Музыкальные   игры   пользуются   у   детей   с   большой   любовью,   вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования ­ кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко   выполнит   то   или   иное   задание.   Игра   дает   прекрасную   возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения   упражнений   и   танцев.   Поэтому   каждый   педагог   должен   иметь большое   количество   разнообразных,   разноплановых   игр,   которые   можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию ­ переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость 2. Основная часть      В сюжетно ­ образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется  основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной  выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные,  близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые  образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои  индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова,  музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает  1характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает  скованность, появляется уверенность Одним из главных признаков игры  является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком  можно назвать её неопределенность, непредсказуемость,  импровизированность, где ребенок проявляет находчивость,  сообразительность, творческое начало. Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:  1. Развитие музыкальности:  ­ развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение,  характер, понимать содержание;  ­ развитие музыкального слуха, чувства ритма; ­ развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;  ­ развитие музыкальной памяти.  2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.  3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.  4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.  5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание  выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.  Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного  опыта разнообразными видами движений.  6. Развитие способностей фантазии и импровизации.  7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы)  умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.  8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке. Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях  ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям  понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности  ритмического рисунка.  3. Музыкальные игры  «Музыкальная змейка»  Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить  координацию, музыкальный слух.  Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 ­4 группы. Команды  выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются  «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает  2несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию.  Впереди команды ставится игрок хорошо знающий танцевальный шаг.  Правила игры: 1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию. 2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место,  игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.  Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других  змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась,  останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою  мелодию и так далее. По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое  первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается  выигравшей.  «Дудочка».  Дидактическая задача: развивать внимание, память, фантазию, воображение,  координацию.  Игровые действия: Звучит музыка, все играющие двигаются по кругу, на  специальное вступление все делают 2 хлопка в ладоши, 2 притопа (повторить  2раза), после этого звучит дудочка, под этот звук нужно придумать какое ­  нибудь движение и выдержать его до звучания дудочки. Еще раз повторяется  мелодия, все двигаются по кругу, а на звуки дудочки повторяют, то движение, которое уже исполняли, Следующий участник, стоящий по кругу  придумывает новое движение и так же выдерживает его на звучание дудочки.  Правила игры: 1. Пока звучит дудочка, держать исполнение движения  Правильно исполнить и повторить движение. Движения не должны  повторяться несколько раз и должны быть оригинальные и интересные.  « Сделай так »  Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что  написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение  выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.  Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны  отгадать, что показал ученик, если угадали, то показывающий верно  справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и  соответствовать общей теме урока. Задания: встревоженный кот; грустный  пингвин; восторженный кролик; хмурый орел; человек, который хорошо  пообедал; жмут ботинки; человек, который неудачно пнул кирпич; человек, у  которого острый приступ радикулита; горячий утюг; будильник; и другие  варианты, в зависимости от возраста детей.  «Дети и медведь»  3Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу,  музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги  (отведенное в зале место) выходит «медведь» ­ водящий. Ребята могут  шевелиться, но если водящий увидит, то уводит провинившегося ребенка к  себе в берлогу. Звучит музыка ­ «медведь» убегает, а дети исполняют  танцевальные движения под музыку ( полька, вальс, русская мелодия и др ).  При подведении итогов отмечаются не только дети, которые не разу не  попади в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли  танцевальные движения.  «Узнай по голосу».  Цель: Развивать у детей тембровый слух, начинать и закачивать движение в  музыку, реагировать на смену музыкальных частей и фраз. Описание игры:  дети стоят тесным кругом, в центре с закрытыми глазами ­ ведущий. 1 – 4  такты (вступление) расходясь энергичным шагом, дети расширяют круг. 5 – 8  такты – держась за руки, дети двигаются галопом вокруг водящего. 9 ­12  такты дети медленно приседают, а водящий, вытянув руки вперед,  приближается к детям, берет за руку любого ребенка. 13 ­16 такты ­ все  медленно поднимаются, водящий выводит ребенка на середину круга. Ребенок называет имя водящего, который должен узнать, кто его позвал. Водящий  открывает глаза, и они вместе танцуют в паре. Одновременно все дети  двигаются по кругу галопом или хлопают в ладоши. Звучит музыка, ребята  вновь сходятся тесным кругом, в центре новый водящий, игра продолжается.  «Запомни мелодию»  Цель игры: Определить мелодию и закрепить танцевальные движения в  характере исполняемой музыки.  Описание игры: Играющие стоят в 2 – 3 колонны по 5 ­6 человек. Перед  каждой колонной стоит стул. Звучит мелодия (полька, вальс, хороводная,  галоп) и участник должен дойти до стула танцевальными движениями, той  мелодии, которая звучит. Участники, выполнившие правильно движение  приносят команде очко. Рекомендации: При отборе музыки учитывать  уровень знаний музыкального и танцевального материала детей.  Найди свою пару»  Подготовка к игре: Играющие встают в два круга, (внутрений и внешний) и  берутся за руки. При этом во внешнем круге, на одного человека больше, чем  во внутреннем. Описание игры: Звучит музыка, играющие начинают движение  (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу  часовой стрелки, другой ­ в обратном направлении. По сигналу учителя  музыка останавливается, участники игры произвольно разбиваются по парам,  причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто  4остался без пары, учитель прелагает станцевать или рассказать скороговорку,  отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра  повторяется.  «Заводные игрушки». Цель игры: Отразить характер музыки через движение.  Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием  звучания музыки. Описание игры: Движения передавать в характере музыки.  Зайчики ­ прыгают на 2 –х ножках с небольшим продвижением вперед, на  последний аккорд присаживаются (И. Штраус – «полка") Медвежата ­  кружатся, тяжело переступая, в конце музыки останавливаются (П.И.  Чайковский «Выход и песня медведя») Лошадки скачут прямым подскоком  по кругу (Д. Россини «Увертюра»)  «Ловишка» «Ловишка» стоит лицом к стене, спиной к ребятам, которые стоят у другой стены. Когда начинается музыка, дети танцевальными движениями  подходят к «ловишке» и танцуют около него. Как только музыка  останавливается, «ловишка» поворачивается и ловит детей и кого он поймает, тот становится «ловишкой».  «Ходим кругом» Цель игры: закрепить проученные движения. Описание  игры: Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится  внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают  песню, к которой упоминается имя водящего. Ходим кругом, друг за другом  Эй, ребята не зевать! Все, что (Коля) нам покажет Будем дружно выполнять.  Круг останавливается, и водящий показывает какие либо движения. Все  ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает кого – либо из ребят и  делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.  «Слушай хлопки»  Описание игры: Все дети двигаются по кругу ведущий (или учитель) хлопает в ладоши, 1 раз дети останавливаются и принимают позу цапли, 2 хлопка поза  «лягушки», 3 хлопка движение возобновляется.  «Деревянные и тряпичные куклы» Цель игры: Показать различия между  деревянной куклой и тряпичной. Развитие творческого воображения и  мышечного изображения, ощущений. Описание игры: Деревянная кукла – дети напрягают мышцы ног и корпуса и опущенные вдоль тела рук. Под музыку  выполняются повороты тела вправо и влево на маленьких, не высоких  полупальцах. Изображение тряпичной куклы ­ дети стоят без лишнего  напряжения в плечах и корпусе, руки висят пассивно, ноги чуть в свободном и расслабленном положении. Под музыку дети исполняют повороты вправо и  влево, при этом руки свободно обвивают тело, как у тряпичной куклы, ноги  5плотно стоят на полу. Движение кукол повторяется поочерёдно, чтобы дети  могли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц. «Колобок» Цель: Для закрепления правильного и ритмичного исполнения  шага польки, хороводного шага, легкого бега; различение умеренного  (полька), медленного (хороводный шаг) и быстрого (легкий бег) темпов  музыки. Описание игры: Ведущий – колобок, остальные дети ­ герои сказки  (выбираются по ролям). Водящий сидит на корточках в центре, остальные  выполняют под музыку соответствующие движения. С окончанием музыки  один из участников обращается к колобку, передавая интонации своего  персонажа: «Колобок, колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его  определенным движением темпа музыки (по внешнему кругу). Если не догнал  колобка, грустно говорит «Не догнал!», а в обратной ситуации – радостно  «Ой, поймал!». Пойманный колобок становится в круг и исполняет роль того,  который его догнал. Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.  «Найди игрушку» Цель игры: Для закрепления различия громкой и тихой  музыки. Описание игры: Учащиеся свободно располагаются в помещении.  Один из них прячет игрушку (руки за спиной). Водящий, ориентируясь на  смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка –  идет не в том направлении, громкая ­ движется правильно, музыки нет ­  игрушка спрятана у данного ученика. «Замри» Описание игры: Дети танцуют под веселую плясовую музыку,  выбирая движения произвольно или по заданию учителя. С прекращением  музыки они замирают в разных позах, водящий пытается их рассмешить. Тот,  кто пошевелится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока  останется один ученик, который и будет водящим. Правила могут меняться.  Водящий выбирает красивое изображение фигуры, и этот ребенок становится  водящим.   «Найди свою половинку и пригласи на танец» Для проведения конкурса  необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их  пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их  участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет  свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и  поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения. Ведущий игры выбирает лучших танцоров.  «Танцуй как я, танцуй лучше»  Участники конкурса стоят по кругу. С началом музыки один из детей выходит в круг и танцует. Затем, не прекращая движение, подходит к стоящему в  6кругу ребенку и, поклонившись, передает ему очередь, приглашая продолжить пляску. Игра длится до тех пор, пока не выступили все желающие.  Победителем признается тот, чьи движения понравились больше.  «Ты катись, веселый мяч» Дети встают в круг и произносят все вместе текст:  Ты катись, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик,  Гопака танцует нам. Ребята передают мяч друг другу. У кого ребенка на  словах «гопак танцуем нам» окажется мяч, тот выходит в центр круга и  танцует. Все дружно хлопают.  «Завяжи бант» Две скакалки натягиваются на стулья. На каждой прикреплены ленты (3­4).Двое соревнующихся танцуют под музыку. С окончанием музыки,  на перегонки бросаются завязывать банты. Ленты можно прикреплять к одной скакалке, и по правилам игры победившим считается тот, кто больше завязал  бантиков. 4. Заключение.     Музыкальные игры  развивают  ловкость, быстроту реакции, художественно­ творческие, общие музыкальные  способности, Укрепляют физическое и  психическое здоровье детей. Дают положительные эмоции, дарят радостное  настроение, способствуют взаимопониманию, развитию коллективизма.      На занятиях по основам музыкальной ритмике со студентами  33 группы  разучивались такие музыкальные игры, как «Лавата», «Разноцветная игра»,  «Гори, гори ясно», «Соку­бачу­ вира», «Вперёд четыре шага», «Пяточка­ носочек», «Если весело у ёлки», «Мы пойдём сначала влево», «Найди  предмет», «Ручеёк», «Холодно, замёрзли руки», «Весёлая зарядка»,  «Музыкальные стульчики»  и др.  Студенты с удовольствием играли в эти  игры, по их реакции чувствовалось, что игры поднимают у них настроение,  дарят радость, способствуют эмоциональной разгрузке.        Музыкальные игры можно применять в школе на занятиях и  физкультминутках, на различных праздниках, в детских лагерях отдыха, в  летнее время в пришкольных лагерях. 5. Рекомендуемая литература.  Агаева Е.А., Брофман В.В. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей младшего и школьного возроста: ­ М.: «Просвешение , 1991. – 64с.: ил.  Богданов Г.П. Игры продленного дня: Пособие для учителя. –  М.:Посвещения,1985.144с.,  Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и  пересказал Г. Науменко; Рис. А. Матросова, ­ М.: Дет. Лит.,1980. ­63 с., ил. 2.  7Вакуленко М.М., Милованова М.А., Рыкова Е.Б. Школьная мозаика  фестивали, праздники, ­ СПб Гос университет пед. мастерства, 1997 – 100с.  Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу ­ с игрой: Кн.для учителя. –М.:  Просвещение, 1991. – 96с.:ил.Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! Книга для  работников дошк. учреждений и родителей. – М.: Просвещение 1992. – 112с.  ил. Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка.­ Д.:Сталкер, 2000.  ­320с.ил. Зимина А.Н.Образные упражнения и игры в музыкально –  ритмическом развитии детей. Практикум для педагогов – М.:ООО  «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 32с. (Музыка для дошкольников и  младших школьников) Игры нашего двора. Сборник. – СПб.: Регата,  Издательство Дом Литера», 2000. ­384с. («Энциклопедия веселой компании»)  Иванова Е.И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной  школе (Колл.авт. «Материнской школы») – м.: ООО « Издательство «Астрель  «, К.,ГИППВ,2001. ­288с..с ил. Копилка игр Сибирячка. Игры, сказочки,  считалки, потешки, поделки./ составитель С.М. Асламова. Художник Я.Ю.  Лисицына. – Иркутск.: Редакция журнала «Сибирячок»,1995. ­480 с., ил. ( биб – ка «Сибирячок ­ малышам»). Константинова И.В. Игротренинг.  Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической  пластики у детей дошкольного и школьного возраста. СПб 1996. ­34с.  Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В2 ч. – Учеб – метод. пособие. – (Воспитание и дошкольное образование детей). – (Б­ка муз. руководителя и педагога  музыканта). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с., Ч2. – 104 с:  ноты. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед.  учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224 с. (стр.  337, 95, 99,125.) Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие  для воспитателя детского сада / Редакция Л.В.Руссковой. – М.:  «Просвещение», 1986. – 79с.: ил. Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения  и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост.  Источник http://5fan.ru/wievjob.php?id=53379      8