Что такое духовная музыка? И что можно назвать церковной музыкой? Где можно услышать такую музыку? Для чего нужна эта музыка? Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: История развития духовной музыки, разнообразие колокольных звуков, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами церковного песнопения, музыка живописи, Фрески Софии – Киевской.
Знакомство с профессиями, относящимися к миру духовной музыки композитор, музыкант, хор, дирижер, - Храм – дом Божий - Религиозное искусство - Иконопись - Церковное пение - Возникновение и развитие русской церковной
музыки - Литургия - Православные праздники - Крещение, покаяние, венчание - Колокольный звон: Благовест, Набат, Трезвон, Перезвон, - Экскурсия в храм села Иволгинск, в один из храмов города Улан-Удэ. - Разучивание и исполнение фрагментов церковных песнопений, детских духовных песен.
" МИР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
Что такое духовная музыка? И что можно назвать церковной
музыкой? Где можно услышать такую музыку? Для чего нужна эта
музыка? Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: История
развития духовной музыки, разнообразие колокольных звуков,
знакомство с великими композиторами и их произведениями,
ознакомление с элементами церковного песнопения, музыка
живописи, Фрески Софии – Киевской.
Знакомство с профессиями, относящимися к миру духовной музыки
композитор, музыкант, хор, дирижер, Храм – дом Божий
Религиозное искусство Иконопись Церковное пение Возникновение и
развитие русской церковной
музыки Литургия Православные праздники Крещение, покаяние, венчание
Колокольный звон: Благовест, Набат, Трезвон, Перезвон, Экскурсия в храм
села Иволгинск, в один из храмов города УланУдэ. Разучивание и
исполнение фрагментов церковных песнопений, детских духовных песен.
оо
уо
(нем. geistliche Muik, итал. musica sacra, англ. sacred
Дух вная м зыка
music) — музыкальные произведения, связанные с
текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во
время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле
подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная
музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не
ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут
быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и
свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе
или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)[1].
Жанры духовной музыки[
Богослужебная музыка
Паралитургическая
Генрих Шютц
музыка (лауда, кондукт, ноэль, кэрол, духовный стих и
др.)
Литургическая драма
Органная музыка
Музыка для других музыкальных инструментов
Музыка для оркестра и солистов
Музыка для оркестра, солистов и органа,
Музыка для хора, оркестра, солистов и органа
Хоровая
Хоровая с инструментальным сопровождением
Сольная
Сольная с инструментальным сопровождением
Молитвенномедитативная музыка
Христианская духовная музыка[править | править код]
Жанры христианской духовной музыки[править | править код]
Наиболее распространённые жанры христианской духовной
музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной;
это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе
заупокойная — Реквием), секвенция и страсти (пассионы).
Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для
всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право
сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и
музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно
служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений
римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I). В
результате отбора, переработки и унификации складывались каноны.
Существовали и свободные формы, в частности секвенция, получившая
широкое распространение в эпоху Возрождения; некоторые секвенции в
дальнейшем были канонизированы — например, Dies Irae,
сочинённая францисканским монахом Томмазо да Челано и ставшая основной
частью католического реквиема, или принадлежащая другому
францисканцу, Якопоне да Тоди, Stabat Mater
Со временем право музыкального оформления канонических текстов было
предоставлено и светским композиторам. После Реформацииширокое
распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты —
хоралы, гимны (в том числе сочинённые Мартином Лютером), позже
Страсти[2].
К Страстям исторически восходит и появившаяся в XVII веке религиозная
оратория; являясь формой более свободной, изначально не связанной с
богослужением, оратория могла основываться как на событиях Страстной
недели (например, «Семь слов Христа на кресте» Генриха Шютца и «Семь
слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна), так и на иных главах Евангелия
(«Рождественская история» (Weihnachtshistorie) Шютца, «Мессия» Генделя,
«Рождественская оратория» И.С. Баха, «Детство Христа» Гектора Берлиоза),
[2].а также на сюжетах из Ветхого Завета, как например оратории Генделя
«Саул», «Израиль в Египте», «Самсон» и «Иуда Маккавей»[3].
Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное
влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров,
с одной стороны, и итальянской оперы — с другой, преобразило и страсти, и
мессы (особенно заупокойные) и другие, не столь крупные формы, которые, в
свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации, концертности и
«оперности». Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в
концертную практику, и уже в XVIII веке, а гдето и раньше многие
произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или
для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как например
коронационные мессы и реквиемы.
На протяжении всей истории христианской церкви наряду с церковной
существовала и так называемая паралитургическая духовная музыка:
сочинения религиозного характера, не соответствовавшие церковным
канонам[4]. Не нашедшие себе применения в богослужении (а в иных случаях и
заведомо для него не предназначенные) песни, как анонимные, так и
авторские, — испанопортугальские кантиги,
французские ноэли и кондукты и др. — имели широкое хождение в быту;
отвергнутые Тридентским собором (в XVI в.) секвенции оказали влияние на
развитие народной духовной песни — немецких Rufe и Leise, английской
carol, итальянской лауды, а те, в свою очередь, — на развитие духовной
музыки более крупных форм[2].
Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым
сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст,
считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся,
сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу
Окегему (XV век)[6]. Однако уже во второй половине XVIII века реквиемы
нередко писали не для церкви, что в дальнейшем сделало возможным
сочинение реквиемов на неканонические тексты или с частичным
использованием канонического текста.
В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на
канонический латинский текст Реквиемы В. А. Моцарта и Д. Верди. В
концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л.
Керубини (доминорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и
неканонические Немецкий реквием И. Брамса и Военный реквием Б.
Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами
английского поэта Уилфреда Оуэна
признание Реквиемы Я. Д. Зеленки, Г. Бибера.
[6]. В последнее время завоёвывают «Рождественские приключения детей в храме» театрализованное
представление , исполнение песен «Зажигают звёзды в Рождество», «Светлый
праздник Рождество» , «Рождество Христово» русская народная песня,
чтение стихов, в конце праздника всех присутствующих отец Владимир
поздравляет с праздником и дарит рождественские подарки. «Коляда,
коляда отворяй ворота» знакомить детей с обрядом колядования, его
атрибутами и персонажами. Разучивание с детьми святочных песен, колядок,
игр и хороводов. Ребята подготовительной группы идут в гости в старшую
группу со словами « Пришла коляда отворяй ворота» и показывают концерт.
Родители совместно с воспитателями и детьми изготавливают атрибуты
обряда колядования – звезду, месяц, вертеп и рождественские подарки
коляду и другие гостинцы. «Светлый праздник» Беседы на тему праздника
Пасхи с приглашением отца Владимира. Знакомить детей с историческими
традициями праздника русской Пасхи, консультируясь со служителем церкви
по поводу проведения праздника. Разучивание с детьми песни «В гости Пасха
к нам пришла», «Христос воскрес», знакомит детей с особенностями
православной музыки – звоном колоколов и звучанием православного хора.
Воспитатели совместно с детьми и родителями организуют выставку
рисунков, фотографий, пасхальных открыток и семейных творческих работ
«Пасха красная», дети расписывают пасхальные яйца, дарят сотрудникам
детского сада, родителям. Воспитатели совместно с родителями готовят для
детей небольшие сюрпризы и подарки.
Слушание духовной музыки