Музыкальный калейдоскоп "Мир духовной музыки"

  • Мероприятия
  • doc
  • 29.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое духовная музыка? И что можно назвать церковной музыкой? Где можно услышать такую музыку? Для чего нужна эта музыка? Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: История развития духовной музыки, разнообразие колокольных звуков, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами церковного песнопения, музыка живописи, Фрески Софии – Киевской. Знакомство с профессиями, относящимися к миру духовной музыки композитор, музыкант, хор, дирижер, - Храм – дом Божий - Религиозное искусство - Иконопись - Церковное пение - Возникновение и развитие русской церковной музыки - Литургия - Православные праздники - Крещение, покаяние, венчание - Колокольный звон: Благовест, Набат, Трезвон, Перезвон, - Экскурсия в храм села Иволгинск, в один из храмов города Улан-Удэ. - Разучивание и исполнение фрагментов церковных песнопений, детских духовных песен.
Иконка файла материала МИР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ.doc
" МИР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ" Что такое духовная музыка? И что можно назвать церковной  музыкой? Где можно услышать такую музыку? Для чего нужна эта  музыка? Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: История  развития духовной музыки, разнообразие колокольных звуков,  знакомство с великими композиторами и их произведениями,  ознакомление с элементами церковного песнопения, музыка  живописи, Фрески Софии – Киевской. Знакомство с профессиями, относящимися к миру духовной музыки  композитор, музыкант, хор, дирижер, ­ Храм – дом Божий ­  Религиозное искусство ­ Иконопись ­ Церковное пение ­ Возникновение и  развитие русской церковной  музыки ­ Литургия ­ Православные праздники ­ Крещение, покаяние, венчание ­ Колокольный звон: Благовест, Набат, Трезвон, Перезвон, ­ Экскурсия в храм села Иволгинск, в один из храмов города Улан­Удэ. ­ Разучивание и  исполнение фрагментов церковных песнопений, детских духовных песен. оо уо  (нем. geistliche Muik, итал. musica sacra, англ. sacred  Дух вная м зыка music) — музыкальные произведения, связанные с  текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во  время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле  подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная  музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не  ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут  быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и  свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе  или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)[1]. Жанры духовной музыки[  Богослужебная музыка Паралитургическая                                              Генрих Шютц     музыка (лауда, кондукт, ноэль, кэрол, духовный стих и др.) Литургическая драма Органная музыка Музыка для других музыкальных инструментов        Музыка для оркестра и солистов Музыка для оркестра, солистов и органа, Музыка для хора, оркестра, солистов и органа Хоровая Хоровая с инструментальным сопровождением Сольная Сольная с инструментальным сопровождением Молитвенно­медитативная музыка Христианская духовная музыка[править | править код] Жанры христианской духовной музыки[править | править код] Наиболее распространённые жанры христианской духовной  музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной;  это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти (пассионы). Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для  всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право  сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и  музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно  служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений  римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I). В  результате отбора, переработки и унификации складывались каноны.  Существовали и свободные формы, в частности секвенция, получившая  широкое распространение в эпоху Возрождения; некоторые секвенции в  дальнейшем были канонизированы — например, Dies Irae,  сочинённая францисканским монахом Томмазо да Челано и ставшая основной частью католического реквиема, или принадлежащая другому  францисканцу, Якопоне да Тоди, Stabat Mater Со временем право музыкального оформления канонических текстов было  предоставлено и светским композиторам. После Реформацииширокое  распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты —  хоралы, гимны (в том числе сочинённые Мартином Лютером), позже  Страсти[2]. К Страстям исторически восходит и появившаяся в XVII веке религиозная  оратория; являясь формой более свободной, изначально не связанной с  богослужением, оратория могла основываться как на событиях Страстной  недели (например, «Семь слов Христа на кресте» Генриха Шютца и «Семь  слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна), так и на иных главах Евангелия  («Рождественская история» (Weihnachtshistorie) Шютца, «Мессия» Генделя,  «Рождественская оратория» И.С. Баха, «Детство Христа» Гектора Берлиоза),   [2].а также на сюжетах из Ветхого Завета, как например оратории Генделя  «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон» и «Иуда Маккавей»[3]. Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное  влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров,  с одной стороны, и итальянской оперы — с другой, преобразило и страсти, и  мессы (особенно заупокойные) и другие, не столь крупные формы, которые, в  свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации, концертности и  «оперности». Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в  концертную практику, и уже в XVIII веке, а где­то и раньше многие  произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или  для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как например  коронационные мессы и реквиемы. На протяжении всей истории христианской церкви наряду с церковной  существовала и так называемая паралитургическая духовная музыка:  сочинения религиозного характера, не соответствовавшие церковным  канонам[4]. Не нашедшие себе применения в богослужении (а в иных случаях и  заведомо для него не предназначенные) песни, как анонимные, так и  авторские, — испано­португальские кантиги,  французские ноэли и кондукты и др. — имели широкое хождение в быту;  отвергнутые Тридентским собором (в XVI в.) секвенции оказали влияние на  развитие народной духовной песни — немецких Rufe и Leise, английской  carol, итальянской лауды, а те, в свою очередь, — на развитие духовной  музыки более крупных форм[2]. Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым  сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст,  считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся,  сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу  Окегему (XV век)[6]. Однако уже во второй половине XVIII века реквиемы  нередко писали не для церкви, что в дальнейшем сделало возможным  сочинение реквиемов на неканонические тексты или с частичным  использованием канонического текста. В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на  канонический латинский текст Реквиемы В.      А.      Моцарта и Д. Верди. В  концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л.  Керубини (до­минорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и  неканонические Немецкий реквием И. Брамса и Военный реквием Б.  Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами  английского поэта Уилфреда Оуэна признание Реквиемы Я. Д. Зеленки, Г. Бибера.  [6]. В последнее время завоёвывают­ «Рождественские приключения детей в храме»­ театрализованное  представление , исполнение песен «Зажигают звёзды в Рождество», «Светлый  праздник Рождество» , «Рождество Христово» русская народная песня,  чтение стихов, в конце праздника всех присутствующих отец Владимир  поздравляет с праздником и дарит рождественские подарки. ­ «Коляда,  коляда ­ отворяй ворота» ­ знакомить детей с обрядом колядования, его  атрибутами и персонажами. Разучивание с детьми святочных песен, колядок,  игр и хороводов. Ребята подготовительной группы идут в гости в старшую  группу со словами « Пришла коляда ­ отворяй ворота» и показывают концерт. Родители совместно с воспитателями и детьми изготавливают атрибуты  обряда колядования – звезду, месяц, вертеп и рождественские подарки ­  коляду и другие гостинцы. ­ «Светлый праздник»­ Беседы на тему праздника  Пасхи с приглашением отца Владимира. Знакомить детей с историческими  традициями праздника русской Пасхи, консультируясь со служителем церкви  по поводу проведения праздника. Разучивание с детьми песни «В гости Пасха  к нам пришла», «Христос воскрес», знакомит детей с особенностями  православной музыки – звоном колоколов и звучанием православного хора.  Воспитатели совместно с детьми и родителями организуют выставку  рисунков, фотографий, пасхальных открыток и семейных творческих работ  «Пасха красная», дети расписывают пасхальные яйца, дарят сотрудникам  детского сада, родителям. Воспитатели совместно с родителями готовят для  детей небольшие сюрпризы и подарки.                                                                                       Слушание духовной музыки