Методическая разработка классного часа на тему:
«Мы против экстремизма»
|
|
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………..….. 3
Подробное описание содержания методической разработки……………...… 4
Список источников………………………………………………………….…. 20
Приложения………………………………………………………………….….. 7
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для классных часов на тему профилактики экстремизма.
На мероприятии, посвященном этой проблеме рассматривается такая актуальная проблема как профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Ведущий классного часа в лице классного руководителя старается донести студентам, что такое экстремизм, какие виды наказания существуют, как бороться с этим неприятным явлением в современном обществе, кто наиболее подвержен экстремистским проявлениям и т.д. Предполагаемый результат – предупрежден – значит, вооружен, если говорить со студентами на эту тему можно предотвратить экстремистские действия и спасти много жизней.
Форма проведения классного часа: интерактивный классный час с творческой работой в группах.
Данное мероприятие ориентировано на студентов 1 курса техникума. Ведущему необходимо иметь в виду, что студенты не с совсем сформировавшиеся психикой и могут быть излишне впечатлительными.
Подробное описание содержания методической разработки
Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате террористических действий в наземном, водном и воздушном транспорте, а также в общественных местах и учреждениях. Поэтому информирование обучающихся в данной области берут на контроль и органы МВД, и образовательные организации. Данный классный час посвящен анализу общей темы и может быть включен в цикл мероприятий по данной тематике.
Цель: дать представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества.
Задачи:
1. Представить терминологические аспекты противодействия
проявлениям экстремизма и терроризма.
2. Организовать интерактивную деятельность в режиме активного общения по проблеме противодействия экстремизму и терроризму.
3. Способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.
Актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.
Ход мероприятия.
Слово педагога:
- Ребята, мы собрались сегодня здесь, чтобы поговорить об одной из актуальных проблем современного общества. Перед вами ряд фото на определенную тему. Попробуйте определить ее – это и будет тема нашего классного часа.
Показ фото на экстремистскую тематику (приложение 1), вызов ассоциаций, чувств. Определение темы мероприятия.
- Да, это действительно экстремизм.
- Экстремизм в сегодняшнем мире – явление распространенное и мало прогнозируемое. Оно может охватывать разные сферы человеческой жизни. В последние годы обвинение в экстремизме - достаточно частое явление. В нашей стране экстремизм рассматривается наравне с терроризмом, поэтому взят на контроль самим президентом.
2. Тренинг «Поезд «Добра»»
Тренинг «Поезд «Добра»» позволит обратить внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С его помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.
Проведение тренинга
1. Участникам классного часа выдается «Список пассажиров поезда».
2. Предлагаемая ситуация: поезд отправляется из точки А в точку Б. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда, и в пути вы будите находится неделю. В вашем купе должны ехать еще четыре человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите четырех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще четверых. Подумайте над причинами своего выбора.
3. Ведущий просит участников самостоятельно прочитать список.
4. Каждому участнику лично предлагается выбрать пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и четверых, с которыми он предпочел бы не ехать.
4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на 4 группы и сделать следующее:
• сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;
• подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;
• совместно подготовить общий список четырех наиболее желательных и четырех наиболее нежелательных попутчиков;
• обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие
разногласия, и отметить их особо.
Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».
6. Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить внимание на предпочтения ребят, на тех, кто оказался в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?
Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний), – это
приверженность крайним взглядам и в особенности мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве теоретико-идеологического обоснования экстремизма выступает комплекс радикальных идейных установок и воззрений, оправдывающих применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей.
Националистический экстремизм - деятельность по разрешению проблем национального характера путем использования насилия в различных формах. Радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы
Профилактика экстремизма - это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
Социальная толерантность - (от лат. - терпение, выносливость) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Социальная толерантность заключается в осознании и представлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Социальная толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Просмотр видеоролика о молодежном экстремизме.
- После просмотра ролика мы с вами узнали, что такое экстремизм, терроризм, как бороться с этими неприятными явлениями и как вести себя, если ты оказался в заложниках. Теперь предлагаю вам попробовать дать своё определение термину - «экстремизм».
Игровые тренинги «Толерантная школа»
1. Учащиеся каждой команды поочередно встают и говорят, что надо сделать, чтобы учебное заведение стало «Пространством толерантности».
2. «Дополните предложение»: «Быть толерантным - это значит...» Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем понимания чувств другого человека. Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем понимания чувств другого человека.
- До чего оно красиво, слово доброе…?
-Друг друга не стоит винить, лучше скорее…?
- Растает даже ледяная глыба от слова доброго…?
- Не хвались серебром, а хвались…?
6. Рефлексия.
Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме экстремизма и терроризма. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.
Приложение 1.
Список источников
1. Ахмедов Э. Ю. Международно-правовые аспекты регламентации сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом в рамках вспомогательных органов Совета Безопасности ООН // Международное публичное и частное право.– 2016.– № 1. –С. 22–25.
2. Ахмедова М. Два года без смертников. Агенты "Моссада" считают Сочи самым безопасным местом в России // Русский репортер. –2018. – № 5. – С. 46–53.
3. Беляев А. А. Предупреждение терроризма: правовой и организационный аспект // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. –2018. – № 2. –С. 81–86.
4. Манукян А.Р. Некоторые аспекты международного опыта политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму // Бизнес в законе. – 2016. – № 2. – С. 254–255.
5. Кислицин С. А. Евразийский формат антитеррористического взаимодействия // Власть. –2017.– № 2. – С. 32–38.
6. Климов Д. Третий Рим или Московский Халифат? // Русский Дом. – 2018. – № 4. – С. 14–15.
7. Ключников Б. Халифат и закат Европы // Наш современник. – 2017. – № 9. – С. 192–199.
8. Козырев Ю. 10 лет апокалипсиса. Как выглядел конец света в Беслане в начале сентября 2004 года // Русский репортер.– 2018.– № 33.– С. 38–47.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.