мы тимуровцы

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала my-timurovtsy2016_-_kopiya.docx

 

 

 

Методические материалы по организации возрождения тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.

 

Программа по внеурочной деятельности

 « Мы тимуровцы»

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г

Программа  по внеурочной деятельности

                                                "Мы - тимуровцы"

 

                                                                   «Историческое значение каждого 

                                                                      человека измеряется его заслугами

Родине, а человеческое достоинство-

                                                       силою его патриотизма».    
                                         Н.Г. Чернышевский

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Мы-тимуровцы»  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273от 29.12.12 г.

2.Письма Минобр науки России от 14.12.15 г. .3 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

4.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

5.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

6.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

1.     Актуальность

 Мониторинг обучающихся по теме «Патриотическое воспитание младших школьников» показал, что у 72 % учащихся не знают истории своего села, у 17%  обучающихся не сформирована гордость за свою страну,  23%  учащихся с  недостаточным уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле, у 40% - не сформировано правильное понимание служения своему Отечеству.  Поэтому встала необходимость разработки программы по внеурочной деятельности «Мы - тимуровцы», которая призвала систематизировать и углубить всю деятельность  школы, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в рамках  школьной программы «Сыны Отечества» для  4-7-х классов была  создана авторская программа по внеурочной деятельности «Мы  тимуровцы» творческой группой авторов: Титовой Е.П. и Сомовой  Р.В., классными руководителями, учителями начальных классов.

         Программа “Мы – тимуровцы” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС и основной образовательной программой образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

  Детство - время активного социального развития растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия "Общество-государство" предусматривает, в основном, пассивное участие детей  молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.

  В то же время   воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

  Программа развития детского тимуровского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

   Программа движения" Мы - тимуровцы " создана для учащихся 4-7классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, шефскую работу,  экологические десанты и другие занятия.

 

2 Цель  . Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентно-способной личности,  воспитание любви к Отечеству , духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества

 

 

Успех школьного тимуровского движения зависит от позитивного отношения к детскому тимуровскому у движению со стороны государственных и общественных организаций различного уровней, оказание организационной и финансовой поддержки деятельности тимуровских отрядов школы при реализации Программы «Мы тимуровцы».

   Тимуровец – не новый термин, не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Тимуровское движение как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.

 Тимуровцы помогают тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что "новое - это хорошо забытое старое".

         Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям, ветеранам, инвалидам  иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

 3. Задачи

Межпоселенческая 
районная библиотека
1. Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям.

2. Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.

3. Популяризация трудовой деятельности детей.

4. Формирования у  подростков  внимательности,  скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

5.Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

 

Целевая аудитория, объём Программа предназначена для учащихся 4 – 7 классов,  34 часа.

 

4.Основные направления программы  «Мы – тимуровцы»

1.  Разработать положение  о тимуровском     отряде «Мы – тимуровцы», устав тимуровского отряда.

2. Составить карту-схему зоны работы тимуровского отряда.

3. Составление плана работы тимуровского отряда.

4. Разработка социально-ориентированных проектов.

 5 . Карта – схема зон работы тимуровского отряда

 

 

 

 

 

МКДЦ
Совет ветеранов
 

 

 

 

 

 

 


Пансионат для престарелых и инвалидовПартия 
Единая Россия
                                                                          

  
 «Мы – тимуровцы»
,ДОУ «Берёзка»,ДОУ «Радуга»
ЖКХ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Формы работы:

       - шефская работа с ветеранами;

       - участие в Вахте Памяти;

       - беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»…;

       - праздники на военно – патриотическую тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне; 

       - конкурсы  рефератов, сочинений, рисунков;

       - акции «Забота», «Обелиск»;

       - просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОв, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением;

       - уход за памятником воинам, погибших в годы войны (п. Варламово)

       - экскурсии по памятным местам Сызранского района;

   - спортивные соревнования с элементами военной подготовки;

   - походы по родному краю.

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование
"Мы - тимуровцы"

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Организационное занятие. Выборы актива. Составление плана работы

1

 

2

Составление карты – схемы зон  работы

1

 

3

Практика. Помощь ветеранам ( осенние работы )

1

 

4

Практика. Помощь ветеранам (осенние работы)

1

 

5

Помощь по озеленению территории школы «Аллея Памяти»

1

 

6-7

Познавательные мероприятия в детских дошкольных учреждениях «Радуга», «Березка» «Они сражались за Родину»

2

 

8

Акция «Учителям школы – ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн посвящается… », посвященная Дню учителя.

1

 

9

Организация выставки рисунков «Гордитесь своими героями!», посвященная Дню села.

1

 

10

Акция «Забота» изготовление подарков ко Дню единства и примирения ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн.

1

 

11

Концерт «О походах наших, о боях с врагами…»

1

 

12

Праздник, посвященный  Дню матери

1

 

13

Радиопостановка, посвященная детям войны, жителям Сызранского района «Сороковые, роковые, голодные, пороховые, война гуляет по России, а мы такие молодые»

1

 

14

Выездной концерт в Пансионат для престарелых и инвалидов «Если б не было войны»

1

 

15-16

Практика. Помощь ветеранам (зимние работы) Операция «Никто не забыт»

2

 

17

Акция «Ветеран живет рядом»

1

 

18

Участие в создании «Книги Памяти» совместно с межпоселенческой  библиотекой м.р.Сызранский (сбор материалов)

1

 

19

Участие в создании «Книги Памяти» совместно с межпоселенческой  библиотекой м.р.Сызранский (оформление )

1

 

20

Встреча с ветеранами локальных войн и конфликтов «Памяти павших будем достойны»

1

 

21

Литературная гостиная «Вспомним их поименно»

1

 

22

Конкурс рисунков «Нам мир завещано беречь»

1

 

23

 Зимняя спартакиада, посвященная Дню защитника Отечества

1

 

24

Участие в концерте совместно с МКДЦ (Межпоселенческим культурно-досуговым центром), посвященном призывникам

м.р. Сызранский

1

 

25

Организация просмотра художественного фильма для учеников начальной школы «Сын полка»

1

 

26

Организация просмотра художественного фильма для учеников среднего и старшего звена «Судьба человека»

1

 

27

Участие в концерте совместно с МКДЦ (Межпоселенческим культурно-досуговым центром), посвященном Международному женскому дню.

1

 

28

Операция «Обелиск»

1

 

29

Операция «Обелиск»

1

 

30

Участие в Вахте Памяти

1

 

31

Участие в концерте совместно с МКДЦ (Межпоселенческим культурно-досуговым центром), посвященном Дню Победы

1

 

31-32

Практика. Помощь ветеранам (весенние работы).

2

 

33

Экскурсия во Дворец творчества детей и молодежи «Битва за Москву»

 

34

Подведение итогов работы за год, награждение участников кружка.

 1

 

 

Ожидаемый результат

1. Формирование    высокого   уровня    самосознания,    самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия,    уважения    человеческого    достоинства,    милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2.  Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что, тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.

3.  Повышение   чувства   ответственности   у   детей   при    выполнении общественных поручений.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

   о разновозрастном тимуровском отряде «Мы – тимуровцы»

     1. Общие положения.

   1.1.Разновозрастный тимуровский отряд (далее –«отряд») является добровольной , самостоятельной , самодеятельной , гуманистической общественной организацией детей и взрослых при  ГБОУ СОШ «Центра образования» пос. Варламово, представляющей и защищающей интересы и права своих членов, с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.

   1.2. В своей деятельности отряд руководствуется Уставом ГБОУ СОШ «Центра образования» пос. Варламово, пользуется правами и несёт обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для общественных организаций.

   1.3.Отряд имеет свою символику и атрибутику (знамя, эмблему, законы)

   1.4.В рамках, установленных законодательством, отряд свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности.

   1.5.Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах – общедоступной.

   

   2. Цели и задачи.

   2.1.Цель отряда – воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.

   2.2.Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

   - способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;

   - формировать социальный опыт детей;

   - осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;

   -организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей,;

   - осуществлять волонтёрскую деятельность.

   2.3. Отряд вправе:

   Свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, привлекать на добровольных началах и в установленном законодательством порядке средства государственных организаций, учреждений, ведомств, местных органов самоуправления, общественных объединений, коммерческих организаций, отдельных граждан, осуществлять благотворительную деятельность: концерты, трудовые рейды и любую другую деятельность, не запрещённую действующим законодательством.

   

   3.Права и обязанности членов отряда.

   3.1. Члены отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.

   3.2. Члены отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.

   3.3. Законами отряда являются:

   - закон точности (закон «ноль-ноль»)

   - закон поднятой руки

   - закон чистоты

   - закон равенства

   - закон правды

   - закон добра

   - закон заботы

   - закон милосердия

   - закон памяти

   - закон уважения

   - закон старости

   - закон свободы

   - закон чести

   3.4. Члены отряда могут быть исключены из него за деятельность, противоречащую целям и задачам отряда, а также за действия, дискредитирующие отряд, наносящие ей моральный и материальный ущерб

   3.5. Исключение из членов отряда принимается советом отряда простым большинством голосов. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе отряда, решение которого является окончательным

   4. Структура и органы самоуправления отряда.

   4.1 Отряд делится на группы по 5-6 человек

   4.2 Высшим органом самоуправления отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.

   4.3 В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

    5. Приём в члены отряда.

   5.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.

   5.2. Торжественный приём проводится (первая пятница ноября)

   5.3. Членами отряда могут быть взрослые – педагоги, родители, выпускники.

   5.4. Вступающие в отряд дают обещание: « Я,…, вступая в тимуровский отряд обещаю: Быть честным и справедливым человеком, оказывать помощь нуждающимся в ней, работать на благо моего села, района, области, моей Родины, быть её достойным гражданином»

    6. Педагогическое руководство.

   Педагогическое руководство отрядом осуществляется старшей вожатой или классным руководителем, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.

    7. Порядок прекращения деятельности отряда.

   Прекращение деятельности отряда осуществляется путём его реорганизации или ликвидации. Решение об этом принимается простым большинством голосов членов отряда, участвующих в работе сбора.

   

Устав тимуровского отряда «Мы – тимуровцы»

 

Девиз тимуровского отряда «Мы – тимуровцы»:

«Горим всегда , горим везде до дней последних донца, горим и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!»

Цели и задачи

-Создание     условий     для     реализации     творческого потенциала      каждой      личности      в       организации безвозмездной добровольной помощи ветеранам войны, вдовам, обездоленным детям.

-Самовыражение каждого члена отряда через участие в ее конкретных делах.

-Обеспечение      отношений      сотрудничества      между учителями и учащимися.

-Защита прав и выражение интересов учащихся школы, создание условий для раскрытия возможностей личности.

-Демократизация       и       совершенствование       учебно-воспитательного процесса.

-Расширение форм досуга учащихся.

 

Основные принципы деятельности:

-Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью тимуровского отряда «Мы-тимуровцы» решаются только его членами

-Принцип равноправия и сотрудничества членов тимуровского отряда «Мы-тимуровцы» на равных правах с другими организациями отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, имеет прямое представительство в них.

 

-Принцип гласности:

Все решения объединения доводятся до сведения учащихся через органы печати.

 

-Принцип коллективности:

Любое    решение    в    объединении    принимается    после коллективного обсуждения с учетом самых разнообразных мнений.

 

Член отряда имеет право:

На   проявление   собственной   активности   в   организации работы   в соответствии с его целями и задачами;

На выражение мнений и сомнений касающихся содержания деятельности и получения на них объяснений и ответов;

Избрать,    быть    избранным    в    органы    самоуправления, оценивать их работу;

Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;

На   участие в планировании деятельности отряда и выполнение принятого плана;

На уважение своего человеческого достоинства;

Входить в состав других организаций и объединений.

 

Член отряда обязан:

Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;

Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствовал бы достоинству ученика школы;

Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте речи;

Проявлять уважение к старшим;

Оказывать     сопротивление     проявлению     грубости     и вульгарности;

Уважать взгляды и убеждения других людей:

Уважать свободу и достоинство другого человека;

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровья своих товарищей;

Соблюдать   правила   личной   гигиены,   быть   чистым   и опрятным.

 

Основные направления деятельности:

Демократизация в жизни школы

Организация свободного времени (организация клубов по интересам, кружков, секций, проведение культурно-массовых мероприятий, спортивных мероприятий).

Участие в краеведческой работе, изучение истории России, г.Сызрани и Сызранского района пос. Варламово. , школы.

Формирование  здорового   образа  жизни   (рейды,   акции, конкурсы, соревнования)

Нравственно-патриотическое     воспитание     (на     основе изучения истории страны и мира)

Формирование   художественно   -   эстетических   вкусов   и общей культуры учащихся

Тимуровское    движение    (оказание    помощи    одиноким престарелым   людям,   ветеранам   ВОв   и  труда,   детям-сиротам, инвалидам).

Шефская работа (оказание помощи младшим товарищам, работа вожатых).

Повышение активности учащихся в обеспечении безопасности жизни.

Воспитание творческого    сознательного    отношения  к овладению современными знаниями,  стремления к самообразованию.

 

Поощрения и наказания:

Член тимуровского отряда поощряется за:

учебу;

общественную работу;

трудолюбие и отвагу.

Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда (награждение грамотой, благодарностью)

Член тимуровского отряда может быть наказан за:

нарушение положения.

К нему могут быть применены следующие меры:

выговор или замечание;

лишение права участвовать в общих делах.

 

                                        Диагностическая карта изучения

уровней проявления воспитанности

 

Основные отношения и показатели воспитанности

Признаки и уровни, формирующихся качеств

 

1. Отношение к обществу. Патриотизм.

1. Отношение к родной природе

5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,

4 –  любит и бережёт природу;

3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

2 -  участвует в деятельности  по охране природы  нехотя, только под давлением со стороны;

1 – природу не ценит  и не бережёт, ломает природные объекты

2. Гордость за свою страну

5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

4 – интересуется историческим прошлым,  самостоятельно изучает историю ;

3 -  любит слушать рассказы взрослых и  одноклассников  по истории,

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,

1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.

3. Служение своему Отечеству.

5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,

4 – находит дела на службу  малому Отечеству;

3 – участвует в делах на  службу малому Отечеству, организованных  другими людьми с  желанием;

2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;

1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

4. Забота о своей школе

5 –  организует дела на пользу школе; классу,

4 -  участвует в делах класса и привлекает других,

3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,

2 – в делах класса участвует при побуждении,

1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

 

2. Отношение к умственному труду. Любознательность.

1. Познавательная активность

5 -  сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;

4-  сам много читает;

3 –  читает только в рамках заданного на дом,,

2 -  читает под присмотром взрослых  и учителей,

1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует

2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

4 -  стремится хорошо учиться,

3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет

2 – учится при наличии строгого контроля,

1 – плохо учится даже при наличии контроля

3. Саморазвитие

5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,

4 – есть любимое полезное увлечение,

3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,

2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,

1 – во внеурочной деятельности не участвует.

4.Организованность в учении

5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,

4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно,

3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем,

1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет

3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.

1. Инициативность и творчество в труде

5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей .

4 – находит полезные дела в классе, школе,  выполняет их с интересом,

3 – участвует в полезных делах, организованных другими

2 – участвует в полезных делах по принуждению,

1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.

2. Самостоятельность в труде

5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,

4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,

3 –  участвует в  трудовых операциях, организованных другими, без особого желания,

2 – трудится при наличии контроля,

1 – участие в труде не принимает.

3. Бережное отношение к результатам труда

5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,

4- бережёт личное и общественное имущество,

3 -  сам не ломает, но  равнодушен к разрушительным действиям других,

2 – требует контроля в отношении к личному  и общественному  имуществу,

1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

4. Осознание значимости труда.

5 – осознаёт  значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам,

4 – осознаёт  значение труда, сам находит работу

3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,

2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве

1 -  не умеет и не любит трудиться.

4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.

1. Уважительное отношение к старшим

5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,

4 – уважает старших,

3 – уважает старших, но на  неуважительное  отношение  со стороны других не обращает никакого внимания,

2 -  к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,

1 – не уважает старших, допускает грубость.

2. Дружелюбное отношение к сверстникам

5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,

4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,

3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,

2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,

1 – груб и эгоистичен.

3. Милосердие

5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других,

4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным

3 – помогает слабым, беспомощным при организации  дела другими людьми,

2 – помогает слабым, больным  при условии поручения

1 – неотзывчив, иногда жесток.

4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

5 -  честен, не терпит нечестности со стороны других

4 – честен в отношениях,

3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо»

2 – не всегда честен,

1 – нечестен.

5. Отношение к себе. Самодисциплина.

1.Развитие доброй воли

5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли  сверстниками;

4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

3 -  развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,

2 – силой воли не обладает ,

1 – не стремится к развитию  доброй воли;

2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения.

5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,

4- добровольно соблюдает правила  культуры поведения,

3 – достаточно культурен, но иногда допускает  нетактичность

2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,

1 – нормы и правила поведения не соблюдает.

3. Организованность и пунктуальность

5 -  своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,

4- своевременно и качественно выполняет свои дела;

3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда  своевременно,

2 – при выполнении дел и  заданий нуждается в контроле,

1 – начатые дела не выполняет.

4. Требовательность к себе

5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,

4 – требователен к себе,

3 – не всегда требователен к себе,

2 – мало требователен к себе,

1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

 

 

 

 

Дидактическое сопровождение

 

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2010

Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2014

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014

 

 

Н.Овчинников «Древа ветвь плодоносящая», Сызранское полиграфобъединение,2012 г

«Самарская Лука», сост Толкач М.Я, Куйбышевское книжное издательство2013

«Но прошлое в нас не уснуло» Г.Журлова Сызранское полиграфобъединение, 2012

 

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсах, проектах

Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

, презентация, сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши дела

 

 Акция «Ветеран живет рядом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в Вахте Памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внеклассное мероприятие "И вновь продолжается бой!»

 

Перед проведением мероприятия воспитанникам  было дано задание, записать воспоминания членов семей о тимуровском движении.

Ответы были следующие:

34% – «о тимуровском движении у нас никто не помнит»,

66% – «дедушки и бабушки принимали участие в тимуровском движении».

 

Цель занятия: Формирование собственного понимания нравственно-патриотической и гражданской позиции, воспитание осознанного участия в тимуровском движении и толерантности.

 

Задачи:

 

Закрепить значение понятий: тимуровское движение, ответственность, гражданственность, нравственность, патриотизм, толерантность.

Развивать умение работать в группе, вести дискуссию, диалог и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать любовь и уважение к истории, толерантность, чувство сопричастности молодого поколения наших дней к чувствам и памяти поколения 20-30 годов XX столетия.

Ход занятия

I. Вступительное слово:

Ежегодно наша страна отмечает День Победы. Демонстрируются фильмы военных и довоенных лет, ветеранов приглашают на телевидение. В средствах массовой информации печатаются фотографии и статьи. Государство к празднику выделяет им материальную помощь. А как сейчас они живут? О чём они помнят? Чем гордятся и о чём жалеют?

 

Цель нашего внеклассного мероприятия – осознание своей доли, своих чувств, ощущений, переживаний, дум и мыслей о тимуровском движении.

 

Тимуровское движение актуально и сегодня. Именно в совместной деятельности детей и подростков формируются гуманные отношения, проявляются такие качества как сорадование, сострадание, коллективизм, солидарность. Тимуровская работа является показателем положительной перестройки межличностных отношений. От характера их деятельности во многом зависит воспитание нравственно-значимых и гражданских качеств личности. Получает развитие интерес к вехам истории нашей Родины, республики, города, армии, народа. Вехи истории – это три угла: вчера, сегодня, завтра. «Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений. «Сегодня» – возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры. «Завтра» - гармонично развитая личность.

 

У детей и подростков есть потребность говорить о таких понятиях, как совесть, радость, умение быть благодарным, любовь, милосердие, сострадание. Этому подтверждение – вышедшие сборники детских стихов, рассказов: «Мой дедушка принёс Победу!», «Мой папа служил в Афганистане», «Я пишу о войне….», «Мой папа – милиционер» и др. Но нельзя ограничиться только разговорами, необходима разнообразная деятельность. К 65летию Победы в Великой Отечественной войне проводятся акции: уборка в квартире ветерана, покупка продуктов питания, сбор вещей для малообеспеченных семей, книге – вторая жизнь и другие. Воспитанники охотно принимают участие в работе клуба солдатских матерей, 125 своих работ декоративно-прикладного творчества вручили ветерана войны и труженикам тыла.

 

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о тимуровском движении, о том, какого человека можно назвать милосердным? Какими качествами он должен обладать?

 

Чтобы облегчить работу предлагаю воспитанникам проследить цепочку воспоминаний:

 

«В моей семье тимуровским движением занимались…»

«Мне посчастливилось услышать от деда, от бабушки…»

«Семейная реликвия – как частица моей малой Родины»

 

В руках у рассказывающего воспитанника свеча-символ памяти, которая передаётся, как эстафета друг другу.

 

Коллективная творческая деятельность.

 

Воспитанники делятся на 3 подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются такие слова, как тимуровское движение, ответственность и гражданственность, милосердие и патриотизм, даётся задание – дать определение этим понятиям, рассказать об их значении, придумать ситуацию, в которой присутствует данное понятие. На работу отводится 5 минут.

 

Презентация работ.

 

Подведение итогов сказанному.

 

Тимуровское движение – возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 года под влиянием повести А.Голикова «Тимур и его команда», ребята оказывали помощь семьям военнослужащих, ветеранам, престарелым, детсадам.

 

Ответственность и гражданственность – отношение личности к обществу в школе, Центре детского творчества, и другим окружающим, отвечать за свои поступки, прилежность, выполнять все задания и доводить начатое дело до конца.

 

Милосердным человеком можно назвать такого, который способный делать добро другому человеку независимо от его происхождения и социального статуса, умеет подняться над своими желаниями и отдать приоритет нуждающемуся, обладает чувством собственного достоинства, коммуникабельный и самокритичный.

 

Патриот – любитель Отечества.

 

Быть патриотом,… Что это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И.Ф. Камская

 

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - уважение к представителям различных этносов, религий и культур. Толерантность является непременным условием выживания и развития современной цивилизации.

 

 Важно заниматься созидательной деятельностью, создавать положительный образ каждой нации, знакомить людей с особенностями культуры разных народов, населяющих наш регион, чтобы наша страна  и дальше развивалась  и процветала и мы стали достойными продолжателями традиций отцов и дедов.

 

Какие качества присущи толерантной личности? 

 

гражданственность и патриотизм;

миротворчество;

неприятие насилия;

гуманность;

нравственность и духовность;

интеллигентность;

уважение семейных традиций.

Тимуровская работа по оказанию помощи ветеранам и работникам тыла.

 

Мы с вами на занятие разработаем план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам, труженикам тыла и тем, кто нуждается в нашей помощи. Этим самым мы сможем почувствовать, осознать, сделать ближе то, что всегда было рядом, но было незначимым: боль и радость старшего поколения.

 

Задание воспитанникам:

 

Разделится на 2 команды, и определить какую реальную помощь они могут оказать старшему поколению.

 

Подготовка подарков в кружках и объединениях декоративо-прикладного творчества.

Проведение акций: «Чистые окна», «Чистый дом», «Сладкий пирог».

Уборка на могилах погибших воинов.

Акция «Я и моё старшее поколение».

Отчёт «Мой вклад в тимуровское движение».

Деятельность волонтерских групп по оказанию посильной помощи детям семей переселенцев.

Организация благотворительных акций по сбору письменных и канцелярских принадлежностей, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря, одежды и игрушек для детей семей переселенцев, нуждающихся в помощи.

Организация встреч, круглых столов с фондом социальной защиты, представителями администрации с целью внедрения совершенных форм работы, организационной помощи в проведении мероприятий и акций.

Организация поисковых экспедиций по данной проблеме.

Создание Интернет-форума, с целью ознакомления с опытом других регионов и обмена результатами работы поданному направлению.

III. Заключительная часть.

Игра-упражнение «Закончи предложение»

 

В тимуровском движении самое главное для меня…

 

Инновация тимуровского движения – это…

 

Действительно, инновационной формой в работе может стать:

 

организация виртуального музея; на сайте школы сделать страничку музея размещать фотографии, экспонаты, письма, материалы поисковой работы об истории тимуровского движения, обновлять материалы, знакомить с опытом других регионов и тогда – сохранится память о нём

создание мультимедийных проектов «Это наша с тобой биография…»; (история, настоящее, перспективы развития движения, пожелания старшего поколения).

пополнение музея Центра детского творчества «Время выбрало вас…» стендами, посвящённые тимуровскому движению.

Выводы занятия.

 

Каждое поколение после себя оставляет след. Он действует в отведённое ему время,

 

что-то теряется, рушится, а что-то ценится, приумножается и передаётся из одного поколения в другое. Проживая, преодолевая препятствия своего времени, этот след приносит своё мироощущение. Высвечивает какие-то цели по отношению к другим, и если, это стоящее, понятное и доступное для очередного поколения, то в таких случаях говорят, это классика, то есть создано то, что вышло за рамки этого поколения, оно стало близким для понимания и осознания любому возрасту.

 

Наш классный час завершается. Для того, чтобы противостоять миру зла, нам необходимо иметь чёткую жизненную позицию и постоянно работать над самосовершенствованием, уметь сделать правильный осознанный выбор, быть активным! Тимуровское движение – ответственное дело, которое и является одним из показателей нравственного и гражданского воспитания.

 

Включение мероприятий, разработанных на классном часе, в планы воспитательной работы школ  придаст новый импульс в реальном воспитании гражданственности, нравственности и толерантности в достижении гармонизации межнациональных отношений народов, проживающих на территории России.

 

Только межнациональный мир, стремление к добру и согласию, атмосфера взаимопонимания и доверия, терпимость во взаимоотношениях народов, поддержка их культуры, языков, традиций, обычаев, вероисповедании – приведёт наш регион к процветанию.

 

В заключение предлагаю 3-минутный видеоролик, который направлен на закрепление темы занятия, фотографии демонстрируют:

 

«Патриотизм и гражданственность» – любовь к родному дому, к отчему краю, гражданское самосознание, ответственность за собственную судьбу, судьбу своего народа, Родины, средствами организации работы в музее «Время выбрало нас!», организации встреч с представителями Управления внутренних дел, СМИ.

 «Саморазвитие» – становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, средствами организации работы творческих мастерских различных направлений образовательной сферы, с учётом межнационального воспитания;

«Нравственность, духовность» – гуманистические отношения к другому народу, воспитание уважения и принятие их культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, средствами организации этнографических, поисковых экспедиций;

«Интеллектуальность» – познавательные способности в области знания истории и основ поисковой работы, потребность применять знания на практике, работа консультационного пункта на базе ЦДТ в помощь педагогам, работающим по проблеме;

«Трудолюбие и конкурентоспособность» – умение реализовать свои притязания на право занять социально значимое место в обществе, через организацию профильных лагерей для детей и подростков по проблеме.