МЫ – ГРАЖДАНЕ ОТЕЧЕСТВА И МИРА

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Мы - граждание Отечества и мира.docx
МЫ – ГРАЖДАНЕ ОТЕЧЕСТВА И МИРА Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин говорил: «Покажи мне,   как   ты   веруешь   и   молишься;   как   проявляются   у   тебя   доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь "знать" и "понимать"; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего бессознательного   произвола,   а   от   духовного   уклада   твоего бессознательного». А этот уклад формируется и закрепляется прежде всего и больше   всего   в   детстве.   Вот   почему   мы   и   предлагаем   вам   повысить     свое гражданское   самосознание,   овладеть   гражданской   культурой,   приобщиться   к национальным истокам духовного развития человека. Вы спросите: «А зачем нам это нужно?». Попробуйте   понять   обеспокоенность   ваших   учителей,   родителей,   людей старших поколений тем, что вот уже много лет, в основном с помощью средств массовой   информации,   идет   ориентация   детей   и   молодежи   нашей   страны   на чуждые   нашему   менталитету   образцы   и   модели   поведения   и   жизни,   на сомнительные   идеалы   и   ценности.   В   сознание   юного   поколения   России внедряется в основном так называемая массовая культура. Итог? У многих юных россиян нет осознанного чувства Родины, нет интереса к ее истории, культуре, традициям своего народа. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. По сути, многих из нас (мы имеем в виду не только детей, но взрослых) можно назвать Иванами, не помнящими своего родства, маргиналами, то есть людьми, способными воспринимать лишь самые низкопробные образцы культуры.   Так   рождается   бездуховность   нации,   комплекс   неполноценности   у многих ее представителей. И вы не можете не понимать, что возродить Россию, помочь   ей   снова   стать   великой,   уважаемой   в   мире   державой   может   только духовно богатое, здоровое нравственно и физически, образованное, способное взять на себя ответственность за судьбу своего многострадального Отечества поколение.   Как   стать   представителем   такого   поколения?   Приобщиться   к реализации   идеи,   которую   когда­то   высказал   И.   А.   Ильин,   –   заняться воспитанием в себе национального духовного характера. «Это – главное. Это творческое. Это на века. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах»  – такговорил мудрый философ, убеждая нас и в том, что «все выстраданные нами национальные унижения, коим, кажется, действительно нет   меры и числа,   могут   и   должны   пробудить   в   нас   инстинкт   национального самосохранения   и   народное   самосознание;   вызвать   в   нас   чувство беззаветной   любви   к   родине   и   чувство   собственного   национального достоинства,   вызвать   в   нас   голод   по   самобытности   и самоутверждению».   Чтобы   выполнить   завет   мыслителя,   необходимо   будет   найти   и   пройти своеобразный  путь к себе.  Этот  путь к себе  лежит  через  изучение  истории Отечества,   истории   своего   рода,   через   приобщение   к   культуре,   традициям   и мудрости   нашего   народа,   его   нетленным   идеалам   и   ценностям,   его нравственному кодексу чести. Каждый новый путь с чего­то начинается. Наш  путь к самим себе  пусть начнется   с   осмысления   сказки   о   многих   из   нас.   Это   «Сказка   про   Ивана,   не помнящего родства». Прочтите эту сказку вдумчиво, попытайтесь понять, о чем она… Сказка про Ивана, не помнящего своего родства В одной старой русской деревне, что спряталась в густых лесах, жили отец с матерью да их сыновья и дочери. Жили они дружно, работы не боялись. Лишь солнце взойдет, петух прокукарекает – кто в поле боронить да сеять идет, кто на пастбище скотину гонит, кто по дому хлопочет. С восходом солнца вставали, с заходом – спать ложились, друг дружке помогали, старших чтили, о младших заботились. И все хорошо было бы, да вот незадача – уж очень один из сыновей ленив стал. Все за дело, а он под кустом или под деревом в тени ляжет, глаза к небу   поднимет   и   все   мечтает.   Знать,   проезжий   купец,   что   из   дальних   стран возвращался, Ивана сглазил, своими рассказами да товарами иноземными сердце Ванюши от родного дома отворотил. Мать вздыхает, краем платка слезы утирает, отец бранится, сестры и братья косо глядят. Вот раз и решил отец собрать всех своих родственников, что в деревне жили, на семейный совет, чтобы сыну разум вернуть. Собралась родственники, за стол большой сели, каждый, что на сердце лежало, высказал. Да все впустую оказалось. Не слушает Иван, одно твердит: «Что вы меня уму­разуму учите?! Кроме лаптей, каши, щей да скотины ничего не знаете. И мать мне не мать – зачем меня на такой земле родила? И отец мне не отец, и сестры с братьями не родня, а уж о сватах, невестках да тетках и слышать не хочу! Знать их не знаю, ведать не ведаю, кто такие».До того договорился, что на землю родную плюнул, на образ рукой  махнул, мол,  в Бога вашего   больше  верить  не хочу:  на  чужой  стороне  Бог  другой – лучше. Одно слово, беда в дом пришла, а помочь никто не в силах. Разошлась родня по своим домам, головой качая да на сердце боль унося. Одно средство осталось – деревенскую ведунью на помощь звать. Пришла на зов бабка ста лет, про жизнь многое знает, ведает, с солнцем да месяцем дружна, с травами полевыми да землей­матерью. Выслушала она Ивана, да таков ее ответ был: «Ты, молодец, душой болен. Из птицы белой она змеей подколодной, завистливой обернулась. От Бога своего отвернулся, от земли родной, от матери­отца отрекся. Можно в странах чужих побывать, подивиться, полюбоваться, друзьями обзавестись, но на чужбине сердце оставлять не след, о доме да стороне родной помнить надобно. Ведь у них, как и у нас, плохое и хорошее рядом живут. Запомни: тот, кто богов своих предал, о матери с отцом забыл, счастлив не будет. Нет такому человеку поддержки. Коль не хочешь никого да ничего помнить, будь по­твоему. Забираю я у тебя память. Отныне будешь Иваном, родства не помнящим. Чтоб память вернуть, многое понять надобно, да загадки мои, что в этой грамотке прописаны, отгадать». Сказала так, грамотку дала, слова волшебные прошептала, и тут же Ивана вихрем закружило, на чужую сторону унесло. Оказался он на стороне далекой. Лишь в себя пришел – видит: сам на площади стоит, вокруг  здания чудные, незнакомый народ снует, речь непонятная. Пытался вспомнить, кто он да откуда сюда   попал,   но   как   ни   тужился,   –   вспомнить   не   может,   память­то   ведунья забрала, лишь ее последние слова в голове и звучат. Стал Иван к новой жизни присматриваться да приспосабливаться. Имени своего не знает, так ему люди добрые новое имя дали, ремеслу сапожному научили, чтоб на хлеб заработать мог. Пожил Иван в одной стране, потом его судьба в другую привела. Во многих краях чужеземных побывал молодец, а главное все же рассмотреть смог. Живут люди, друг за друга держатся, в беде помогают, отца с матерью, обычаи своей страны почитают, ради земли, на которой родились, жизни своей не пожалеют. А плохое   да   хорошее   в   каждой   стране   рядом   живут,   как   старуха   говорила. Смотрит Иван на людей, а сердце нет­нет да и защемит: «Где­то мои отец с матерью, да и были ли они у меня? Наверное, были, коль на свет появился. Где Родина   моя?   Дай   мне,   Господи,   вспомнить!»   Глаза   закрывает,   а   в   них   лишь ведунья стоит: «Тот, кто своих богов предал, о матери с отцом забыл, счастлив не будет. Нет такому человеку поддержки». От этих слов кручина Ивана ещекруче становится. Чувствует он себя листочком, что от дерева оторвался: ветер его кружит, гибнет листок, и нет ему жизни без дерева, что соком своим кормит. Знать, душа Ивана выздоравливать начала. Вот раз, роясь в своих вещах, наткнулся Иван на грамотку, что ему ведунья дала.   А   в   ней,   в   грамотке­то,   вопросы,   ответив   на   которые,   память   вернуть можно, родство свое вспомнить да Родину, от которой отрекся. Долго думал Иван. Смог он ответить на все вопросы. А как только ответил, лицо матери да отца вспомнил, сестер да братьев своих, дедов да бабок. И еще перед глазами встало много лиц людей, которых и не знал вовсе. Все они были его предками, давшими, словно корни, жизнь роду Иванову. Закружило молодца вихрем, на родную сторону принесло. Стоит он в поле чистом, а кругом травами зелеными   пахнет,   солнце   проснулось,   алый   бок   из­за   горизонта   показало;   по земле белый туман стелется, роса дрожит. Вдохнул Иван воздух земли родной, грудь расправил, душа белой птицей к небу взвилась. Нет воздуха слаще, чем на родной земле, нет неба краше, чем на Родине! Смотрит молодец, а навстречу ему конь вороной через поле идет. Конь, что отцом подарен был, Иваном выращен да обласкан. Почуял друга, встречать, сердечный, вышел. С тем конем пошли они вдвоем к деревне родной, к отцу, матери. Знает   Иван   теперь:   нет   человеку   счастья   да   удачи   без   памяти   да благодарности   к   тем,   кто   корнями   его   рода   является.   Нет   такому   человеку помощи. Говорят: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Подумайте, попытайтесь ответить на  в о п р о с ы : – Какие главные уроки вынесли мы из этой мудрой сказки? – Можно ли нас назвать Иванами, не помнящими родства? Чтобы душа выздоравливать начала Чтобы душа выздоравливать начала, мало помыслить себя Иваном, родства не помнящим.   Нужно,   как   говорила   ведунья,   ответить   на   множество   вопросов. Попробуйте   и   вы   ответить   на   поставленные   в   данной   программе   вопросы. Задайте себе множество других. Поговорите о главном со своими родными и близкими   людьми,   одноклассниками   и   учителями,   уважаемыми   людьми   – представителями старших поколений. Совершите путешествие в историю своего рода, пройдите путь «от Руси до России»,  всмотритесь внимательно в зеркало истории России, подумайте о будущем своей Родины, сделайте для нее что­то хорошее уже сегодня, осознайте себя ее полноправными гражданами.Но в начале любого пути необходимо по старой народной традиции присесть на дорожку, чтобы подумать о главном. Мы приглашаем вас, юные друзья, на урок   гражданственности, где вам предстоит задуматься над рядом вопросов, которые касаются проблем гражданского становления личности.  ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗМЫШЛЕНИЮ УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ Уточним: уроки гражданственности – это уроки, которые призваны помочь школьникам и молодым людям осознать себя пусть пока юными, но гражданами своего Отечества, помочь приобрести и занять активную гражданскую позицию по отношению к самим себе, своим родным и близким, окружающим людям, к школе, Родине, миру в целом. Мы  приглашаем  вас,  юные  друзья,  на  первый  урок  гражданственности. УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ИЛИ НАШИ РАЗДУМЬЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА Новое   время   требует   новых   людей:   не   только   более   образованных,   но   и широко   мыслящих,   инициативных,   раскрепощенных,   творческих,   высоко порядочных   и  культурных;   людей,  не  оторванных  от  своих  корней,  любящих свою Родину и желающих что­то сделать для нее. Где научиться быть именно такими людьми, где истоки всему, в том числе и такому интегральному, очень важному качеству человека, как гражданственность? Конечно же, в семье и в школе! Именно в этих социальных институтах общества должно осуществляться воспитание гражданина, именно здесь должна начинаться его гражданская жизнь. Подумайте   и   попробуйте   ответить   на   вопросы,   которые   сегодня   возникают совсем   не   случайно,   ведь   перед   системой   российского   образования, государством   и   обществом   ставится   задача   огромной   важности   –   задача воспитания достойных граждан Отечества. З а д а н и е   п е р в о е .  Проверьте себя: заполните данный «Толковый словарик», чтобы убедиться в   своем   знании   и   понимании   ряда   важнейших   понятий,   характеризующих гражданскую зрелость человека в плане его интеллектуального развития. Толковый словарик Государство – Государственные символы –Государственные ценности – Гражданин – Гражданство – Гражданственность – Гражданское общество – Гражданские ценности – Закон –  Семья –  Семьянин –  Семейные ценности – Конституция – Малая родина –  Менталитет  Народ –  Национальность –  Национальные ценности – Национальная  идея – Национальное самосознание – Отечество –  Обязанности – Патриотизм (греч. patris – родина) –  Патриот – Права человека – Родина –  Чувство Родины – З а д а н и е   в т о р о е .   Подумайте, попробуйте ответить на вопросы: – А что такое гражданин? – В каких гражданах  нуждается сегодня наше Отечество? – Что стоит за таким понятием, как гражданственность? – Что значит быть гражданином, сидя за школьной партой? – Что стоит за понятием  гражданская позиция  и как ее можно и нужно проявлять: • в семье; • образовательном учреждении; • общественной жизни.З а д а н и е   т р е т ь е .  Задайте себе вопрос: «Какой я гражданин?». Ответить на поставленный вопрос помогут ответы, данные ниже. Выберите в каждой из указанных позиций один ответ. Подсчитайте баллы и оцените себя сами. 1. Я и  мое Отечество: –   я   интересуюсь   и   горжусь   историческим   прошлым   моего   Отечества, переживаю   настоящее,   обсуждаю   с   товарищами   свою   роль   в   создании   его будущего (3); –   у   меня   вызывает   интерес   историческое   прошлое   своего   Отечества,   я переживаю за его настоящее (2); – я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества (1); – я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре (0). 2. Моя политическая культура: – я осведомлен(а) об общественно­политических событиях, имею собственные аргументированные оценки, обсуждаю их с товарищами (3); –   я   осведомлен(а)   об   общественно­политических   событиях,   имею самостоятельные суждения и оценки по поводу некоторых из них (2); –   я   недостаточно   осведомлен(а)   о   политических   событиях,   чаще   всего прислушиваюсь к оценкам и суждениям других людей (1); – мне безразличны политические события (0). 3. Моя правовая культура: – я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни (3); – я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них (2); – иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка (1); – я очень часто допускаю и часто нарушаю дисциплину и правопорядок (0). 4. Интернационализм: –   я   уважаю   культуру   и   традиции   других   национальностей,   пресекаю неуважительное отношение к ним (3); –   я   проявляю   интерес   и   уважение   к   культуре   и   традициям   других национальностей (2); – у меня не вызывает интереса культура других национальностей (1); – как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей (0).5.   Моя   бережливость   по   отношению   к   общественному     достоянию   и чужой собственности: –   я   берегу   общественное   достояние,   уважаю   чужую   собственность, стимулирую к этому других (3); – я  уважаю  чужую  собственность,  берегу  общественное  достояние (2); – я не забочусь об общественном достоянии и чужой собственности, но и не наношу им вреда (1); – я могу нанести ущерб чужой и общественной собственности (0). 6.   Моя   бережливость   и   экономность   в   отношении   к   личной собственности: –   я   берегу   личные   вещи,   экономно   и   разумно   трачу   денежные   средства, удерживаю от неразумных трат своих близких и товарищей (3); – я в целом берегу личные вещи и разумно трачу денежные средства (2); –   я   не   особенно   забочусь   о   сбережении   своих   вещей   и   иногда   люблю потратить лишнее (1); – я не бережлив и расточителен (0). 7. Моя успешность в учении и самообразовании: –  я   реализую   свои  способности   в  учении,  дополнительно   развиваю   их   вне школы,   имею   свои   собственные   приемы   обучения,   поддерживаю   среди товарищей престиж знаний, умею извлекать пользу из опыта (3); –   я   в   целом   успешен   в   учении,   стремлюсь   самостоятельно   решать   свои проблемы (2); – я недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей при организации учебной деятельности (1); – я не успешен в учебе и не люблю учиться (0). 8. Мой интеллект: – я умею оценивать происходящее вокруг, критически воспринимать новую информацию и отстаиваю свою позицию в дискуссиях (3); – я в целом умею оценивать происходящее вокруг и восприимчив к   новой информации (2); –   мне,   как   правило,   достаточно   сложно   разбираться   в   происходящем:   я теряюсь,   попадая   в   новое   окружение,   а   в   дискуссии   являюсь   пассивным слушателем (1); – меня не интересует происходящее вокруг (0). 9. Деловитость и организованность:– я организованный и деловитый, умею определять свое место в группе и в совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца (3); – в целом организованный, умею работать в группе под руководством других людей (2); –   мне   трудно   самостоятельно   организовать   свою   работу,   я,   как   правило, принимаю участие в деле под руководством других (1); – мне, как правило, не удается организовать свою деятельность, я не люблю что­либо делать (0). 10. Моя коммуникативная культура: – я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать   конфликты,   договариваться,   разрабатывать   и   проводить   разные мероприятия (3); –   я   люблю   общаться   с   людьми,   умею   работать   в   группе,   но   испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций (2); – я предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договориться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу (1); – меня раздражают большие компании, я неуютно чувствую себя в обществе (0). 11.  Моя готовность прийти на помощь: –  я  готов  прийти  на  помощь  практически  каждому,  кто  в ней  нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия (3); – я охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблем (2); – я неохотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого­ то, то чаще всего «за компанию» (1); – меня не волнуют чужие проблемы (0). 12. Тактичность, культура поведения: – я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти качества у других (3); – я в целом тактичен(а) и вежлив (а), но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим (2); –  я   вежлив(а)  и  тактичен(а),  как  правило,  лишь   в  присутствии   старших  и педагогов (1); – я не стараюсь быть тактичным(ой) и вежливым(ой) (0). 13. Здоровый образ жизни:–  я   считаю,   что   необходимо   вести   здоровый   образ   жизни,  укреплять   свое здоровье:   я   занимаюсь   этим   и   привлекаю   своих   друзей;   я   не   имею   вредных привычек (3); – в целом веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки (2); – я не считаю необходимым постоянно вести здоровый образ жизни; думаю, что   иногда   можно   и   поразвлечься,   не   обращая   внимания   на   возможные негативные последствия (1); – я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они – нормальное явление (0). 14. Моя целеустремленность в самоопределении: –   я   уже   определился   в   жизни,   упорно   и   настойчиво   работаю   на   пути   к достижению данной цели, поддерживаю в самоопределении других (3); – я настойчиво работаю с собой в плане самоопределения (2); – я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах (1); – я не имею никаких жизненных целей (0). 15. Моя информированность: – я умею получать информацию с помощью различных источников, работать с документами, классифицировать их, проводить опросы, консультироваться (3); – я в целом умею получать информацию, работать с научной литературой (2); – я с трудом самостоятельно нахожу нужную информацию, нуждаюсь при этом в помощи (1); – я  не  умею  самостоятельно  получать  и  обрабатывать  информацию (0). 16. Чувство собственного достоинства: – я  всегда  стараюсь  поступать  достойно,  уважая  достоинства  других (3); – в целом я стараюсь поступать достойно (2); – я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя (1); – я не забочусь о том, насколько достойно поступил, не думаю о том, как оценят меня и мои поступки окружающие (0). 17. Моя адаптированность: –   я   обладаю   гибкостью   мышления,   умею   находить   новые   решения   в проблемной, нестандартной, сложной ситуации (3); –   я   стараюсь   самостоятельно   решать   собственные   проблемы,   но   иногда прибегаю к чьей­то помощи (2);–   я   иногда   теряюсь   в   сложной   ситуации   и   не   могу   решить   собственные проблемы без поддержки других людей (1); – я не умею решать собственные проблемы без чьей­либо поддержки (0). З а д а н и е   ч е т в е р т о е .   Попробуйте   вывести   из   всего   того,   над   чем   вы   задумались, универсальный   комплекс   представлений   о   том,   какие   граждане   нужны нашему Отечеству. – Наполните смыслом каждое из составляющих выведенного вами комплекса (или  «Я­концепцию»),   который   можно   обозначить   как  «Я – гражданин России». Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ Вот и закончился наш первый урок гражданственности. Благодарим всех, кто принял в нем участие, за работу и смеем надеяться на то, что этот урок для всех нас   прошел   недаром   –   пусть   с   этого   урока   начнется   наша   новая   истинная гражданская жизнь в школе и вне нее. СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГРАЖДАНИН. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Гражданин  –   1.   В   средневековой   Руси   –   горожанин,   житель   города.   2. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.  Гражданин   обладает   всей   полнотой   прав   и   свобод,   закрепленных   в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь,   на   гражданина   возложены   обязанности   перед   государством.   К   этим правам и обязанностям относятся, например, право избирать и быть избранным в органы власти, воинская обязанность. Гражданин  –   лицо,   принадлежащее   постоянному   населению   данного государства,   пользующееся   его   защитой   и   наделенное   совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Гражданство – это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся   в   их   взаимных   правах,   обязанностях   и   ответственности   друг перед другом. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующегогосударства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного государства и лица. Гражданственность – интегральное качество человека, характеризующее его взаимоотношения с обществом, государством. Гражданственность  – это освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей   по   отношению   к   самому   себе   как   личности,   к   своей   семье, окружающим людям, обществу, Отечеству и планете Земля. Гражданское   отношение   к   обществу  –   это,   прежде   всего,   внутренняя позиция (а потом уже и внешнее поведение, вытекающее из нее) относительно тех условий, в которые индивид помещен различными социальными установками. Гражданские ценности: – права человека; – свобода; – равенство; – справедливость; – общественные блага для всех людей; – патриотизм и др. Гражданские ценности предполагают: – гражданское общество; – правовое государство; – общественное поведение; – социальную активность и т. д. Гражданская   культура  предполагает   формирование   и   развитие политической,   правовой,   трудовой,   миротворческой   и   природоохранительной культур. ДЕМОКРАТИЯ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ Демократия (от греч. dеmokratía – народ и власть, народовластие) – форма правления,   политической   организации   общества,   государства,   основанная   на привлечении   к   решению   политических,   властных   проблем   широких   слоев населения. Демократия  –   принцип   организации   коллективной   деятельности,   при котором   обеспечивается   активное   и  равноправное   участие  в  ней  всех   членов коллектива.Демократические добродетели: – уважение к Родине, ее символам, – законопослушание; – ответственность за судьбу Родины и своего народа. Демократизация  –   система   основана   на   педагогике   содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Воспитание в духе свободы,   личного   достоинства.   С   этой   целью   развивается   ученическое самоуправление, организуется деятельность разных объединений. ПАТРИОТИЗМ. ПАТРИОТ. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Патриотизм  (греч.   patris   –   родина)   –   моральный   принцип,   включающий уважение   человека   к   историческому   прошлому   и   традициям   народов, населяющих   территорию   данной   страны;   гордость   за   ее   экологические, социальные   и   культурные   достижения;   заботу   об   интересах,   независимости   и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родным местам. Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готовность служить Родине и ее интересам. Патриотизм  –   это   любовь   к   Родине,   преданность   своему   Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На   личностном   уровне   патриотизм   выступает   как   важнейшая   устойчивая характеристика   человека,   выражающаяся   в   его   мировоззрении,   нравственных идеалах, нормах поведения. На   макроуровне   патриотизм   представляет   собой   значимую   часть общественного   сознания,   проявляющуюся   в   коллективных   настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.  Патриотизм  является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества,   активной   гражданской   позиции   личности,   готовности   ее   к самоотверженному служению  своему  Отечеству.  Патриотизм  как  социальное явление   –   цементирующая   основа   существования   и   развития   любых   наций   и государственности.В   патриотизме  гармонично   сочетаются   лучшие   национальные   традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм  –   это   особая   направленность   самореализации   и   социального поведения     граждан,   критериями   для   которых   являются   любовь   и   служение Отечеству,   обеспечение   целостности   и   суверенитета   России,   ее   национальная безопасность,   устойчивое   развитие,   долг   и   ответственность,   предлагающие приоритет   общественных   и   государственных   начал   над   индивидуальными интересами   и   устремлениями   и   выступающие   как   высший   смысл   жизни   и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в   которой   приоритет   общественного,   государственного   выступает   не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Патриотизм  является   одной   из   наиболее   ярких   черт   российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности: это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость;   соборность   и   законопослушание;   общность   как   устойчивая склонность   и   потребность   россиян   к   коллективной   жизни;   особая   любовь   к родной природе. Патриот  –   человек,   горячо   любящий   свою   Родину,   осознающий ответственность   за   ее   судьбу,   делающий   все   возможное   для   ее   блага   и процветания. Патриот – это: – семьянин – носитель, хранитель, создатель семейной истории и традиций; человек, готовый выступить в роли продолжателя рода; –  ученик и воспитанник своего ОУ  –  знает   и   продолжает   историю   ОУ, хранит и обогащает традиции, разделяет и реализует идеи развития ОУ, соавтор, соисполнитель, соорганизатор жизнедеятельности членов сообщества; – носитель и хранитель нравственных идеалов и ценностей своего народа –  ориентируется  в своей жизни на идеалы Добра, Правды, Красоты, Свободы, Справедливости, ценности Жизни и человеческого Достоинства; развивает в себе нравственные черты своего народа, воспитывает в себе национальный духовный характер;–  носитель исторической памяти народа  – знает историю своей Родины, своего народа, умеет рассказать о ней другим; –  носитель,   хранитель   и   творец   национальной   культуры   –  знает традиционную   и   классическую   культуру,   включается   в   деятельность   по сохранению   памятников   культуры,   развитие   ремесел,   в   процесс   возрождения прогрессивных   традиций,   обычаев,   праздников   народов   России   (праздников нашего самосознания); –  соотечественник  –   знает   имена   и   историю   жизни   великих   и   простых знаменитых соотечественников, достойных людей, живущих рядом, берет с них пример в деле служения своему делу и Отечеству; –  ответственный труженик, воспринимающий свой труд как нравственное деяние, готовый к труду на благо и процветание общества; – защитник своей чести и своего достоинства, чести и достоинства другого человека, семьи, страны, природы Родины. Патриотические   чувства,   зарождаясь   из     любви   к   своей   малой   родине, пройдя   через   целый   ряд   этапов   на   пути   к   своей   зрелости,   поднимаются   до общегосударственного патриотического сознания, до осознанной любви к своему Отечеству.  Патриотическое   воспитание    предполагает   формирование   у   граждан общественно   значимых   ориентаций,   гармоничного   сочетания   личных   и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих   его   устои   и  потенциал   созидания.  Технология   патриотического воспитания   должна   быть   направлена   на   создание   условий   для   национального возрождения России как великой державы. Патриотическое воспитание –  это целенаправленный и системный процесс формирования патриотического сознания, патриотических чувств посредством освоения   и   присвоения   духовных   ценностей   Отечества,   повышения   уровня знаний   о   его   истории   и   культуре,   накопления   и   освоения   опыта высокоморального   поведения,   приобретения   опыта   социально   значимой деятельности. Цель патриотического воспитания граждан России – развитие в российском обществе   высокой   социальной   активности,   гражданской   ответственности, духовности,   становление   граждан,   обладающих   позитивными   ценностями   и качествами,   способных   проявить   их   в   созидательном   процессе   в   интересахОтечества,   укрепления   государства,   обеспечения   его   жизненно   важных интересов и устойчивого развития. ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО И  ПАТРИОТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Ценность  –   понятие,   обозначающее   положительную   или   отрицательную значимость   для   человека   каких­либо   явлений   природы,   общества,   идей, принципов или норм взаимоотношений в отличие от факта их онтологического существования   и   качественной   определенности.   В   качестве   ценности   может выступать   любое   материальное   или   духовное   образование.   Исследуется аксиологией. Нравственные   ценности:   патриотизм, трудолюбие,   миролюбие,   инициативность,   коллективизм,   законопослушание, равенство, самодисциплинированность, товарищество, ответственность.  гражданственность,   свобода, Моральные   ценности:  интеллигентность,   достоинство,   чувство   долга, самоотверженность, справедливость, чувство чести, искренность, самопознание, честность. Духовные ценности: порядочность, истина, доброта, красота, идеал, смысл жизни,   вера,   надежда,   любовь,   миролюбие,   праведность,   самоотверженность, солидарность, совесть, самоанализ. Душевные   ценности:  человеколюбие,   сострадание,   сорадование,   жалость, общительность,   уважение,   доброжелательность,   бескорыстие,   милосердие, чуткость, смирение. Ценности, определяющие духовную бытийность личности: человек и его жизнь, здоровье, свобода, выбор, мир. Семейные ценности (семья и ее традиции, родительский дом, родители) как корневые основы социального бытия человека. Духовно­нравственные   ценности  (любовь,   добро,   благо,   совесть,   долг, нравственный   императив),   определяющие   ядро   личности   и   носящие внеситуативный характер. Познавательные   ценности  (истина,   знание,   мудрость),   обеспечивающие процесс познания мира. Национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, национальные традиции, национальное природное и культурное достояние) как основа сохранения национальной культуры и самосознания личности.Государственные ценности (Отечество, патриотизм, гражданственность) как основа сохранения целостности страны. Религиозные   ценности  (Бог,   вера,   святыни,   милосердие,   покаяние, воздержание) как основа духовного возвышения личности. Общечеловеческие ценности.  Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней:  – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально­нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – золотое правило нравственности: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из этого правила вытекают многие черты характера,   составляющие   образ   достойного   человека:   доброта,   порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие и др.; – ценности более высокого уровня:  Человек  –   абсолютная   ценность,   «мера   всех   вещей»,   цель   и   результат воспитания. Семья  –   начальная   структурная   единица   общества,   естественная   среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Непреходящая жизненная ценность. Отечество  –   единственная,   уникальная   для   каждого   человека   Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Земля  – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы. Труд  –   основа   человеческого   бытия,   наиболее   полно   характеризующая сущность человека. Труд для наших предков был всегда нравственным деянием. Нашим воспитанникам необходим труд­забота о ком­то или о чем­то, труд как средство развития творческих способностей. Знания  –   результат   разнообразного   и,   прежде   всего,   творческого   труда. (Знание ученика – критерий труда учителя.) ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ   Составить   памятки   и   программы   деятельности  (в   соответствии   с ролевым   подходом   в   системе   воспитания   человека,   развития   личности, становления гражданина и патриота своего Отечества). Памятка «Я и Я, или Я – ЧЕЛОВЕК, Я – ЛИЧНОСТЬ». Самая главная в мире профессия – быть Человеком!«Кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин» (В. Г. Белинский). В  постоянно   меняющемся   мире   только   тот   человек   находит   свое   место   в жизни,   кто   непрерывно   изменяется   сам,   совершенствуя   свои   способности   и сущностные силы. Способом воздействия на собственное сознание, чувства и волю, на развитие самого себя является  самовоспитание  как высшая форма совершенствования духовного   мира   человека,   при   которой   функции  философа,   аналитика, психолога, воспитателя, учителя, врача, психотерапевта, тренера, стратега, созидателя и судьи своей жизни он – человек – выполняет сам. Осуществление   воспитания   невозможно   без  самопознания     личности. Самопознание – это открытие себя, изучение свойств и качеств своей личности, ее   направленности,   характера,   темперамента,   способностей,   познавательных процессов. С  самовоспитанием, самопознанием  тесно связано и  самообразование. Оно   подразумевает   одновременно   и   приобретение   новых   знаний,   и совершенствование   своего   ума,   способностей,   выработку   умений   и   навыков самостоятельной работы. З а д а н и я : 1.   Поставьте   перед   собой   цели   самопознания,   самовоспитания   и самообразования. 2. Сформируйте  у себя готовность работы над собой, воспитывайте в себе такие   качества   достойного   гражданина   Отечества,   как  человеческое достоинство, самокритичность, требовательность   к   себе,   самообладание   (управление   собой), настойчивость в достижении целей, инициативность, решительность и смелость, терпимое отношение к другим людям и т. д. целеустремленность,     Научитесь  объективно оценивать себя, искать и развивать в себе истинное «Я», определять цель и смысл своей жизни, пути их достижения. 3.   Разработайте   памятку­ориентир   «Я   и   Я»   согласно   следующим позициям: Знаю:  ________________________________________ Умею:  ________________________________________Действую: _____________________________________ Мои права по отношению к самому (самой) себе: _____________ Мои обязанности по отношению к самому (самой) себе: _______ 4.   Поговорите   вместе   с   учителями,   родителями,   другими   людьми старших поколений  на темы, которые помогут вывести вас на осмысление жизни и себя в ней: – Круг жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. – Что значит быть человеком? – Самая главная в мире профессия – быть человеком. – Добро и зло, прекрасное и безобразное  в человеке. – Человек достойный, настоящий: его основные черты и качества. – О «болезнях» души человеческой. 5.   Составьте  «Азбуку   человеческой   мудрости»   –   о   человеке,   его достоинствах и пороках. 6. Напишите свой кодекс человеческой порядочности. 7. Прочтите книги из серии «Жизнь замечательных людей». 8. Напишите свою серию книг о хороших, достойных людях: – «ЖЗДетей»; – «ЖЗРодителей»; – «ЖЗБабушек» и «ЖЗДедушек»; – «ЖЗУчителей»; – «ЖЗСоседей»; – «Жизнь настоящих людей». 9.   Проведите   вечера­портреты  на   темы:   «Отечества   достойные   сыны», «Жизнь, ты с целью нам дана». 10. Совершите путешествие: – в мир своего «Я + Я + Я», где «Я» первое предлагает познать себя, «Я» второе – воспитать себя, «Я» третье – найти себя и свое дело; – «По лабиринтам жизненных ситуаций». 11. Откройте и обеспечьте системную деятельность в рамках: – Школы человечности. – Центра «Сотвори себя сам».– Академии красоты и здоровья человека ХХI века. 12. Разработайте свою программу самовоспитания. 13.   Разработайте   и   реализуйте   проект   «Идем   дорогою   добра»  со следующими   маршрутами:  «Дорога   к   самим   себе»,   «Дорога   к   другим людям»,  «Дорога к братьям нашим меньшим»,  «Дорога к природе» и т. д. 14. Откройте клубы и др. структуры неформального общения:  – клубы «Подружка» и «Мальчишник»; – «Институт благородных девиц»;  – «Школа джентльменов»; – «Школа сударей и сударынь»; – «Школа хороших манер и искусства общения». 15.   Организуйте   встречи   с   интересными,   достойными   людьми  на «Перекрестке   мнений»,   «За   круглым   столом»,   в   клубе   «Собеседник»,   «За чашкой чая», «У камина», «Пока горит свеча» и в рамках др. форм общения. 16. Совершите путешествие в страну Благородства и Рыцарства. 17. Проведите акции человечности: – «Человек – человеку»: «Дом без одиночества», «Ты знаешь – я рядом», «Рука в руке», «Шаг навстречу», «Мостик», «Вместе мы можем все!»; – «Человек – природе»; – «Человек – братьям нашим меньшим»; – «Родному поселку – нашу заботу и внимание»; – «Родному городу – нашу заботу»; – «Родному краю – нашу заботу». СПРАВОЧНОЕ БЮРО Благотворительность  –   оказание   помощи   (материальной,   лечебной, культурной) нуждающимся.  Милосердие  –   высшая,     бескорыстная   форма     любви,   свободная   от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях. Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но всему живому.милосерднической   деятельности   Милосердническая   деятельность  –   сфера   развития   и   утверждения   Общественно­социальная гуманистических   отношений   между   людьми. направленность в совершенствовании   общественной   системы   через   участие   в   судьбе   различных категорий   людей,   нуждающихся   в   социальной   помощи   (дети­инвалиды,   дети­ сироты,   дети   из   малообеспеченных   семей,   престарелые,   одинокие   люди, ветераны и т. д.): благотворительность, волонтерство, миротворчество, оказание моральной помощи и т. д. заключается   НРАВСТВЕННОСТЬ. НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Нравственность  –   1.   Особая   форма   общественного   сознания   и   вид общественных   отношений,   один   из   способов   регуляции   действий   человека   в обществе   с   помощью   норм.   В   отличие   от   простых   норм   или   традиции нравственные   нормы   получают   обоснование   в   виде   идеалов   добра   и   зла, должного,   справедливого   и   т.   д.   2.   Система   внутренних   прав   человека, основанная   на   гуманистических   ценностях   доброты,   справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. Нравственность  –   процесс   формирования   моральных   качеств,   черт характера, навыков и привычек поведения. Это основа формирования личности. Аспекты   нравственного   развития   личности:   индивидуальные,   семейные, социальные. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Нравственный идеал – совершенный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии. Нравственная   культура  –   степень   восприятия   личностью   культуры общества;   показатель   того,   насколько   глубоко   требования   нравственного воплотились   в   поступках   личности,   в   ее   поведении.   Включает   освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявляя культуру чувств и поведения. Нравственное   воспитание  –   формирование   нравственных   отношений, способности   к   их   совершенствованию   и   умений   поступать   с   учетомобщественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Это основа формирования личности. Аспекты   нравственного   развития   личности:   индивидуальные,   семейные, социальные. Сострадание  –   это   сочувствие   чужому   горю   и   страданию,   соединенное   с желанием помочь. Сострадать  –   значит   заботиться,   утешать,   проявлять   доброту,   дарить душевное тепло как друзьям и близким, так и незнакомым людям.