"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.
Оценка 4.8

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
6 кл—8 кл
08.04.2017
"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.
Проблема мусора актуальна для всех регионов. Интерактивное занятие позволит учащимся понять какие бывают отходы, откуда они берутся, как их перерабатывать, какие меры надо принять, чтобы сократить количество отходов. Очень актуальным является материал по раздельному сбору мусора. Рассматриваются экономические вопросы - перерабатывать мусор выгодно!
мы чистим планету..docx
Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов  «Сокращать количество мусора – выгодно!». Междунароное движение «Мы чистим  планету». Неделя в сентябре. Дайте ученикам задание: собрать и принести на занятие упаковки от продуктов,  парфюмерии и косметики, средств бытовой химии. Второе задание: в течении недели записывайте, что ваша семья выбрасывает в мусорное  ведро. Для проведения занятия разделите класс на группы. Можно внести в занятие  соревновательный элемент. Вступительное слово учителя. Почему в природе нет отходов? Одни формы жизни являются питательными веществами для   других   форм   жизни.   В   природе   существуют   замкнутые   циклы.   Если   эти   циклы нарушаются, то возникают экологические кризисы. В человеческой деятельности почти всегда есть отходы. Отходы – это потерянные или не эффективно потраченные ресурсы. На мусорные бачки надо смотреть как на емкости с ресурсами. Материалы, которые выбрасывают люди, можно переработать или использовать еще раз, что помогает сохранить природу, так как:    сохраняются ценные ресурсы, сокращается количество мусора, сокращаются   затраты   энергии,   а   ведь   при   производстве   энергии   затрачиваются ресурсы и загрязняется окружающая среда. Все   отходы   можно   разделить   на   две   большие   группы:   производственные   и   бытовые. Количество твердых бытовых отходов на планете каждые десять лет увеличивается на 10%. Проблема мусора стала глобальной проблемой. Количество   мусора   зависит   от   уровня   потребления.   Неразумное   или   чрезмерное потребление привело к увеличению количества мусора. Потребителей завлекают рекламой, красивой,   но   чаще   избыточной   упаковкой,   выпускают   товары   недолговечные,   не подлежащие ремонту, поощряется быстрая изменчивость моды, периодически на рынок поступают новые модификации товара, что «заставляет» потребителя покупать все новые и новые товары. Очень скоро упаковка и часть товара оказываются на свалке. Переработка мусора – очень затратный процесс. Экономическая ситуация в России такова, что немногие города могут построить современные полигоны или заводы по переработке мусора.   Люди   начали   задумываться   о   том,   что   необходимо   изменить   отношение   к потреблению. В Норвегии рассматривается  опыт по выживанию в условиях ограниченных ресурсов. В некоторых европейских странах формируется положительное   отношение   к   скромному   потреблению   (не   покупать   новые   вещи,   когда можно   использовать   старые,   обходиться   минимумом   бытовой   техники,   не   гоняться   за современными и модными моделями машин, бытовой техники и т.п.). Мы поговорим о твердых бытовых отходах, о том, как перерабатываются отходы, какие отходы являются наиболее опасными, узнаем, как сделать так, чтобы в вашей семье отходов было меньше. Судьба   мусора   зависит   от   того,   как   быстро   он   может   разложиться   в   природе   под воздействием воды, кислорода, веществ почвы, деятельности микроорганизмов. Задание 1. Разделите «мусор» на три группы: ­ предметы, которые разложатся быстро (1), ­ предметы, которые разложатся нескоро (2), ­ предметы, которые не разложатся никогда (3). Газеты (1), консервные банки (2), стекло (3), старая мебель (2), фольга (2), окурки сигарет  (2), пенопласт (3), тетрапаки (3), полиэтилен (3). Дадим характеристику основным видам мусора по плану: ущерб природе, вред человеку,  путь разложения, конечные продукты разложения, способ вторичного использования. Для  работы команды получают для заполнения бланки. Задание 2. Признаки Ущерб  природе Пищевые  отходы Не наносят,  используются  организмами  для питания Макулатура Наносят  краски или  другие  покрытия  бумаги Консервны е банки Соединени я цинка и  олова  ядовиты Стекло Ранения  животных, пожары Вред  человеку Путь  разложения Выделяют  опасные газы,  являются  средой для  опасных  микробов Микроорганиз ­ мами Краска  выделяет  опасные  вещества Порезы,  пожары Ранят,  ядовитые  соединения . Микроорганиз ­ мами Окисление, реакция с  водой. Не  разлагает­ ся Конечные  продукты  разложения Способ  вторичного  использовани я Углекислый  газ и вода Компостирова ­ ние Перегной,  углекислый  газ и вода Переработка  на оберточную бумагу Соли олова и железа. Переплавка с  металлоло­ мом Мелкая  стеклянна я крошка По  прямому  назначе­ нию, переплавк а Пластмасса,  полиэтилен Препятствую т газообмену  в почве,  могут быть  проглочены  животными, Выделяют со  временем  токсичные  вещества Выделяют  токсичные  вещества Окисляются  на воздухе,  разрушаются  под  действием  Солнца В природе до  конца не  разлагаются Для  некоторых –  переплавка,  для  большинства  – не  существует Проведем разминку и узнаем, что вы знаете об этой проблеме и как вы к ней относитесь. Задание 3. Докажите, что лучше: 1 Сжигать мусор или его захоранивать? 2 Стеклянная тара или пластиковая? 3 Упаковка бумажная ли полиэтиленовая? 4 Купить 4 стаканчика йогурта на семью или пол ­ литровый пакет? 5 Пользовать одноразовой или многоразовой посудой? Краткие ответы. 1   При   сжигании   мусора   выделяются   токсичные   вещества   в   воздух.   Для   полного   и безопасного   сжигания   веществ   необходима   очень   высокая   температура,   больше   1000 градусов, такую температуру поддерживать трудно и очень дорого. Даже   специальные   полигоны   для   захоранивания   мусора   выделяют   токсичные   газы   в атмосферу и в грунтовые воды в течении 20 лет. Выгоднее производить меньше мусора или его перерабатывать вторично. 2   Стеклянная   тара   лучше,   так   как   она   используется   многократно.   Пластик   трудно перерабатывать   вторично,   при   производстве   пластика   затрачиваются   ресурсы,   энергия, загрязняется окружающая среда. 3 Бумажная упаковка лучше. Бумага «перерабатывается» микроорганизмами. Вторичная переработка бумаги то же выгодна. 4 Многие люди В Европе и США покупают большие упаковки, например, стирального порошка, чтобы была меньше упаковка. Маленькие стаканчики йогурта – это 4 упаковки, которые сразу же попадают в мусорное ведро. Пол – литровый пакет – это одна упаковка. 5   Одноразовой   посудой   пользоваться   предпочтительнее.   Если   вы   обедаете   вне   дома, возьмите посуду с собой. Задание 4. «О несерьезном серьезно». Каждый из вас не раз сталкивался с проблемами от использования жевательных резинок. К числу   таких   можно   отнести:   испорченные   вещи,   заработанный   гастрит,   конфликты   с родителями и учителями и другие. Реклама говорит лишь о некоторых положительных сторонах применения этой продукции, но не говорит, например, об утилизации жвачек. Информация для размышления. При производстве 1 тонны жевательной резины используется 1,5 тонн исходного сырья, при этом остается 100 кг резины, 200 литров сладкой воды и другие отходы. Предложите способы снижения количества отходов как в самом производстве, так и в потреблении и переработке. Варианты ответов: 1 Вместо сахарной жвачки выпускать леденцы, которые можно сделать из сахара. Тогда не  будет отходов. 2 Делать резинки потоньше – будет меньше отходов. 3 Провести рекламную компанию о том, что полезнее несладкая жвачка. 4 Собирать использованные жвачки и использовать их в строительстве. 5 Собирать использованные жвачки и перерабатывать их вторично. Возможны другие варианты.  Ученые – экологи считают, что все люди должны задуматься, как уменьшить количество  отходов.  Задание 5. Объясните смысл мер, которые предлагают осуществить в производстве и  потреблении экологи. ­ все товары должны быть пригодными для ремонта Ответ: если продлить срок службы товара, то меньше будет мусора. ­ запретить продавать напитки в одноразовой посуде Ответ: снизится количество отходов ­ обложение налогом автомобилей, срок службы которых менее 15 лет, весом более 818 кг,  расходующих более 1 литра топлива на 13 км пути Ответ: меньше отходов, меньше расход исходных материалов и энергии. Это экономически выгодно. ­ переход на бумажную упаковку, устранение излишней упаковки. Ответ: экономия, бумага экологичнее, ее легче вторично переработать. Обсудите с учениками способы сокращения количества отходов. Способы сокращения количества твердых бытовых отходов: 1 запрещение использования токсичных веществ (например, бензин с добавлением свинца). 2 производить товары длительного пользования. 3 сбор и изоляция токсичных материалов. 4 сокращение количества отходов, сбор и переработка мусора.   Американские экологи провели исследование, какие отходы выбрасывает за один день  средний американец и выразили его в процентах: бумага, картон – 32%                          упаковки 24% пищевые отходы – 9%            металлы 9%                  стекло 3%  пластмассы – 12%                   древесина 7% прочие отходы – 7%. Только 10% отходов поступают на вторичную переработку. В Японии – около 50%.  Проанализируйте записи о составе мусора в вашей семье, которые вы делали в  течении недели, запишите виды мусора по убывающей. Ответьте на вопросы: 1 Выбрасываете ли вы опасные отходы? К опасным твердым бытовым отходам относятся: батарейки, электроприборы, лаки,  краски, косметика, удобрения, ядохимикаты, лампы, моющие средства. 2 Какие из предметов можно было использовать еще раз? Например, бумагу, исписанную только с одной стороны. 3 Какие предметы можно сдать в приемный пункт? Например, стеклянные бутылки, алюминиевые банки, бумагу в макулатуру. Задание 6. Составьте памятку «Чтобы было меньше отходов – думай, прежде чем  купить!» Примерное содержание памятки: 1 Избегайте ненужной упаковки (пакет сока можно донести в руках, яблоки и груши можно нести в сумке, а не в двух пакетах). 2 Выбирайте продукты с минимальной упаковкой (вместо двух пачек печенья можно  купить весовое печенье). 3 Отдавайте предпочтение большим упаковкам (к тому же они стоят дешевле). 4 Отдавайте предпочтение упаковкам, которые можно использовать вторично. Сдавайте  стекло, бумагу, алюминиевые банки в пункты приема. 5 Используйте пустые контейнеры и коробки для чего – нибудь еще. 6 Ходите в магазин со своими сумками, которые можно постирать. 7 Не выбрасывайте вещи, которые вам больше не нужны – подарите их кому – нибудь. Дайте детям задание выпустить листовку аналогичного содержания и повесить на своем  подъезде. Некоторые страны  накопили богатый опыт в «борьбе» с мусором. Давайте познакомимся с опытом Германии. Экологические знаки позволяют потребителю  получить необходимую информацию. «Зеленая точка». Введена в Германии в конце 80 – тых годов 20 века, когда был принят закон   об   упаковке.   Предприятия,   которые   производят   упаковку,   должны   приобретать лицензию   для   размещения   этого   знака.   Предприятия   платят   деньги   за   переработку упаковки (например, за каждую пластиковую баночку из – под йогурта – 2 пфеннига). Эти деньги тратятся на  производство баков для  мусора, сбора мусора и его переработку. Кроме того, за сбор и переработку мусора платит каждый житель. После введения закона в Германии стало больше стеклянной тары, меньше стало ненужной упаковки (например, нет зубной пасты в картонной упаковке), упаковка стала соответствовать размерам товаров. Количество отходов в Германии уменьшается каждый год на 400 тысяч тонн. «Желтый   мешок».  В   Германии   жителям   бесплатно   выдаются   желтые   мешки   для сортировки разного мусора, в соответствии с надписями на мешках. «Голубой ангел»  ­ экологический знак разработан по инициативе министра окружающей среды в Германии. Этот знак присваивается только тем изделиям, которые превосходят другие аналогичные изделия по своей экологичности, т.е. меньше загрязняют окружающую среду,   не   содержат   опасные   вещества,   являются   ресурсосберегающими,   готовы   к вторичному использованию. «Рециклинг» ­ специальная символика – три стрелки, замкнутые в цикл – показывает, что  упаковка или товар после использования подвергается вторичной переработке. Вторичная  переработка значительно снижает количество отходов. Задание 7. Внимательно причитайте надписи на упаковках, которые вы приготовили.  Найдите среди них те, которые указывают на то, что производитель заботится о том,  чтобы отходов было меньше, заботится о здоровье окружающей среды. Сегодня мы получили информацию о бытовых отходах. Эта информация необходима вам, чтобы пересмотреть свое отношение к потреблению. Вы поняли, что «бороться» с мусором выгодно экономически, выгодно для сохранения ресурсов, выгодно для будущего нашей планеты. Расскажите о нашем разговоре родителям, соседям. Берегите нашу планету! Оценивание результатов. Конкурсы Раздели на 3 группы Виды мусора Что лучше? О несерьезном серьезно Производственные меры Мусорное ведро Памятка Предмет оценивания Сроки утилизации Характеристика видов мусора Умение аргументировать Меры по уменьшению  количества жвачек Разъяснить смысл Умение анализировать Товарные знаки Определять знаки Количество баллов 3 балла По 2 балла за каждый вид До 5 баллов До 5 баллов До 3 баллов До 3 баллов За каждое  предложение по 1  баллу До 5 баллов

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.

"Мы чистим планету". Интерактивное занятие, посвященное решению проблемы твердых бытовых отходов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017