Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ
(примерное содержание тематических периодов
в системе творческих дел)
Педагогическое целеполагание:
– формирование у воспитанников чувства принадлежности, любви и
преданности Родине и личной ответственности перед ней и за нее;
– формирование потребности участвовать в общественно значимой
деятельности на благо Родине;
– показ воспитанникам идеала достойного гражданина Отечества.
Главная цель – помочь юным стать истинными россиянами, не
оторванными от своих корней, деятельными гражданами своего Отечества.
1й т е м а т и ч е с к и й п е р и о д
«Мы живем с тобой в России»
Ц е л ь : проверка знаний и представлений воспитанников о Родине.
I. Сами себе аналитики.
1. Игровые аналитические программы и сочинение «Что мы знаем и не
знаем о России?».
2. Историческая ассамблея для старшеклассников «Экзамен Петра
Великого».
3. Разговоры на пределе возможной откровенности: «Какая она, моя
Родина по имени Россия?», «Нравится ли мне жить в своей стране?».
4. Сочинениеразмышление «Люблю Отчизну я! (?)(…)».
II. Сами себе философы.
1. Серьезный разговор наедине с собой «О Родине и о себе».
2. Вечер Вместе «Мы о России говорим» (встреча поколений).
3. Сочинениеразмышление «Когда я думаю о Родине…».
4. Россия в зеркале мнений философов, мыслителей, знаменитых
соотечественников и иностранцев.
5. «Рисуем Родину по имени Россия» (представление образа России в
рисунках взрослых и детей). Выставка рисунков с экскурсиями длявоспитанников, учителей, родителей, жителей микрорайона. Анализ рисунков и
последействие.
2й т е м а т и ч е с к и й п е р и о д
«Мы прошли столетия с Россией»
Клянусь честью, ни за что на свете я не
хотел бы переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших
предков.
А. С. Пушкин
Педагогическое целеполагание:
– привитие уважения к историческому прошлому своей страны;
– обогащение знаний воспитанников об истории своего Отечества.
Реализация:
1. Встреча поколений «О Россия! С нелегкой судьбою страна».
2. По страницам исторических книг («Откуда ты, Русь?», «От Руси до
России»).
3. Историческая игра «В зеркале истории России»: «Исторический
календарь»; «Исторические портреты»; «Исторические термины, образы,
понятия, слова»; «Путешествие по карте истории России»; «Исторические
кроссворды» (викторины, компьютерные игры, домино, лото).
4. Музейные истории.
5. Архивные тайны.
6. Конкурсы знатоков истории России.
7. Исторический карнавал (парад).
8. Исторические ассамблеи.
3й т е м а т и ч е с к и й п е р и о д
«Мы российский народ, или К истокам нашего самосознания»
(путь к себе)
Цель периода: помощь воспитанникам в осознании себя гражданами своей
Родины – россиянами, в осознании национальных достоинств своего народа;
Главная идея – в совместном осмыслении проблемы пройти путь к
национальным духовным началам россиян, их вечным и нетленным идеалам и
ценностям.I. Сами себе аналитики.
1. «Кто мы, какие мы?» (размышления о наших достоинствах и наших
пороках).
2. Наши раздумья и размышления о том, почему мы такие.
3. Что мы знаем о характере, душе, психологии своего народа и других
народов России?
4. Гордимся ли мы своей национальностью?
II. «Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные».
1. Наш народ в зеркале мнений мыслителей, философов, знаменитых
соотечественников, иностранцев и нас самих.
2. «У очага наших предков»:
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Праведный сердцем великий народ»;
– «Русского сердца недра глубокие столько спокойной таят доброты»;
– «Душа у народа – чистая, ясная»;
– «Дух наш высокий»;
– «Нет благородней, храбрее народа»;
– «Ой ты, гой еси, русский твердый дух!»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания».
3. Духовная сокровищница народа:
– «Идеалы, ценности, главные ориентиры нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости»;
– «Кодекс чести нашего народа»;
– «Правила, которые не устарели».
4. Отечества достойные сыны:
– «Богатыри былинные»;
– «Синодик святых имен»;
– «У древа жизни великих соотечественников»;
– «ЖЗЛ»;
– вечерапортреты «Жизнь, ты с целью мне дана»;
– конференция «Судьба и Родина едины»;
– защита рефератов «Отечества достойные сыны»;
– Вечер Вместе (вечер поколений): «Мы граждане твои, Россия».
5. «У очага наших предков»:– наше благодарение предкам;
– наше покаяние перед нашими предками;
– просим прощения у наших предков;
– принимаем завещание предков «Любить, беречь и строить Россию».
6. «Вместе – дружная семья»:
• Наши исследования: «Национальные корни в семье», «Национальный состав
педагогов и воспитанников школы».
• Уроки миролюбия и толерантности в Школе культуры мира.
• Диалог культур.
• Декада культуры народов России.
• Праздник «Уж как мы ль, друзья, люди русские!».
• Фестиваль народов Поволжья.
• Фестиваль народов России.
• Разработка нравственного кодекса нашей жизни на основе нравственного
кодекса чести нашего народа.
4й т е м а т и ч е с к и й п е р и о д
«Сами себе стратеги и деятели»
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней.
Н. Некрасов
Цель: формирование у воспитанников потребности думать о судьбе России,
посильно участвовать в общественно значимой деятельности на благо и
процветание Родины.
Реализация:
1. Наши желания «Какой мы хотим видеть нашу Родину?».
2. «Перекресток мнений». Возможные темы: «Какой человек нужен России
в XXI веке?», «Величие России зависит и от нас».
3. Наполняем содержанием модель выпускника школы «Я – гражданин
России».
4. Большой и важный разговор «Чтобы стать гражданином страны, нужно
стать гражданином школы».
5. Конференция «Восстановление и развитие национальных основ и
прогрессивных начал в жизни семьи и школы».6. Конкурс проектов «Как обустроить нашу Родину по имени Россия?» (в
роли политиков, педагогов, экологов, миротворцев, защитников прав человека,
медиков и др.).
7. Пишем и реализуем программу «Мы и наше Отечество».
8. Сбор материалов и открытие музея «Родная старина».
9. Разработка и реализация общественно значимых проектов «Юное
поколение – Родине своей по имени Россия» (экологических, миротворческих,
сохранение и возрождение памятников культуры, возрождение ремесел, акции
милосердия).
10. Организация и работа объединений взрослых и детей: «Наследники»,
«ЭКО», «Юные миротворцы», «Общество защитников прав человека», «Друзья
Российской армии» и др.
11. Гражданский форум «Мы граждане твои, Россия» (подведение итогов
работы в рамках проекта, работа в проблемных центрах форума и принятие
обновленного варианта проекта «Юное поколение – Родине своей по имени
Россия»).
Праздничный венок учебного года в рамках проекта
21 сентября – День Рождества Пресвятой Богородицы, День памяти о победе
русского воинства на Куликовом поле.
27 сентября – День начала Руси.
30 сентября – День Веры, Надежды, Любви и Софии.
4 ноября – День всех матерей России.
7 ноября – День народного единcтва.
27 ноября – Семейный праздник «Филипповки».
1 декабря – праздник народных зимних игр и забав, праздник начала зимы под
девизом: «Каков Платон и Роман – такова и зима нам!».
4 декабря – Введенье (Введенские ворота) – зимние торги, ярмарки, зимние
гулянья – праздник помощи светлым силам. Православный праздник «Введение
во храм пресвятой Богородицы» – праздник духовной чистоты и целомудрия.
5 декабря – День Прокопа – трудовой праздник детей и молодежи (расчистка
дорог).
7 декабря – День Екатеринысанницы (катание на санях, чтобы все заботы и
тяготы слетели с души).9 декабря – День покровителя нашего Отечества Георгия Победоносца.
14 декабря – день Наума Грамотника – покровителя ребят. Праздник
грамоты. Праздник (обряд) посвящения в ученики.
19 декабря – Николин день, день чествования стариков, старших в роду;
Новогодние праздники «Веселись, народ! Новый год идет!».
1 января – День Ильи Муромца (День русских богатырей).
2 января – День Игнатия Богоносца – семейный домашний праздник.
7 января – Рождество.
23 февраля – День защитника Отечества.
8 марта – Международный женский день.
Масленица.
Пасха.
12 апреля – День космонавтики. День Иоанна Синайского, день духовного
очищения, нравственного самосовершенствования.
9 мая – День Победы.
День России и др.