Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивационно- целевой. Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. |
Приветствие учителем учащихся. (Слайд 2), на котором написан «Эпиграф». Учитель организует беседу. - Осмыслите текст и сформулируйте тему урока. - Запишите число и тему урока в тетрадь: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» (Слайд 3). |
Ученики отвечают на вопросы и формулируют тему урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». |
II. Постановка учебной цели. Цель: помочь учащимся в постановке целей урока. |
- А теперь сформулируйте важные для вас цели урока. -
- Сообщение целей урока учителем.
|
Возможные варианты ответов: - познакомиться с правописанием ь после шипящих на конце; - учиться правильно применять правило правописания ь после шипящих на конце наречий. |
III. Изучение новой темы. Цель: организовать поддержку активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока. |
- Перед изучением новой темы вспомним букву ь после шипящих на конце слов различных частей речи. - Что вы знаете о правописании ь после шипящих на конце слов различных частей речи? (Слайд 4)
- Выполним задание. - Объяснительный словарный диктант. Рожь, дочь, жечь, плащ, режь, несколько груш, товарищ, увлечься, камыш, держишь, дичь, жгуч, много туч, свеж, намажь.
- Итак, мы вспомнили и закрепили правописание данной орфограммы, которая понадобится на сегодняшнем уроке и для выполнения домашнего задания. Мы знаем условия выбора написания ь после ширящих на конце слов различных частей речи. Теперь предстоит узнать: от чего может зависеть выбор ь после шипящих на конце наречий? Эта тема не представляет особых трудностей для изучения, поэтому самостоятельно прочитайте теоретический материал учебника на стр.122 и составьте опорную схему. Учитель предлагает немного другую опорную схему. (Слайд 5) Беседа на усвоение нового материала. - В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется ь? - Приведите примеры наречий с ь после шипящих на конце слова? - В каких случаях ь после шипящих на конце наречий не ставится? Вывод: теоретический материал выучили, опорную схему составили, переходим к практическому закреплению данной темы. |
Учащиеся вспоминают правила по правописанию ь после шипящих на конце слов различных частей речи. После показа слайда кратко переписывают таблицу.
Проверка по цепочке. Учащиеся объясняют виды орфограмм, связанных с правописанием ь после шипящих на конце слова.
Учащиеся изучают правило, составляют опорную схему. Показ на доске.
Ответы учащихся. |
IV. Закрепление. Цель: проверить умение применять орфографическое правило.
|
Задание 1.- Руководствуясь схемой, учащиеся устно объясняют правописание грамотно написанных слов с изучаемой орфограммой (Слайд 6). На столах лежат словарные листы. В них дано толкование некоторых наречий. Приложение1.
Задание 2 Работа у доски. (Предложения записаны на доске. Вставить пропущенный ь и объяснить его написание). Матушка- рожь кормит всех сплош… Землю вскач… не пашут. Для дорогого гостя и ворота настеж… День да ночь сутки проч…
Задание 3. Замените словосочетания синонимами- наречиями на шипящие. (Слайд 7)
Задание 4. Работа в парах. По рисункам составить предложения, используя наречия на шипящие. (Слайд 8 )
Задание 5. Работа с карточками. Вставить, где необходимо ь, графически обозначая орфограмму. (Дифференцированное задание. 1 группа- вставить ь только в наречиях, 2- вставить ь в различных частях речи, включая и наречия). Приложение 2.
Задание 6. Тест. (Слайд 9- 10). |
Учащиеся объясняют правописание данной орфограммы и используют словарные листы для толкования наречий.
Ученики по очереди выходят к доске, вставляют ь , объясняя орфограмму. Предложения записываются в тетрадь.
Самопроверка (Слайд 7-по щелчку). Оценивание своей работы.
Взаимопроверка. Чтение составленных предложений. (Выборочно).
Учащиеся работают с карточками. Проверяют ассистенты- помощники, выставляют отметки.
Запись ответов в тетрадь. Самопроверка (Слайд 10- по щелчку) Выставление отметок. |
V. Оценочно- рефлексивный. Цель: подвести итоги урока, определить форму выполнения домашнего задания. |
Учитель организует рефлексивную деятельность учащихся с помощью вопросов: - Помог ли вам эпиграф, чтобы понять, какой теме будет посвящён урок? - Давайте вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? - Достигли ли вы их? - Чему научились сегодня на уроке? -Какое задание было самым интересным для вас? Почему? - Чему вы учились, работая в паре?
- На сегодняшнем уроке вы смогли самостоятельно изучить новую тему, научились правильно писать ь после шипящих на конце наречий, повторили правописание ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
Определение домашнего задания. Задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный,- должны знать все учащиеся класса. Задание второго уровня выполняют сильные дети. (Слайд 12). Учитель оценивает работу учащихся, выставляет отметки. |
Ответы учащихся.
Ученики записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Словарный лист.
1. Вскачь- очень быстро;
2. Навзничь- опрокинувшись на спину;
3. Настежь- распахнув совсем, до конца;
4. Наотмашь- сильно размахнувшись;
5. Сплошь- без промежутков, по всей поверхности;
6. Прочь- в сторону, дальше от кого- нибудь, чего- нибудь, долой.
Приложение 2
Задание 5. Вставить, где необходимо ь в наречиях, графически обозначая орфограмму.
Задание 5. Вставить, где необходимо ь в словах различных частей речи, обозначая орфограмму.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.