М.Ю. Лермонтов Анализ стихотворения "Тучи"
Оценка 4.8

М.Ю. Лермонтов Анализ стихотворения "Тучи"

Оценка 4.8
doc
20.07.2020
М.Ю. Лермонтов Анализ стихотворения "Тучи"
тк тучи.doc

М.Ю.Лермонтов стихотворение «Тучи» (1840 г.)

Цель урока: 

познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.

Тип урока: урок исследование

Планируемые результаты:

Предметные:

- различать образ лирического героя и автора в лирике;

- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;

- делать устный и письменный анализ стихотворения;

- владеть навыками выразительного чтения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулирование темы и целей урока.

Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся.

Приветствие учителя.

 

- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

- Как поняли мысль, что стихи «случаются»?

(рождаются по вдохновению или когда нужно высказать то, что мучает или не отпускает…)

- Когда стихи «случаются», они становятся шедеврами. (?)

Шеде́вр (фр.  «высшая работа») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства.

- Сформулируем тему.

(Шедевр лирики М.Ю.Лермонтова – стихотворение «Тучи») с.150

-Уточним, что такое лирика? лирический герой?

(Стихотворение, в котором выражается душевное состояние лирического героя, его мысли и переживания. Герой лирического стихотворения, который выражает мысли и переживания автора).

Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме.

- Что хотел сказать своим стихотворением?

- Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств?

- Как выразительно читать?

- Собираем материал к сочинению «Анализ лирического стихотворения…»

Приветствие учащихся.

 

Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цели урока.

 

 4. Подготовка к восприятию стихотворения.

История создания стихотворения. Работа с учебником. с.149

- Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»?

Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос.

5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление.

Прослушивание фонохрестоматии 6 класс.

- С какой интонацией  прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое).

- Какие картины представлялись, когда слушали?

Слушают выразительное чтение, развивают воображение, строят мини-текст в художественном стиле.

 6. Анализ-исследование стихотворения.

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

-О чём стихотворение? Обратимся к названию.

(О природе. Пейзажная лирика).

- Сколько строф в произведении?

- Наблюдение. Найдите пейзажную зарисовку. (Прочитать 1-2 строки).

- Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)

- Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их. Какими средствами рисует картину?

( Метафора «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; метафора «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»).

Гипотеза.

- Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение.

(Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.)

(Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба.  Сравнивает себя с ними).

- Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше.

- Почему у лирического героя грустное настроение?

( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»).

Лирический герой

Тучки

изгнанник

странники

 

 

- В чём особенность построения 2 строфы? К кому обращается?

( Риторические вопросы, обращены прежде всего к себе).

- На какой вопрос ищет ответ? Что гонит? Выписать.

Судьба, зависть, злоба, преступление, клевета

скука

- Какая  причина самая   горькая? Почему?

 («Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок).

- Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему?

- Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение).

- Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные»)

- Так завидует тучкам или жалеет их? Работа с таблицей.

страсти

страдания

родина

вечно холодные

вечно свободные

Эксперимент.

- Представьте, что завидует и объясните, чему завидует. (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…)

- Получается, что … (жалеет. Такой судьбы, как у тучек, не хочет).

- По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза?

- Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно).

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют.

Делают письменный разбор художественных средств.

Работают с таблицей, находят средства выразительности.

Выполняют словарную работу.

Лазурный - цвета лазури, светло-синий.

Жемчужина - зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета.

 

7. Рефлексия.

Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

- Выразительное чтение стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт?  (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии).

- Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!)

- Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики?

- Круги на воде». Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя.

Т - тоска

У - уныние

Ч - чувства

И – искания

- Д/з. Письменный вывод.

Каким представили М.Ю.Лермонтова, прочитав стихотворение «Тучи»? Выучить наизусть.

Задание повышенной трудности.

- Почему стихотворение назвал «Тучи», а не «Тучки»?

Осуществляют самооценку своей деятельности.

 

 

 

 

Работают в парах.

 

 

 

 

 

8. Контроль деятельности ученика.

Цель -  Создание ситуации успеха.

Выставление оценок

Оценивание

 


М.Ю.Лермонтов стихотворение «Тучи» (1840 г

М.Ю.Лермонтов стихотворение «Тучи» (1840 г

Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств? -

Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств? -

Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»)

Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»)

Выразительное чтение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2020