М.Ю.Лермонтов стихотворение «Тучи» (1840 г.)
Цель урока:
познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.
Тип урока: урок исследование
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать образ лирического героя и автора в лирике;
- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- делать устный и письменный анализ стихотворения;
- владеть навыками выразительного чтения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||
1. Организационный момент. 2. Этап мотивации к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
3. Формулирование темы и целей урока. Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся. |
Приветствие учителя.
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки: Стихи не пишутся - случаются, - Как поняли мысль, что стихи «случаются»? (рождаются по вдохновению или когда нужно высказать то, что мучает или не отпускает…) - Когда стихи «случаются», они становятся шедеврами. (?) Шеде́вр (фр. «высшая работа») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства. - Сформулируем тему. (Шедевр лирики М.Ю.Лермонтова – стихотворение «Тучи») с.150 -Уточним, что такое лирика? лирический герой? (Стихотворение, в котором выражается душевное состояние лирического героя, его мысли и переживания. Герой лирического стихотворения, который выражает мысли и переживания автора). Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме. - Что хотел сказать своим стихотворением? - Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств? - Как выразительно читать? - Собираем материал к сочинению «Анализ лирического стихотворения…» |
Приветствие учащихся.
Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют тему и цели урока.
|
||||||||||
4. Подготовка к восприятию стихотворения. |
История создания стихотворения. Работа с учебником. с.149 - Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»? |
Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос. |
||||||||||
5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление. |
Прослушивание фонохрестоматии 6 класс. - С какой интонацией прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое). - Какие картины представлялись, когда слушали? |
Слушают выразительное чтение, развивают воображение, строят мини-текст в художественном стиле. |
||||||||||
6. Анализ-исследование стихотворения. Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи |
-О чём стихотворение? Обратимся к названию. (О природе. Пейзажная лирика). - Сколько строф в произведении? - Наблюдение. Найдите пейзажную зарисовку. (Прочитать 1-2 строки). - Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо) - Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые) - Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их. Какими средствами рисует картину? ( Метафора «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; метафора «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»). Гипотеза. - Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение. (Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.) (Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. Сравнивает себя с ними). - Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше. - Почему у лирического героя грустное настроение? ( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»).
- В чём особенность построения 2 строфы? К кому обращается? ( Риторические вопросы, обращены прежде всего к себе). - На какой вопрос ищет ответ? Что гонит? Выписать.
- Какая причина самая горькая? Почему? («Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок). - Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему? - Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение). - Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные») - Так завидует тучкам или жалеет их? Работа с таблицей.
Эксперимент. - Представьте, что завидует и объясните, чему завидует. (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…) - Получается, что … (жалеет. Такой судьбы, как у тучек, не хочет). - По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза? - Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно). |
Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют. Делают письменный разбор художественных средств. Работают с таблицей, находят средства выразительности. Выполняют словарную работу. Лазурный - цвета лазури, светло-синий. Жемчужина - зерно жемчуга, сокровище, драгоценное украшение белого и желто-белого цвета.
|
||||||||||
7. Рефлексия. Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний |
- Выразительное чтение стихотворения. - О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт? (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии). - Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!) - Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики? - Круги на воде». Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя. Т - тоска У - уныние Ч - чувства И – искания - Д/з. Письменный вывод. Каким представили М.Ю.Лермонтова, прочитав стихотворение «Тучи»? Выучить наизусть. Задание повышенной трудности. - Почему стихотворение назвал «Тучи», а не «Тучки»? |
Осуществляют самооценку своей деятельности.
Работают в парах.
|
||||||||||
8. Контроль деятельности ученика. Цель - Создание ситуации успеха. |
Выставление оценок |
Оценивание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.