М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала М.Ю.Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.docx

Тема: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов. Художественные особенности языка произведения и фольклорная традиция

Цели урока:

  • Образовательная: проанализировать систему образов произведения, выявить художественные особенности языка
  • Развивающая: развить навыки анализа текста, сравнительной характеристики героев
  • Воспитательная: воспитать чувство справедливости и ответственности за поступки

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, объявление темы и целей

II. Актуализация знаний

Беседа с классом:

  • В чем проявляется интерес Лермонтова к народному творчеству?
  • Какие фольклорные жанры близки произведению?

III. Анализ системы образов

Образ царя Ивана Васильевича

  • Черты характера: грозный, властный, противоречивый
  • Художественные детали: “очи зоркие”, “брови черные”, сравнение с ястребом
  • Поступки: суровость в наказании, но забота о семье казненного

Образ Кирибеевича

  • Происхождение: из рода Малюты Скуратова
  • Характер: эгоистичный, самовлюбленный
  • Поступки: нарушение христианских законов, преследование замужней женщины

Образ купца Калашникова

  • Характер: честный, справедливый, мужественный
  • Мотивы поступков: защита чести семьи, правды
  • Особенности: носитель лучших черт русского национального характера

Образ Алёны Дмитриевны

  • Характеристика: верная жена, хранительница семейного очага
  • Роль в сюжете: причина конфликта

IV. Художественные особенности

Фольклорные элементы:

  • Постоянные эпитеты: солнце красное, тучки синие, златой венец
  • Параллелизмы: “Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие”
  • Повторы и единоначатия: “Аль…”, “Гей-ты”
  • Архаизмы: “гнушатися”, “прискучила”

Языковые средства:

  • Метафоры: царь – ястреб, опричник – голубь сизокрылый
  • Гиперболы: описание силы удара царя
  • Олицетворения: описание зари над Москвой

V. Закрепление материала

Вопросы для обсуждения:

  • В чем проявляется народность произведения?
  • Как автор раскрывает характеры героев через их поступки?
  • Какие нравственные проблемы поднимает автор?

VI. Домашнее задание

  • Подготовить сравнительную характеристику двух главных героев
  • Найти и выписать примеры фольклорных элементов в тексте

VII. Подведение итогов

Оценка работы учащихся, выставление отметок, комментарии учителя


 

Посмотрите также