- Ребята, что означает слово молитва?
(Ученики в начале урока получают карточки с заданиями : определить значение слов, пользуясь Толковым и Этимологическими словарями.)
Молитва – обращение верующего к Богу.
-Ребята , почему человек молится?
(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)
-Разные мотивы побуждают человека обратиться с молитвой к Богу. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?
Читаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»
-Ребята, о чем это стихотворение?
( Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)
-Определите лексическое значение слова «благодатная».
Ищем определение слова в Толковом словаре:
Благодатная- дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро.
- Благодать- божественная сила , с помощью которой совершается спасение человека.
-Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?
Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.
На доске написаны слова: светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное.
( Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце- грусть.)
-Ребята, что подчеркивает Лермонтов глаголом «теснится»?
( Глаголом «теснится» поэт передает ощущение печали, смуты, тяжести. В такие минуты человек обращается к Богу –« одну молитву чудную твержу я наизусть».)
-Что показано в первой строфе?
( В первой строфе показано описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве.)
- Прочитайте вторую строфу. Назовите главные слова. С чем они связаны?
(Главные слова в этом стихотворении - «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Они связаны с верой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека». Лермонтов показывает силу и прелесть живых слов молитвы.)
- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор?
( Смысловую нагрузку во второй строфе несут эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть».
Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от мрачного настроения к радостному настроению. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.)
- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?
( Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)
- Ребята, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?
( Лермонтов использует антонимичные противопоставления в 1 и 3 строфах: тьмы и света, печали и радости. Трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.)
- Ребята, что означает слово бремя и выражение «бремя скатится»?
( Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится» означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы ему становится легко, так как душа очистится.)
-Ребята, поэт обращается к нашим чувствам. Он хочет. Чтобы мы пережили с ним это движение души от грусти тоски - к надежде и вере. В его стихотворении все живет и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?
( Поэт использует безличные глаголы: « и верится, и плачется».
Легко – категория состояния – описание состояния души героя.
Автор передает ощущение двух разных сфер – человеческого и высшего божественного.)
-Идея-главная мысль, которую хотел показать автор
Ребята, какова идея произведения?
( Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду на лучшее в своей жизни.)
IV - Ребята, мы выполнили с вами анализ лирического произведения. Прочитайте еще раз стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и запись анализа лирического произведения.
Ученики выразительно читают стихотворение
Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Начало стихотворения мрачное: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве. Глагол теснится подчеркивает ощущение печали, тяжести.
Вторая строфа – описание силы и прелести живых слов этой молитвы. Значимы эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение « дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.
Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку « сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.
Антонимичны противопоставления: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.
Если в начале произведения герою тяжело на душе , печально, то после молитвы становится легко.
4.Идея произведения.
Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду.
V - Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.