М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Оценка 4.7

М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл—7 кл
08.12.2023
М.Ю. Лермонтова «Молитва».
план анализа М.Ю. Лермонтова «Молитва».
5.10.docx

- Ребята, что означает слово молитва?

(Ученики в начале урока получают карточки с заданиями : определить значение слов,  пользуясь Толковым и Этимологическими словарями.)

Молитва – обращение верующего к Богу.

-Ребята , почему человек молится?

(Человек молится,  если ему трудно,  если  у него какое- то горе.)

-Разные мотивы побуждают человека обратиться с молитвой к Богу. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?

Читаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»

-Ребята, о чем это стихотворение?

( Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)

-Определите  лексическое значение  слова «благодатная».

Ищем определение слова в Толковом словаре:

Благодатная- дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро.

- Благодать- божественная сила , с помощью которой совершается спасение человека.

 

-Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?

Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.

На доске написаны слова: светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное.

( Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное:  трудная минута, в сердце- грусть.)

 

-Ребята, что подчеркивает Лермонтов глаголом «теснится»? 

( Глаголом «теснится» поэт передает ощущение печали, смуты, тяжести. В такие минуты человек обращается к Богу –« одну молитву чудную твержу я наизусть».)

 

-Что показано в первой строфе?

( В первой строфе показано описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве.)

 

- Прочитайте вторую строфу. Назовите главные слова. С чем они связаны?

(Главные слова в этом стихотворении  - «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Они связаны с верой, с христианской традицией.  Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека».  Лермонтов показывает силу и прелесть живых слов молитвы.)

 

- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор?

( Смысловую нагрузку во второй строфе несут эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть».

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от мрачного настроения  к радостному настроению. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.)

 

  - Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?

( Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска  и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)

 

- Ребята, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?

( Лермонтов использует антонимичные противопоставления в 1 и 3 строфах: тьмы и света,  печали и радости. Трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.)

 

- Ребята, что означает слово бремя и выражение «бремя скатится»?

( Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится»  означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы ему становится легко, так как душа очистится.)

-Ребята, поэт обращается к нашим чувствам. Он хочет. Чтобы мы пережили с ним это движение души от грусти тоски  - к надежде и вере. В его стихотворении все живет и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

 

- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?

( Поэт использует безличные глаголы: « и верится,  и плачется».

Легко – категория состояния – описание состояния души героя.

Автор передает ощущение двух разных сфер – человеческого и высшего божественного.)

 

-Идея-главная мысль, которую хотел показать автор

Ребята, какова идея произведения?

( Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду на лучшее в своей жизни.)

 

IV - Ребята, мы выполнили с вами анализ лирического произведения. Прочитайте еще раз стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и запись анализа лирического произведения.

Ученики выразительно читают стихотворение

 

Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

  1. Тема стихотворения – рассказ о самом сокровенном, о молитве.
  2. Главные слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть».
  3. Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.

Начало стихотворения мрачное: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве. Глагол теснится подчеркивает ощущение печали, тяжести.

Вторая строфа – описание силы и прелести живых слов этой молитвы. Значимы эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение « дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.

Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку « сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.

Антонимичны противопоставления: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.

Если в начале произведения герою тяжело на душе , печально, то после молитвы становится легко.

4.Идея произведения.

Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду.

V - Домашнее задание.


 

Ребята, что означает слово молитва? (Ученики в начале урока получают карточки с заданиями : определить значение слов, пользуясь

Ребята, что означает слово молитва? (Ученики в начале урока получают карточки с заданиями : определить значение слов, пользуясь

Ребята, поэт обращается к нашим чувствам

Ребята, поэт обращается к нашим чувствам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023