На охоту в Нестерово.
В газете «Правда» в №41 (28949) от 21-24 апреля 2006 года Николай Мусиенко в заметке «На охоту в Нестерово» рассказывает о таком случае в жизни В. И. Ленина, как выезд на охоту в Смоленской губернии.
На охоту в Нестерово.
Далеко не каждая деревня в России может похвастаться, что когда-то ее гостем был сам Владимир Ильич Ленин. Тем более столь отдаленная от столицы, как Нестерово,- до нее и сейчас добраться непросто, а в 1920-м, когда и в помине не было асфальтового шоссе, приезжие лишь на скрипучую телегу с лошадкой могли рассчитывать.
Что же привело главу юной Советской республики в эту глухомань? Нормальное человеческое желание - хоть на несколько деньков забыть о бесчисленных государственных заботах. "Природу он очень любил, и всегда самым лучшим удовольствием и отдыхом для него являлось хождение по глухим, нелюдимым местам", - писала в своих воспоминаниях Мария Ильинична Ульянова.
А леса, что со всех сторон обступают Нестерово, очень уж расхваливал Ленину тамошний уроженец Иван Павлович Жуков - первый председатель Петроградского ревтрибунала, член коллегии ВЧК. Принял Владимир Ильич его приглашение с радостью. И поехал в Бельский уезд тогдашней Смоленской губернии с целой компанией - с младшим братом Дмитрием, членом Комитета по военным и морским делам Николаем Васильевичем Крыленко и, конечно, с Жуковым. Ильич прихватил с собой ружье - охота, уверял Иван Павлович, в тех местах знатная.
Из Москвы путешественники выехали поездом. А около шести часов утра 28 августа 1920 года на станции Ржев Владимир Ильич прошел первую Всероссийскую перепись населения - на его имя был заполнен личный листок под номером 477.
Часом позже на станции Оленино отдыхающих уже встречали две крестьянские подводы. "Ехать было немало - километров сорок.
Владимир Ильич в синей рубашке, подпоясанной ремешком, в своей серой кепке сидел, сгорбившись, вместе с возницей, болтал о том о сём совершенно просто и непринужденно", - вспоминал позднее Н.В. Крыленко.
Гостей приняла под свой кров Татьяна Трофимовна Трощенкова - ее изба была самой просторной в Нестерове. Правда, здесь ночевали только спутники Владимира Ильича, сам он предпочел спать на душистом сене в сарае, что стоял поблизости. Но на чай в избу, конечно, заходил не раз, а по вечерам сидел на бревнышке возле дома, окруженный прослышавшими о его приезде крестьянами. О чем с ними толковал? Наверное, о еще не закончившейся Гражданской войне, о том, как преодолеть бедность и разруху, о необходимости коллективного пользования землей... Да и деревенская ребятня не отходила от "хорошего дяди из Москвы". Много лет спустя местная жительница Валентина Вениаминовна Андриянова с гордостью рассказывала, что маленькой девочкой сидела у Ильича на коленях.
Погодка, несмотря на конец лета, выдалась отменная. Солнечно, тепло. Гости даже искупаться в речке Льбе рискнули. А на охоту Владимир Ильич ходил с двоюродным братом хозяйки Иваном Наумовичем Виноградовым, знавшим в лесу каждую тропинку.
Кстати, во время той поездки произошел небезынтересный казус: когда путешественники через три дня вернулись на станцию Оленино и ждали поезд до Москвы, Николаю Васильевичу Крыленко были предъявлены две телефонограммы военкома Бельского уезда В.Ф. Егорова с предписанием... арестовать находящихся на станции членов ВЦИК, а также В.И. Ленина и препроводить их в уездвоенкомат. Это недоразумение, как позднее объяснял Егоров, произошло из-за отсутствия уведомления о приезде Ленина, и он предположил, что под именами Ленина и членов ВЦИК скрываются враги...
...Подлинную избу Татьяны Трофимовны Трощенковой сожгли во время Великой Отечественной войны фашисты. Но к столетию В.И. Ленина она была восстановлена на прежнем месте по сохранившейся фотографии и по воспоминаниям старожилов деревни. Открытый здесь мемориальный музей стал весьма популярным у туристов. Да и всё? Нестерово благодаря имени Ленина процветало - отличную дорогу сюда проложили, дома со всеми городскими удобствами построили. А в новом здании с конференц-залом разместилась экспозиция "Ленин и Тверской край", здесь проходили Ленинские чтения, здесь школьников со всей округи принимали в пионеры и комсомольцы.
Увы, всё это в прошлом. Нет сейчас в Нестерове ленинского музея. В начале девяностых годов кто-то из районного начальства распорядился его закрыть, а у местных жителей не хватило духу встать на его защиту. Экспонаты легли в запасники Бельского краеведческого музея (впрочем, самовар, из которого пил чай Владимир Ильич, выставлен все-таки в одном из его залов), картина художников В. Москаева и А. Дубова "В.И. Ленин на охоте в бельском лесу" попала в нестеровскую школу.
Дом Трощенковой теперь сиротливо стоит с заколоченными крест-накрест окнами, а по зданию, где был конференц-зал, будто Мамай прошел - ни стёкол, ни крыши, ни дверей...
Мне удалось встретиться с бывшей заведующей музеем Надеждой Петровной Богдановой. Нестарая еще женщина, предвидя нелегкие вопросы, стыдливо отводит глаза: - Как живем? Доживаем, как вся Россия.
Сельхозпредприятие в Нестерове еле теплится, на ферме коров всего ничего. Люди, уставшие жить без зарплаты, разъехались кто куда.
Вот и школу нашу в будущем году хотят прикрыть - учить почти некого. Не стало музея - будто душу из нашей деревни вынули, всё пошло наперекосяк. Как говорится, что имели - не хранили, а потерявши - плачем.
Нет, не плакать надо. Восстанавливать музей, пока не поздно, пока изба опять не сгорела, теперь уж по недосмотру. Пусть даже официально он будет называться не ленинским, а историко-этнографическим, показывающим, как жили русские крестьяне в начале двадцатого века. Неужели совсем перевелись в деревне мужики с мастеровитыми руками? Неужели нельзя потребовать, чтобы вернули экспонаты? И неужели тверские коммунисты останутся в стороне?
Источник:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.