(Карточки с базовой информацией для ознакомления)
Карточка 1.1: Определение
Цитата — это дословная выдержка из какого-либо
текста или точная, буквальная передача чьих-либо слов.
Зачем? Чтобы подтвердить свою мысль авторитетным
мнением, привести доказательство, сделать текст ярче или вступить в полемику.
Карточка 1.2: Главное правило
Цитата должна быть точной! Её необходимо заключать в кавычки и
указывать автора/источник. Искажать смысл оригинала
нельзя.
Карточка 1.3: Способы введения цитаты (Общая схема)
1. Прямая речь: Пушкин писал: «Мороз и солнце; день чудесный!»
2. Как часть предложения: По словам ученого, «вселенная продолжает расширяться».
3. С помощью вводных слов: Как отмечает блогер, «тренд на натуральность только набирает силу».
4. Ссылка в скобках: Климат меняется быстрее прогнозов (см. отчет ООН, 2023).
(Парные карточки: одна показывает пример, вторая — задание на анализ)
Карточка 2.1 (Научный стиль)
Пример: Как установил лингвист А.А. Реформатский,
«язык служит средством человеческого общения, мышления и выражения». В данной
работе мы будем исходить из этого определения.
Задание для группы: Найдите цитату. Какие слова
указывают на автора? Какой глагол использован для введения? Какой цели служит
эта цитата (подтверждение, определение)?
Карточка 2.2 (Публицистический
стиль / Эссе)
Пример: «Человек рождается свободным», — утверждал
Жан-Жак Руссо. Но так ли это в современном мире, опутанном сетями цифровых
обязательств?
Задание для группы: Обратите внимание на порядок
слов. Где стоят кавычки? Как автор сразу после цитаты строит свою мысль
(соглашается, уточняет, спорит)?
Карточка 2.3 (Блог / Разговорный стиль)
Пример: Ребята, вот вам цитата дня от моего тренера:
«Усталость — часто не физическая, а ментальная». Правда же, от этого легче?
Когда понимаешь это, проще собраться.
Задание для группы: Как обращается автор к
читателям? Как оформлена цитата? Создаёт ли она эффект личного разговора? Можно
ли опустить кавычки и слова «от моего тренера» без потери смысла?
(Карточки для групповой или индивидуальной работы)
Карточка 3.1: Стилистический
«переводчик»
Задание: «Переведите» цитату из научного стиля в
стиль блога.
Исходный текст (Научный): Исследователь Дж. Кей
отмечает: «Короткий дневной сон продолжительностью 20-30 минут способствует
улучшению когнитивных функций».
Напишите вариант для: Подписи к посту в блоге о
здоровом образе жизни. Используйте обращение к аудитории, смайл или хештег.
Карточка 3.2: Ошибкоискатель
Задание: Найдите и исправьте ошибки во введении
цитаты.
Текст: Как говорил известный полководец что брать
города это хорошо, а вот удерживать их гораздо сложнее. Поэтому важно
закреплять успех.
*(Ошибки: 1) нет кавычек; 2) союз «что» после слов автора требует двоеточия или
другой конструкции; 3) нет точной ссылки на автора/цитату).*
Карточка 3.3: Конструктор
предложений
Задание: Введите данную цитату в предложение ТРЕМЯ
разными способами.
Цитата: «Единственная постоянная в жизни — это
изменение».
Варианты: 1) С прямой речью после слов автора. 2)
Как часть вашего предложения с вводными словами. 3) В начале предложения, с
указанием автора в скобках в конце.
(Раздаточный материал для каждого ученика)
Чек-лист «Проверь цитату»:
1. Цитата в кавычках?
2. Автор/источник указан?
3. Текст цитаты передан точно, без искажений?
4. Знаки препинания перед и после цитаты расставлены верно?
5. Стиль введения цитаты соответствует моему тексту (строго / нейтрально / неформально)?
Памятка «Стиль = Способ»:
· Научный, официальный: «Ученый X утверждает: «…».», «Согласно теории Y, «…».». Глаголы: утверждает, доказывает, пишет, констатирует.
· Публицистический, эссеистический: ««…», — писал классик. И с этим трудно не согласиться». «Не случайно Z говорил, что «…»».
· Блог, личный текст: «Люблю эту фразу: «…».». «Как гениально сказал мой кумир, «…». Всем рекомендую задуматься!».
Как использовать карточки на уроке:
1. Этап 1 (10 мин): Разделить класс на группы. Выдать каждой группе Блок 1 и одну карточку из Блока 2. Задача — ознакомиться и обсудить.
2. Этап 2 (15 мин): «Экспертиза». Группы по очереди представляют анализ своей карточки из Блока 2 классу. Учитель дополняет.
3. Этап 3 (15 мин): «Лаборатория». Раздать группам или индивидуально карточки из Блока 3. Обсуждение результатов.
4. Этап 4 (5 мин): Итог. Раздать всем Блок 4 (чек-лист и памятку) как опорный материал для будущих работ.
Этот набор позволяет наглядно показать, как одна и та же суть (чужая мысль) обрамляется по-разному в зависимости от цели и аудитории текста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.