Набор карточек для урока «Цитаты и способы их введения в текст»

  • docx
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Набор карточек для урока «Цитаты и способы их введения в текст».docx

Набор карточек для урока «Цитаты и способы их введения в текст»

Блок 1: Теория. Что такое цитата и зачем она нужна?

(Карточки с базовой информацией для ознакомления)

Карточка 1.1: Определение
Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста или точная, буквальная передача чьих-либо слов.
Зачем? Чтобы подтвердить свою мысль авторитетным мнением, привести доказательство, сделать текст ярче или вступить в полемику.

Карточка 1.2: Главное правило
Цитата должна быть точной! Её необходимо заключать в кавычки и указывать автора/источник. Искажать смысл оригинала нельзя.

Карточка 1.3: Способы введения цитаты (Общая схема)

1.   Прямая речь: Пушкин писал: «Мороз и солнце; день чудесный!»

2.   Как часть предложения: По словам ученого, «вселенная продолжает расширяться».

3.   С помощью вводных слов: Как отмечает блогер, «тренд на натуральность только набирает силу».

4.   Ссылка в скобках: Климат меняется быстрее прогнозов (см. отчет ООН, 2023).

 

Блок 2: Практика. Цитата в разных стилях

(Парные карточки: одна показывает пример, вторая — задание на анализ)

Карточка 2.1 (Научный стиль)
Пример: Как установил лингвист А.А. Реформатский, «язык служит средством человеческого общения, мышления и выражения». В данной работе мы будем исходить из этого определения.
Задание для группы: Найдите цитату. Какие слова указывают на автора? Какой глагол использован для введения? Какой цели служит эта цитата (подтверждение, определение)?

Карточка 2.2 (Публицистический стиль / Эссе)
Пример: «Человек рождается свободным», — утверждал Жан-Жак Руссо. Но так ли это в современном мире, опутанном сетями цифровых обязательств?
Задание для группы: Обратите внимание на порядок слов. Где стоят кавычки? Как автор сразу после цитаты строит свою мысль (соглашается, уточняет, спорит)?

Карточка 2.3 (Блог / Разговорный стиль)
Пример: Ребята, вот вам цитата дня от моего тренера: «Усталость — часто не физическая, а ментальная». Правда же, от этого легче? Когда понимаешь это, проще собраться.
Задание для группы: Как обращается автор к читателям? Как оформлена цитата? Создаёт ли она эффект личного разговора? Можно ли опустить кавычки и слова «от моего тренера» без потери смысла?

 

Блок 3: Задания. «Перевод» стилей и исправление ошибок

(Карточки для групповой или индивидуальной работы)

Карточка 3.1: Стилистический «переводчик»
Задание: «Переведите» цитату из научного стиля в стиль блога.
Исходный текст (Научный): Исследователь Дж. Кей отмечает: «Короткий дневной сон продолжительностью 20-30 минут способствует улучшению когнитивных функций».
Напишите вариант для: Подписи к посту в блоге о здоровом образе жизни. Используйте обращение к аудитории, смайл или хештег.

Карточка 3.2: Ошибкоискатель
Задание: Найдите и исправьте ошибки во введении цитаты.
Текст: Как говорил известный полководец что брать города это хорошо, а вот удерживать их гораздо сложнее. Поэтому важно закреплять успех.
*(Ошибки: 1) нет кавычек; 2) союз «что» после слов автора требует двоеточия или другой конструкции; 3) нет точной ссылки на автора/цитату).*

Карточка 3.3: Конструктор предложений
Задание: Введите данную цитату в предложение ТРЕМЯ разными способами.
Цитата: «Единственная постоянная в жизни — это изменение».
Варианты: 1) С прямой речью после слов автора. 2) Как часть вашего предложения с вводными словами. 3) В начале предложения, с указанием автора в скобках в конце.

 

Блок 4: Итоговый чек-лист и памятка

(Раздаточный материал для каждого ученика)

Чек-лист «Проверь цитату»:

1.   Цитата в кавычках?

2.   Автор/источник указан?

3.   Текст цитаты передан точно, без искажений?

4.   Знаки препинания перед и после цитаты расставлены верно?

5.   Стиль введения цитаты соответствует моему тексту (строго / нейтрально / неформально)?

Памятка «Стиль = Способ»:

·     Научный, официальный: «Ученый X утверждает: «…».», «Согласно теории Y, «…».». Глаголы: утверждает, доказывает, пишет, констатирует.

·     Публицистический, эссеистический: ««…», — писал классик. И с этим трудно не согласиться». «Не случайно Z говорил, что «…»».

·     Блог, личный текст: «Люблю эту фразу: «…».». «Как гениально сказал мой кумир, «…». Всем рекомендую задуматься!».

Как использовать карточки на уроке:

1.   Этап 1 (10 мин): Разделить класс на группы. Выдать каждой группе Блок 1 и одну карточку из Блока 2. Задача — ознакомиться и обсудить.

2.   Этап 2 (15 мин): «Экспертиза». Группы по очереди представляют анализ своей карточки из Блока 2 классу. Учитель дополняет.

3.   Этап 3 (15 мин): «Лаборатория». Раздать группам или индивидуально карточки из Блока 3. Обсуждение результатов.

4.   Этап 4 (5 мин): Итог. Раздать всем Блок 4 (чек-лист и памятку) как опорный материал для будущих работ.

Этот набор позволяет наглядно показать, как одна и та же суть (чужая мысль) обрамляется по-разному в зависимости от цели и аудитории текста.