Набросок - это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.
Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.
Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь , сангина,
пастель, однотонная акварель, уголь, мел(на тонированной бумаге, картоне).
Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.
А.Матисс
О.Ренуар
Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.
А.Дейнека.Наброски
Наброски Леонардо да Винчи
Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы.
Леонардо да Винчи
Наброски художника В. Серова
Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».
Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909
Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.
План работы над наброском
Внимательно изучите фигуру.
В первую очередь определите пропорции.
Определите общие рамки, изображаемой фигуры.
Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).
Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.
Затем оденьте фигуру.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?
Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?
Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?
Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?
Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.