Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского
Единый орфографический режим в начальной школе.
Требования к ведению и проверке тетрадей
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
Количество и назначение тетрадей по основным предметам (математика и русский язык):
- две тетради для текущих работ (рабочие тетради);
- одна тетрадь для контрольных работ.
Изложения и сочинения носят в начальной школе обучающий характер, поэтому выполняются в рабочих тетрадях.
Основные требования к ведению и оформлению тетрадей:
- все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком;
- пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего цвета;
- все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
Требования к оформлению титульного листа тетради:
- тетради учащихся 1 класса подписывает учитель;
- тетради учащихся 2-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя;
- надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии:
Тетрадь
для (контрольных) работ
по математике (русскому языку)
ученика 2 класса «В»
средней школы № 39
Иванова Даниила;
- предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета;
- нумерация класса пишется арабскими цифрами;
- фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Работу над ошибками контрольного диктанта необходимо выполнять в тетрадях для контрольных работ. Ежедневная работа над ошибками классной работы должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения. Работа над ошибками оценивается обязательно.
Требования к проверке ученических тетрадей:
- в начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке;
- при проверке работы неправильная буква (знак препинания) зачёркивается и выносится на поля тетради в виде условного обозначения или номера орфограммы;
- работы детей проверяются учителем чернилами красного цвета;
- оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок;
- проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради для контрольных работ хранятся в классе до конца следующего учебного года.
Требования к оформлению письменных работ по русскому языку:
- новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку;
- прежде чем начать выполнение домашней работы, необходимо сделать работу над ошибками, допущенными в двух последних работах (дата в работе над ошибками не указывается);
- запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря. С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря;
- запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. Например:
Классная работа.
Домашняя работа.;
- после классной и домашней работы следует отступать две строчки (писать на третьей);
- при оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются;
- новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. Справа строка дописывается до конца;
- использование правил переноса обязательно;
- не допускается необоснованный пропуск пустых мест на строке;
- номер варианта в работе фиксируется на следующей строке по центру или на полях (с использованием краткой формы записи):
1вариант.
1в.;
- в работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например:
ветер
восток
песок
- при записи слов в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Например: Ветер, восток, песок;
- при выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых условных сокращений:
гласный – гласн., согласный – согл., глухой – гл., звонкий – зв., твердый – тв., ударный – уд, безударный – безуд. и проч.;
существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл., предлог – пр. и т.д.;
мужской род – м.р., женский род – ж.р., средний род – ср.р.;
прошедшее время – прош., настоящее время – наст., будущее время – буд.;
единственное число – ед.ч., множественное число – мн.ч.;
название падежей указывается заглавной буквой: Им.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.;
- обозначения над словами необходимо выполнять ручкой зелёного цвета или простым остро заточенным карандашом;
- все подчеркивания делаются по линейке только карандашом;
- допускается некоторые виды работ проводить без линейки при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом;
- учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма;
- «минутки чистописания», направленные на отработку навыка каллиграфического письма, проводятся ежедневно в 1-2 классах в объеме 1-2 строк, в 3-4 классах в объеме 2-3 строк. Учитель прописывает образцы элементов букв и буквосочетаний в тетрадях. При выполнении этого вида работы важно обращать внимание детей на положение тетради, осанку, правильное положение ручки в руке. Ежедневное оценивание выполненных каллиграфических работ является одним из приёмов стимулирования обучающихся.
Требования к оформлению письменных работ по математике:
- между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа);
- между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток;
- между столбиками выражений, уравнений, равенств и проч. отступаются три клетки вправо (запись ведется на четвертой);
- дата записывается традиционно посередине;
- при выполнении любой работы слева от края тетради отступается одна клетка;
- при решении задач также соблюдаются принятые нормы: краткая запись условия задач оформляется в соответствии с их видом; «главные» слова пишутся с большой буквы; на первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам). Например:
Маленькие – 7 м. ? Большие – 3 м. |
М. – 7 м. ? Б. – 3 м. |
- в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.;
- при записи условия задачи в виде таблицы нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них 2-3 клетки. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы;
- при решении задач используются разные формы записи: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением;
- слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например: Ответ: всего купили 10 мячей;
- при оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм: записать выражение полностью; указать цифрами над знаками порядок действий; расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку; записать окончательное значение выражения. Например:
3 1 4 2
3450-145˟2+1265:5=3413
1) 145˟2=290
2) 1265 5
10 253
26
25
15
15
0
3) _3450
290
3160
4) +3160
253
3413
Требования к оформлению записи задач геометрического типа:
- все чертежи выполняются простым карандашом по линейке;
- измерения подписываются ручкой;
- обозначения буквами выполняются прописными буквами латинского алфавита;
- слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами: а – ширина, в – длина, Р – периметр S – площадь;
- чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
Требования к оформлению математического диктанта:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в ... раз. Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.