Начальный этап формирования профессиональных навыков учащихся 5-7 классов.
Оценка 5

Начальный этап формирования профессиональных навыков учащихся 5-7 классов.

Оценка 5
docx
01.02.2024
Начальный этап формирования профессиональных навыков учащихся 5-7 классов.
сообщение 2024.docx

МКОУ «Общеобразовательная школа психолого – педагогической поддержки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальный этап формирования профессиональных навыков учащихся 5-7 классов

 

 

 

 

 

 

 

Е. А. Савицкая

 

 

 

 

Берёзовский

2024

    Формирование профессиональных навыков и основы трудовой деятельности – традиционное направление для отечественной педагогической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В систему организации профориентационной работы обучающихся с умственной отсталостью учреждения включаются педагогические работники, родительские сообщества, а также сетевые партнеры (учреждения профессионального образования для обучающихся с ОВЗ). Взаимодействие с сетевыми партнерами обеспечивает преемственность между этапами образования по трудовому воспитанию, знакомит детей с реальными «историями успеха» выпускников школы и в целом людей, столкнувшихся с ситуацией ограничений здоровья и инвалидностью и реализовавшихся в разных профессиях и трудовой деятельности. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд. Эта работа осуществляется через: профориентационные игры, классные часы, открытые уроки, экскурсии на предприятия города. Даёт обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей. Представляет эти профессии, посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, освоение обучающимися основ профессии в рамках образовательного учреждения, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.                                                                                                            Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, дающая школьникам необходимые знания для ориентации в мире профессий, умения объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональные консультации, общественно - значимые мотивы выбора профессии. Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.)   Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях: а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, б) достаточный уровень самосознания выпускника школы; в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться большинством учащихся в среднем подростковом возрасте (около 14-15 лет). Именно для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Это возраст, когда ребёнок делает ещё один шаг в своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется  система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны — они отражают всё богатство его жизни; это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способности в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах. Всё это, соединяясь, и образует «Я — концепцию». В это время наблюдается развитие волевых качеств подростка. Это начальный момент самовоспитания, т. к. у подростка развивается саморегуляция. Но не все подростки способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к своему идеалу. Вместо чтобы действовать, многие подростки погружаются в мир фантазий. Только к старшему подростковому возрасту представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я — концепцию», что является важным этапом в развитии самосознания. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени. Таким образом, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательных отношений.

    Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственнотехнических мер по оказанию подросткам личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. То есть можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии подростка в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, сельском хозяйстве и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

    Содержание профориентации в условиях непрерывного образования. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи,  учителя “Технологии”.  Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 5-7 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе.

 Ответственный за профориентацию в образовательном учреждении, в функции которого входят:

 · выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

 · поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

· планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

 · осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

 · проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

· создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

· организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

· осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

· организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

· организует посещение учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;

· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

· оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

· проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

· организует встречи учащихся с выпускниками школы.

     Учителя-предметники  способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников.  Используют  разнообразные методы и средства:

· деловые игры, семинары, круглые столы, предметные недели, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

· обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще · трудовые, профессионально важные навыки;

 · способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

 · проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

· адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

 · регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

· изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

· обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

 · регулярно устраивает литературные выставки посвящённые  профессиям.

Социальный педагог:

 · способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она завышена;

· оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

· осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

 Школьный психолог:

 · изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

· осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

· проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

 · проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

· осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

· способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

 · приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

· создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

 · используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

 · проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

 · оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

· оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. Направления и формы работы. Организационно-методическая деятельность

  Как оценивать эффективность профориентации школьников. К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; достаточная информация о профессии и путях ее получения. Потребность в обоснованном выборе профессии,  уверенность школьника в социальной значимости труда степень самопознания школьника, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

     Деятельность педагогического коллектива по направлению «профориентация» включает в себя: знакомство детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование детей и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных и трудовых проб школьников.

Задачи педагогического коллектива:

 · Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.                                                · Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.                                                                                                                                            · Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.                                                                             · Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.                         

· Совместная деятельность педагога и ребенка с  умственной отсталостью – подготовить семью школьника к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья и реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости обучающихся.

Виды и формы деятельности:

 -профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о современных профессиях, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

 -экскурсии на предприятия города, дающие школьникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

 -организация профессиональных и трудовых проб в рамках курсов по выбору, включенных в адаптированную основную образовательную программу школы, в том числе, соорганизованную с курсами дополнительного образования;

 -организация творческих фестивалей, призванных познакомить детей с миром современных профессий и обеспечить среду, помогающую ребенку с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) совершить профессиональную или трудовую пробу. 

      Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у школьника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащихся можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение – длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Рассмотрим основные этапы профессионального самоопределения школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе и условно обозначим их следующим образом:

1-4 классы – пропедевтический (начальная школа). На этом этапе происходит формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду. Складывается понимание его роли в жизни человека и общества, наблюдается проявление интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, а также интереса к наиболее массовым профессиям, основанного на практической включенности учащегося в различные виды познавательной, общественно полезной трудовой деятельности. Формирование трудолюбия и интереса к проблеме выбора происходит на уровне мечты о профессии.

На этапе предварительного выбора профессии идет интенсивное развитие внутреннего мира ребенка, он часто идентифицирует себя с представителем той или иной профессии.

5-7 классы – поисковый. На этом этапе формируется профессиональная направленность, когда осознаются интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии, определением места в обществе. Формирование профессионально устойчивых интересов происходит на уровне предварительного выбора будущей профессии.

Интерес к определенной профессии на этапе пробного выбора бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или подкрепляется занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением книг.  

  Процессу профессионального самоопределения требуется активное управление, которое осуществляется учителем. Особое внимание он должен обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учёбы. При этом крайне важно проектировать возможности развития  способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определённую направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемые им, то он обязан убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь подросткам определить своё призвание, тем не менее нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть под силу учителю, классному руководителю, воспитателю.

  Каждый возрастной этап процесса профессионального самоопределения учащихся имеет разные задачи и осуществляется по-разному. Поэтому и  управление профессиональным самоопределением учащихся на внутришкольном уровне необходимо осуществлять в соответствии с особенностями возраста.

  Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самопределению.

 

 

 

 


 

МКОУ «Общеобразовательная школа психолого – педагогической поддержки»

МКОУ «Общеобразовательная школа психолого – педагогической поддержки»

Формирование профессиональных навыков и основы трудовой деятельности – традиционное направление для отечественной педагогической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование профессиональных навыков и основы трудовой деятельности – традиционное направление для отечественной педагогической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам…

Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам…

Вместо чтобы действовать, многие подростки погружаются в мир фантазий

Вместо чтобы действовать, многие подростки погружаются в мир фантазий

Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения

Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников

Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников

Библиотекарь : · регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; · изучает читальские интересы учащихся…

Библиотекарь : · регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; · изучает читальские интересы учащихся…

Медицинский работник : · используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; · проводит с учащимися беседы о взаимосвязи…

Медицинский работник : · используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; · проводит с учащимися беседы о взаимосвязи…

Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии

Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии

Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у школьника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)

Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у школьника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)

Интерес к определенной профессии на этапе пробного выбора бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или подкрепляется занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением…

Интерес к определенной профессии на этапе пробного выбора бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или подкрепляется занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024