Урок русского языка в 3 классе
ТЕМА:
Написание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих (второй урок по теме)
Цель:
закрепление умения писать существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий.
Задачи:
повторить изученное об имени существительном;
развивать речь, память, орфографическую зоркость;
воспитывать целеустремленность, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
Назовите имена существительные женского рода, которые вы записали. (Упр. 140)
Работа в парах.
Расскажите друг другу правило о написании мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий.
3. Этап актуализации личного опыта учащихся
Работа в парах.
С комментированием объясните друг другу правописание слов (на экране) и запишите их.
Мыш.., ноч.., шалаш.., печ.., рож.., камыш.., нож.., луч.., помощ.., плач.., реч…
Сверить с правильной записью на экране.
4. Этап целеполагания
Все ли справились без ошибок? Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Дети с помощью учителя формулируют цель урока)
5. Этап закрепления знаний и способов действий
А) Орфографическая разминка
В гостях у нас шипящие.
Мягкий знак после шипящих
Звуки настоящие.
Просит знаний настоящих.
Назовите шипящие согласные. (Запись на доске.)
ж ш ч щ
Какие орфограммы связаны с этими согласными?
Продолжите строку:
жu ши чу щу ча ща чк чн
Спишите слова и объясните орфограммы:
Щурится, ощущаю, ночной, пожимают, пошили.
Работа с предложением
Запишите предложение с комментированием. (1 ученик работает у доски.)
Пушистая белочка убегает от врагов по деревьям.
Разберите предложение по членам. Укажите части речи всех слов.
Какую роль играет ь в слове «деревьев»?
Какие еще функции выполняет «ь»? (показатель мягкости согласных, разделительный, показатель женского рода имени существительного).
Когда пишется «ь» — показатель мягкости согласных?
Когда пишется разделительный «ь»?
Расскажите правило о написании «ь» на конце существительных после шипящих.
Б) Работа по учебнику
Упр. 141
Знакомство с условием упражнения. Один учащийся ведет разбор задания у доски.
Комментируя, выполняют половину задания, оставшуюся часть – самостоятельно.
Проверка – фронтально.
Физкультминутка
Упр. 142
Дополнить предложения, подходящими по смыслу словами.
Учащиеся проговаривают предложения с комментированием, затем записывают без образца на доске.
1 вариант 1-3 предложения
2 вариант 3-5 предложения
Взаимопроверка.
Встают те, у кого нет ни одной ошибки.
Упр. 143
Записать отгадки (3 слова с шипящими)
Один ученик у доски.
6. Этап применения знаний и способов действий.
Выборочное письмо
Называю пословицы, учащиеся записывают из них только имена существительные, оканчивающиеся на шипящий, аргументируют правописание «Ь».
Хорошую речь — хорошо и слушать.
Ума — палата, да ключ от нее потерян.
Чем труднее дело, тем выше честь.
Вещь хороша новая, друг — старый.
Ложь человека не красит.
Верный товарищ всегда придет на помощь.
Проверка по образцу на экране.
Учащиеся объясняют смысл 2—3 пословиц.
7. Этап контроля и самоконтроля.
Работа по карточке, по вариантам.
1 группа
Запишите существительные, где необходимо, на конце напишите «ь».
Мякиш.., плач.., молодеж.., приемыш.., теч.., малыш.., брош.., кирпич.., царевич.., роскош.., брош...
2 группа
Спиште. Вставьте пропущенные буквы.
Трубач.., циркач.,, скрипач., ели дич.. и калач...
Царевич., и королевич., в полноч.. встретили мыш...
Сторож., услышал плач.., надел плащ., и потерял ключ...
8. Этап коррекции знаний.
Быстрая проверка задания на карточках.
Правильное выполнение перед глазами на экране.
Определение количества ошибок.
На какую орфограмму следует обратить внимание?
9. Этап информирования о домашнем задании.
Запишите 6 существительных женского рода и 6 существительных мужского рода с шипящим на конце.
С любым словом составьте предложение.
10. Этап подведения итогов.
Чем занимались на уроке?
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я повторил...
Самым интересным/трудным/лёгким было...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.