Олимпиадные задания по литературе для 10-11 классов.
Задание 1
Выполните целостный анализ стихотворения Ярослава Смелякова «Памятник». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики): соотношение сна и мечты, настоящего и будущего в мире лирического «я»; выбор адресата лирического монолога; соотнесенность с литературной традицией (в каких произведениях русских и зарубежных авторов вы встречали образ памятника поэту? соглашается или полемизирует с ними Я.Смеляков?). Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Памятник
Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.
В сознании, как в ящике, подряд
чугунные метафоры лежат.
И я слежу за чередою дней
из-под чугунных сдвинутых бровей.
Вокруг меня деревья все пусты,
на них еще не выросли листы.
У ног моих на корточках с утра
самозабвенно лазит детвора,
а вечером, придя под монумент,
толкует о бессмертии студент.
Когда взойдет над городом звезда,
однажды ночью ты придешь сюда.
Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,
все тот же рот, что много лет назад.
Как поздний свет из темного окна,
я на тебя гляжу из чугуна.
Недаром ведь торжественный металл
мое лицо и руки повторял.
Недаром скульптор в статую вложил
все, что я значил и зачем я жил.
И я сойду с блестящей высоты
на землю ту, где обитаешь ты.
Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму.
На выпуклые грозные глаза
вдруг набежит чугунная слеза.
И ты услышишь в парке под Москвой
чугунный голос, нежный голос мой. (1946)
Творческое задание
Задание 2
Герои чеховского рассказа «Учитель словесности» в один из вечеров оживленно обсуждают творчество А.С.Пушкина. Прочитайте этот фрагмент рассказа:
Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических
экзаменах.
– Позвольте, Сергей Васильич, – перебила его Варя. – Вот вы говорите, что
ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали
ученикам VIII класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог». Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин
или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.
– Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, – угрюмо ответил Никитин.
– Я знаю, у вас в гимназии не признают Щедрина, но не в этом дело. Вы
скажите мне, какой же Пушкин психолог?
– А то разве не+ психолог? Извольте, вам примеры.И Никитин продекламировал несколько мест из «Онегина», потом из «Бориса
Годунова».
– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя. – Психологом называется
тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше
ничего.
– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно,
чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, – это,
по-вашему, психология.
– Плоско! Однако вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?
Когда Никитину приходилось оспаривать то, что казалось ему рутиной,
узостью или чем-нибудь вроде этого, то обыкновенно он вскакивал с места, хватал
себя обеими руками за голову и начинал со стоном бегать из угла в угол. И теперь то
же самое: он вскочил, схватил себя за голову и со стоном прошелся вокруг стола,
потом сел поодаль.
За него вступились офицеры. Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю,
что Пушкин в самом деле психолог, и в доказательство привел два стиха из
Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему
не поставили бы в Москве памятника.
Какова была бы ваша позиция в развернувшейся дискуссии? С кем из ее участников вы бы согласились, а кому возразили? По каким именно аспектам? Заинтересовала ли вас тема сочинения, которую Никитин дал ученикам? (кратко объясните свою позицию)
Сформулируйте ту тему, на которую вам было бы по-настоящему интересно писать о Пушкине. Запишите свое «-выступление» в дискуссии на этом чеховском вечере.
Критерии оценивания аналитического задания 1
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается
ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она
соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая
оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка»,
четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют
условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию
ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но
часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому
критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию
«четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка
выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и
введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель
оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном
процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр –
оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому
критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе
показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов
работы.
Критерии: 1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. 31 Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5 Итого: максимальный балл – 70 баллов
N.B. Направления для анализа, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Комментарии и критерии оценивания творческого задания
Задание рассчитано на самостоятельные размышления ученика по дискуссионному вопросу, не имеющему однозначного ответа. Оценивается прежде всего глубина и литературоведческая обоснованность суждений, степень их аргументированности, полнота и развернутость ответа. Ученик должен занять собственную непротиворечивую позицию в споре персонажей Чехова и убедительно ее защищать, уметь апеллировать к тексту произведений Пушкина, точно интерпретировать используемые в споре фрагменты.
Рекомендуемый максимальный балл – 30.
При оценке работы принимается во внимание: 1) Убедительность позиции и выдвинутых в ее защиту аргументов – до 10 баллов; 2) Литературная эрудиция: опора на произведения А.С.Пушкина (или иных авторов, если они вводятся по сходству или контрасту) при обосновании выдвигаемых тезисов – до 10 баллов; 3) Нешаблонность, литературоведческая значимость придуманной темы сочинения о Пушкине и его творчестве – до 5 баллов; 4) Речевое оформление, выразительность и ясность формулировок – до 5 баллов.
Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, её воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры. Знакомство с литературными произведениями разных времён и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе. Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус. Основным предметом литературы как школьной дисциплины является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – двуединая деятельность культурного чтения и письма учащихся, последовательно формирующаяся на уроках литературы. Достижение основной цели литературного образования в школе происходит путём решения следующих образовательных задач: развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов). Ученик должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать 5 связи между ними, ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст. воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Ученик должен уметь вести учебные дискуссии о смыслах художественной литературы, создавать собственные тексты (устные, письменные) о прочитанных литературных произведениях, представлять и защищать их. прояснение взаимосвязи литературного произведения с литературно- историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определённых историко- культурных представлений о соотношении искусства и действительности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.