Народные игры - фундамент для развития нравственных чувств и проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

  • docx
  • 15.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала народные игры.docx

Народные игры -  фундамент для развития  нравственных чувств  и проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 

 

…через детей последующих поколений

детские игры снова повторяются,

снова оживляются в памяти живущих поколений

и снова молодеют…

Е. А. Покровский

 

      Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления  народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления, показывают богатство своей истории и культуры, национальные традиции. На протяжении многих столетий народы России создавали своё самобытное искусство. В памяти  сохранились игры, накопленные многими поколениями.

       Важнейшей стороной игровой культуры является утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как к средству развития и воспитания человека. У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры  в воспитании.   

Народные игры - наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

- речевого (словесного) общения;

- ритмического или мелодического выражения;

- совместных движениях и действиях.

      На занятиях, прогулках, досугах в ходе ознакомления с игровыми действиями решаются следующие задачи:

- обогащение знаний детей;

- развитие познавательного интереса;

- воспитание патриотизма, толерантности;

- развитие двигательной активности и др.

 Значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

  По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки.         

 Е.А. Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа. 

 Игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

   П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны  слова П. Ф. Лесгафта: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре  надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

     Народные игры образны,  заключают в себе элемент борьбы и состязания, вызывают эмоции радости и опасения, побуждают к осторожности.

 Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность  активизирует мыслительную работу детей, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий.

     В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие.).

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.   

   Зачины, которые, по определению русского фольклориста

Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

  Все  народные игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей. Если повнимательнее проследить за их возникновением, историей и развитием, то можно заметить, что  прообразом  служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу  формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.