«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие
Оценка 5

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—9 кл
17.11.2017
«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие
ЦЕЛИ:  знакомство с нравственными понятиями (храбрость,преданность,любовь к святой Руси), обогащение словарного запаса учащихся;  расширение представления о православной культуре, развитие речи учащихся, зрительную и слуховую память;  воспитание интереса к истории нашей родины, уважение к людям высокой нравственности. ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации по теме «Век стоит Русь – не шатается! И века простоит не шелохнется!», карта Руси XVI века, музыкальные произведения С.Прокофьева «А.Невский», кантата «Вставайте, люди русские!», «Рассвет на Москва-реке» (оркестр), русская народная песня «Ах, кабы на цветы, да не морозы»), рисунки учащихся, костюмы в народном стиле, пучки ивы, пословицы о Родине «Жить-Родине служить», «Не тот герой, кто награды ждёт, а тот герой, кто за народ идёт горой», рисунки детей по теме «Русские…, русские…». На доске: Святой Преподобный Илья Муромец, день памяти – 1января (икона святого) «Моё богатство – сила богатырская, Моё дело Руси служить, от врагов оборонять». Святой Преподобный Сергий Радонежский, день памяти – 8октября. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие», (икона святого) Святой благоверный великий князь Александр Невский, день памяти -6декабря. «Кто с мечом на Русь придёт, от меча и погибнет».
Открытое мероприятие по предмету.doc
1 Открытое мероприятие по предмету «Основы православной культуры» Преподаватель: Дронова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, преподаватель   кружкового   объединения   «Истоки   православия»,   МОУ   ООШ №22,353740,   Краснодарский   край,   Ленинградский   район,   станица   Ленинградская, ул.Заводская, 25, кв.4     ТЕМА: «Народные герои и подвижники земли русской» ЦЕЛИ:    знакомство   с   нравственными   понятиями   (храбрость,преданность,любовь   к святой Руси), обогащение словарного запаса учащихся;  расширение представления о православной культуре, развитие речи учащихся, зрительную и слуховую память;  воспитание интереса к истории нашей родины, уважение к людям высокой нравственности. ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации по теме «Век стоит Русь – не шатается! И века простоит не   шелохнется!»,   карта   Руси    XVI  века,   музыкальные   произведения   С.Прокофьева «А.Невский», кантата «Вставайте, люди русские!», «Рассвет на Москва­реке» (оркестр), русская народная песня «Ах, кабы на цветы, да не морозы»), рисунки учащихся, костюмы в народном стиле, пучки ивы, пословицы о Родине  «Жить­Родине служить», «Не тот герой, кто   награды   ждёт,   а   тот   герой,   кто   за   народ   идёт   горой»,   рисунки   детей   по   теме «Русские…, русские…».  На доске: Святой Преподобный Илья Муромец, день памяти – 1января (икона святого)                  «Моё богатство – сила богатырская,                    Моё дело Руси служить, от врагов оборонять».                    Святой Преподобный Сергий Радонежский, день памяти – 8октября.                     «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие», (икона святого)                    Святой благоверный великий князь Александр Невский, день памяти ­6декабря.                     «Кто с мечом на Русь придёт, от меча и погибнет».    НОВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ: 1. Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели. 2. Кантата   –   большое   музыкальное   произведение   для   смешанного   (мужского   и женского) хора и оркестра. 3. Лавра – большой монастырь с несколькими сотнями монахов. 4. Преподобный – святой из монахов 5. Мощи – сохранившееся после смерти тело святого ЭПИГРАФ:  Век стоит Русь – не шатается!                       И века простоит – не шелохнется!                                                                             2 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:       I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА:          Сегодня мы   с вами поговорим о   народных   героях и подвижниках земли русской, ставших за великие деле свои святыми. Давайте посмотрим на доску, которая содержит материал, полезный для нашего занятия (рисунки, иллюстрации, эпиграф, написанный на доске). II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Слово учителя ­Скажите, как сейчас называется наше Отечество? ­Россия.                А в давние времена наша Родина называлась красивым словом – Русь. Его можно произнести и ласково, и мужественно. (мультимедиа «Россия») 2. Слушание музыкального произведения С.Прокофьева «Рассвет на Москва­реке»         Закройте глаза и представьте свой уголок родной земли, где вам всегда легко и уютно. Расскажите, что вам представилось, каков заветный уголок вашей малой родины?                    ­Понравилось? Представили? Правда, красиво? 3. Слово учителя            Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, нужно знать прошлое своей страны. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», ­ сказал художник Васнецов, автор картины «Богатыри».Если мы посмотрим на карту нашей страны, то увидим, что она огромная, богатая. В ней много гор, морей, рек и озёр. Со всех сторон её окружали и окружают разные страны, и не все они относились и относятся к нам дружелюбно. Не раз враги пытались завоевать нашу страну, но не смогли! 4. Чтение   стихотворения   «Русь   ты   моя   великая…»,   (мультимедиа   «За   землю Русскую!») Русь ты моя великая, Русь ты моя прекрасная, Сколько врагов­захватчиков Хотело тебя сломить, Но воины твои храбрые, Богатыри, тебе Богом данные, Громили врагов­захватчиков, Сметали с родной земли. (Звучит музыка «Ах, кабы на цветы, да не морозы…» А кто защищал наше Отечество в давние времена? ­Богатыри                                                                                                                               3 5.Рассказ учащихся об Илье Муромце,     (мультимедиа И.Муромец)  Давным­давно жил под городом Муромом крестьянин Иван со своей женой, и был у них сын, Илья. Только плакали отец и мать, на него глядя: тридцать три года Илья на печи лежит. И ростом вышел богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги не носят, словно   бревна   лежат   –   не   шевелятся.   Лежит   Илья   на   печи,   а   сердце   его   кровью обливается,   слышит,   как   русские   люди   жалуются:   нападают   на   Русь   враги,   поля вытаптывают, людей губят. И вот как­то Илья с печи видит в окно, что подходят к избе три нищих странника. Постояли у ворот и говорят: «Встань, Илья, отвори калиточку да принеси­ка нам студеной воды ведро». ­ Не могу я встать, ­ отвечает Илья. ­  А ты приподымись, ­ говорят странники. Спрыгнул Илья с печи, шагнул раз, другой, обрадовался, принес воды ведро. Налил странник воды в ковшик и протягивает: ­ Пей, Илья. В этом ковшике вода всех рек, всех озер Руси­матушки.  Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. И сказали старцы:  ­ Будешь ты, Илья, великий богатырь, защищай землю русскую. Ушли старцы. И попросил благословения у родителей Илья, чтобы отпустили его в Киев­град к князю Владимиру, служить Руси верой и правдой. И говорит ему старый отец:     ­ Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет…  Поклонился   Илья   отцу   и  матери   до   сырой   земли   и   поехал   в  Киев­град,  а   там   князь Владимир собирал дружину богатырскую на защиту земли русской. Радуются   победе   над   татарами   черниговцы,   кланяются   Илье,   несут   ему   хлеб­соль, серебро­золото, дорогие ткани, разноцветными каменьями украшенные. ­  Добрый молодец, русский богатырь, ты иди к нам воеводой в наш Чернигов­град, будем все мы тебя слушаться, тебя кормить­поить, будешь ты в богатстве и почете жить. Покачал Илья Муромец головою: ­     Добрые мужики черниговские. Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни злата. Я спасал русских людей, красных девушек, малых детушек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.                                                                              6. Беседа по вопросам             Чем бы вы хотели быть похожими на богатырей? Что давало силу богатырям? Да, великая любовь к своей земле, народу.  Можно ли назвать Илью Муромца героем? Сказочным или настоящим? 5. Чтение стихотворения учащимся: Под броней с простым набором, Хлеба кус жуя,  В жаркий полдень едем бором Дедушка Илья. Едет бором только слышно, как бряцает                                                                         4 бронь, топчет папоротник пышный  Богатырский конь. И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я без Ильи­то Как ты проживешь? Двор мне, княже, твой не диво Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус! Но обнес меня ты чарой В очередь мою – Так шагай же, мой чубарый, Уноси Илью! Без меня  других довольно: Сядут – полон стол! Только лакомы уж больно, любят женский пол! Все твои богатыри­то, Значит, молодежь; Вот без старого Ильи­то Как ты проживешь! Тем­то я их боле стою, что забыл уж баб, А как тресну булавою, Так еще не слаб! Правду молвить для княжого Не гожусь двора; Погулять по свету снова Без того пора! Не терплю богатых сеней, Мраморных тех плит; От царьградских от куреней Голова болит! Душно в Киеве, что в скрине, Только киснет кровь! Государыне­пустыне Поклонюсь я вновь! И старик лицом суровым Просветлел опять, По нутру ему здоровым Воздухом дышать; Снова веет воли дикой на него простор,  И смолой и земляникой Пахнет темный бор. 6. Слово учителя  ­Чем бы вы хотели быть похожи на богатырей? Что давало им силу? ­Да, великая любовь к своей земле, народу   (мультимедиа «Икона И.Муромца»)           До глубокой старости служил Илья русскому народу. И силу, дарованную ему, он употреблял только на защиту своего отечества, справедливости.          Глядя на икону богатыря, видим его спокойный, тихий нрав, милосердие. Его образ близок нам.   В середине 17 века Илья Муромец был причислен к лику святых. К нему обращаются   за   помощью   и   поддержкой   воины.  До   сих   пор   в   пещере   Киево­Печерской лавры хранятся нетленные мощи богатыря.   (мультимедиа Киево­Печерская Лавра) 8. Работа с наглядным материалом            Возьмите пучки ивы и представьте, что само дерево – наша страна, а ветки – все люди, живущие в ней. Попробуйте сломать весь пучок сразу. Получилось? Почему.            Попробуйте поломать один прутик. Легко? Почему? Когда мы вместе, как один кулак, мы сильны и непобедимы 9. Слушание отрывка из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские!») 10. Беседа.    К чему призывает хор? Почему никто не может до сих пор победить русский народ? Вам знакома пословица « Кто с мечом к нам придет, тот От меча и погибнет!»? Слова эти принадлежат А.Невскому.                 11. Рассказ учащихся об А.Невском:                                                                      5 Давным­давно захотел шведский король захватить северные русские земли и отправил корабли   с   войском.   Уж   там   было   чем   поживиться.   Золотом,   серебром,   заморскими товарами славились Великий Новгород и Псков. В те времена в Новгороде княжил Александр Ярославич. Молодого царя воспитывали       как будущего воина. С 9 лет он сидел на коне и имел настоящий меч. С юных лет он        находился при войске, которое его отец водил в походы. В то утро шведы стали высаживаться на русский берег. Правитель Швеции Биргер стоял на палубе самого большого корабля и смотрел, как сходят на берег его войска. Утром Биргер написал новгородскому князю послание: «Если можешь, сопротивляйся! Знай, что я уже здесь, и пленю землю твою».          (мультимедиа «Бой с Биргером») Биргер думал, что не осмелятся русские воевать против него. Но не тут­то было. «Встретим незваных гостей как надобно», сказал Александр Ярославич. В полдень, когда шведские рыцари, только что отобедав, скрылись от жаркого   солнца   в   шатрах,   Александр   Ярославич   напал   на   врагов.   Ураганным   ветром налетела конница. Заплясали в руках мечи, повалились на землю сраженные рыцари. Князь Александр Ярославович бился в первых рядах. Молод он был, горяч и ростом не обижен. Двадцать второй год шел в ту пору. Не только силой славился Александр, но и мудростью.  Александр Ярославович приближался к Биргеру, чтобы схватиться в поединке с ним. Поединок разгорелся ярый. Ни русский, ни швед не могли одолеть друг друга в схватке. Наконец схватка закончилась победой русского князя. называть Невским. Так закончилась битва на Неве. Народ радовался. Князя же стали 12. Беседа по вопросам,    (мультимедиа «Икона А.Невского») За победу над шведами народ прозвал князя Александра –Невским. В 1547 году А.Невского причислили к лику святых. Его икона покровительствует воинам.   Как вы думаете, почему А.Невского назвали святым?    Какими   качествами   он   обладал?(за   смелость,   мудрость,   любовь   к   Отечеству, человеколюбие)        (мультимедиа «Собор А.Невского в г.Краснодаре») 13. Чтение учащимся стихотворения: Ему судьба вложила в руки меч К спасенью родина воззвала, И завещала Нам её беречь Его неувядаемая слава. Мы все века Державу берегли И князя дело продолжали,  Народов наших Сводные полки России земли отстояли. И были битвы На родной земле, И сокрушительные воины, Но грозны брови На его челе, И за Отчизну мы спокойны. Чеканит время Невского слова, И вероломного настигнет Его державная рука: «С мечом пришедший,   От меча погибнет!»                                                                                        6 14.  А сейчас мы услышим рассказ не о богатыре, а о простом русском человеке, прекрасном и добром Сергии Радонежском. Рассказ учащихся о Сергии Радонежском,         (мультимедиа Варфоломей и Сергий Радонежский) В боярской семье родился малыш. Назвали его Варфоломеем. Родители мальчика были добры, щедры, всегда помогали бедным, нищим людям.  У Варфоломея было два брата. Когда мальчики подросли и пошли в школу, Варфоломею трудно давалась учеба – он никак не мог выучить все буквы и   очень страдал от этого. Однажды ушли со двора жеребята. Отец отправил Варфоломея искать их.  Долго ходил мальчик, звал, высматривал жеребят. Вдруг видит – под большим дубом стоит человек в черной монашеской одежде. На груди у старца блестит серебряный крест. Значит, он монах­священник. Старец стоял и молился. А лицо его было светлое, как у Ангела. Варфоломей низко поклонился старцу и стал ждать конца молитвы. Но   вот   молитва   закончилась,   старец   подозвал   мальчика   к   себе   и спросил: «Что ищешь или чего хочешь, чадо?» Варфоломей ответил: «Больше всего хочу научиться грамоте». Старец ответил: «О грамоте не тужи…» После этого Варфоломей стал легко учиться и складно читать. Прошли годы.   Варфоломей     принял   монашеский   постриг   под   новым   именем   Сергий Радонежский. Он ушел в дремучий лес, построил маленькую церковь и избушку­келью, где и жил совсем один. Часто у Сергия Радонежского не хватало пищи. Но он щедро делился последним куском хлеба с животными, которые приходили к его избушке. Шло   время,   к   избушке   стали   стекаться   люди,   просящие   помощи, желающие   быть   его   учениками.   Для   своих   учеников   преподобный   Сергий   всегда оставался примером труженика. Он носил воду, вручную молол мука, пек хлебы, кроил и шил одежду, обувь. Летом и зимой Сергий ходил в одной и той же одежде. Несмотря на скудную пищу, был он силен и крепок. Во всех трудах был первым. 15. Беседа по вопросам    Почему так полюбили люди Сергия Радонежского? (люди почувствовали, что вся жизнь Преподобного была служением на благо ближних.В сердце святого Сергия звучала боль за всех людей)   Какими качествами обладал Преподобный?  16. Чтение учащимся стихотворения: К нему князья теснились за советом, Склонив пред ним свою седую прядь. Внимали с трепетом, как в колыбели дети, Когда молитву им давала мать. А он просил, за Русь молил у Бога, Всей сутью жизни, правдою своей. И зов его взволнованного слога Услышан был у русских алтарей.   И Пересвет услышал, и Ослябя, Москва призвала русские полки –  Пройдут года, и воля станет явью, Орда уйдет за степи и пески. И будет свет таинственной печали С его икон струиться золотой, Пока средь русских, где б их не встречали, Хотя б один останется живой.                                                                               7 Мощи Преподобного Сергия Радонежского покоятся в Троице­Сергеевой Лавре(г.Сергиев Посад)   К   иконе   обращаются   просящие   о   помощи   в   учёбе,   науке,   в   управлении   делами государственными               (мультимедиа Троице­Сергиева Лавра) IV  ИТОГ УРОКА           Итак, героями не рождаются, ими становятся, воспитывая в себе силу воли, учась побеждать   самого   себя,  делать   добрые   дела   ради   других   людей,  Отечества.   Благодаря таким людям земля Русская ширилась и богатела. Благодаря таким людям земля русская ширилась и богатела. А мудрый русский народ почитает их как святых и в память о них сложил пословицы и поговорки. А вы ­оставили свои рисунки.   (мультимедиа «Отечество») Чтение учащимся стихотворения: В кресты дубовых переплетов, В даль бесконечную веков, Глядят задумчивым упреком Святые русские с икон. Сквозь мглу они глядят и тучи, Близка им неба глубина,  Скорбит святой их дух могучий За долю русскую сполна. Они и днем, и ночью грезят, Полны печали их глаза,                                                             7 И в час, когда им звезды светят, Из глаз их катится слеза. Они за русских просят Бога,  Чтоб не оставил их в беде, Ни в их натруженной дороге, Ни в их изменчивой судьбе.  Используемая литература: 1.Былины,5­7классы, составитель Ю.Г.Круглов, Москва, «Просвещение», 1985г 2.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.,Просвещение, 1990г 3.Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997г 4.Школьная энциклопедия. История России 9­17 вв., М., «Олма­Пресс Образование». 5.Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар,»Перспективы образования»,2003г. 6.История Русской Православной Церкви, ЕвдокимовА.Ю.,М.,2007г. 7.Православная культура в школе.М.,»Покров»,2003г. В.Чуприна «Святители русской веры». Краснодар, 2003г.                 ц

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие

«Народные герои и подвижники земли русской» Открытое мероприятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2017