Народные промыслы России. Ростовская финифть

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 07.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку на тему: Народные промыслы... nsportal.ru›Школа›Разное›…narodnye-promysly-rossii Народные промыслы России. Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной ценностью.... Народные промыслы России. Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России.
Иконка файла материала Ростовская финифть.pptx
Ростовская финифть Бречко Е.И.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали ­ «финифть» ­ происходит от  греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса  различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской  Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
 Первая в Ростове мастерская по производству  миниатюр на эмали появилась при Архиерейском  доме.  В 1760­х гг. мастер Гавриил Елшин «писал  шапки», т. е. выполнял небольшие иконки­ дробницы для украшения митры ­ головного  убора священника во время церковной службы.  Такие дробницы с изображениями Спасителя,  святых или сцен из Евангелия поясняли  содержание священного предмета. Несколько  позже, в последней четверти XVIII в.,  создавались дробницы для украшения митр,  происходящих из Успенского собора и других  храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали  в себя торжественность и пышность интерьера  русского православного храма эпохи барокко.  Своей цветовой насыщенностью и блеском они не  уступают окружающим их жемчугу и бирюзе,  парче и бархату, золоту и серебру.  Палитру мастеров составляла яркая, звучная,  просветленная гамма из нескольких оттенков  зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная  праздничность красок соответствовала  традиционным народным представлениям о  цветовых соотношениях и надолго закрепилась в  ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из  Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения  священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Ростовские эмали  первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного  православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны  сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский  костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли  крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и  иконе.
Технология изготовления финифти  Из тонкого медного листа вырубается необходимая форма, которая выковывается определённым  образом. Затем  с двух сторон  покрывается размолотой прозрачной и белой эмалью.  Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С.  Получается как бы «грунт», «холст» для письма художника.  Первая прописка ­ малевка, где вносится основные цвета и элементы рисунка, второй этап –  прочерк, здесь  прочеркиваются все мелкие элементы и рисунок насыщается цветом, третья­  последняя –подтенок, вносятся последние штрихи, фон  и тени ко всем элементам рисунка.    После каждого этапа росписи следует  обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным  письмом».    Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую  прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящиеся изнутри.   
С 60­х годов финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань ­ это кружево  из проволоки собранное терпеливыми руками мастера­ювелира.   Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь  собранный узор посыпается серебряным порошком ­ припоем и спаивается газовой горилкой.
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но  именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно  Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет  чистоту, блеск и прозрачность цвета.С начала 90–х. годов прошлого века произошло возобновление и  забытой на длительное время иконописной миниатюры. Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по  технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями. Возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы  церковного обихода. На это было получено благословение Патриарха Всея Руси Алексия II.