Презентация к уроку на тему: Народные промыслы...
nsportal.ru›Школа›Разное›…narodnye-promysly-rossii
Народные промыслы России. Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной ценностью.... Народные промыслы России. Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России.
Ростовская финифть.pptx
Народные промыслы России. Ростовская финифть
Ростовская финифть
Бречко Е.И.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали «финифть» происходит от
греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса
различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской
Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
Первая в Ростове мастерская по производству
миниатюр на эмали появилась при Архиерейском
доме.
В 1760х гг. мастер Гавриил Елшин «писал
шапки», т. е. выполнял небольшие иконки
дробницы для украшения митры головного
убора священника во время церковной службы.
Такие дробницы с изображениями Спасителя,
святых или сцен из Евангелия поясняли
содержание священного предмета. Несколько
позже, в последней четверти XVIII в.,
создавались дробницы для украшения митр,
происходящих из Успенского собора и других
храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали
в себя торжественность и пышность интерьера
русского православного храма эпохи барокко.
Своей цветовой насыщенностью и блеском они не
уступают окружающим их жемчугу и бирюзе,
парче и бархату, золоту и серебру.
Палитру мастеров составляла яркая, звучная,
просветленная гамма из нескольких оттенков
зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная
праздничность красок соответствовала
традиционным народным представлениям о
цветовых соотношениях и надолго закрепилась в
ростовской финифти.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из
Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения
священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Ростовские эмали
первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного
православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны
сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский
костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли
крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и
иконе.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
Технология изготовления финифти
Из тонкого медного листа вырубается необходимая форма, которая выковывается определённым
образом. Затем с двух сторон покрывается размолотой прозрачной и белой эмалью.
Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С.
Получается как бы «грунт», «холст» для письма художника.
Первая прописка малевка, где вносится основные цвета и элементы рисунка, второй этап –
прочерк, здесь прочеркиваются все мелкие элементы и рисунок насыщается цветом, третья
последняя –подтенок, вносятся последние штрихи, фон и тени ко всем элементам рисунка.
После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным
письмом».
Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую
прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящиеся изнутри.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
С 60х годов финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань это кружево
из проволоки собранное терпеливыми руками мастераювелира.
Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь
собранный узор посыпается серебряным порошком припоем и спаивается газовой горилкой.
Народные промыслы России. Ростовская финифть
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но
именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно
Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет
чистоту, блеск и прозрачность цвета.С начала 90–х. годов прошлого века произошло возобновление и
забытой на длительное время иконописной миниатюры.
Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по
технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями.
Возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы
церковного обихода. На это было получено благословение Патриарха Всея Руси Алексия II.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.