Народный костюм

  • docx
  • 11.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Народный костюм.docx

Тема: «Народный праздничный костюм»

 

Тема

Народный праздничный костюм.

Цель:

- Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами;

- Показать значение символики и колорита в одежде.

-Способствовать созданию эскиза народного костюма.

Задачи

1. Образовательные:

сформировать представления о народном праздничном костюме, его основных составляющих;

познакомить с особенностями национального костюма южных и северных областей народов России;

способствовать формированию представления об истории развития народного праздничного костюма;

способствовать созданию эскизов мужского и женского народного праздничного костюма.

2. Развивающие:

развивать и формировать у обучающихся представления о народных традициях, передающихся из поколения в поколение, отражённых в особенностях народного праздничного костюма;

развивать навыки самообразования;

способствовать развитию творческой и познавательной активности;

способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (гуашь, кисти).

3. Воспитательные:

прививать любовь к истории, к народной культуре;

формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости знаний истории своего народа;

стимулировать положительное личностное воспитание учащихся.

Тип урока

Урок открытия новых знаний (с элементами игрового обучения)

Формы, методы обучения

Фронтальная, рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Проблемное обучение. Деятельностный подход в обучении.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные:

Давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;

— Описывать элементы народного костюма;

— Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные:

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих заданий.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей;

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Уметь организовать место занятий.

Межпредметные связи

Литература, история.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Изобразительное искусство. 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская, Изд-во: «Просвещение», 2012 г.

Раздаточный материал,

— презентация,

— рисунки с изображением русских народных костюмов.

— бумага,

— гуашь,

— кисть.

 


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2. Актуализация. Определение темы занятия.

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Ребята, я хотела вам прочитать стихотворение, но оно у меня совсем вылетело из головы, да еще и я его все растеряла, готовы ли вы мне помочь собрать его?

Посмотрите внимательно, может, где попались кусочки моих листов?

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник, венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

 

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

 

-Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Собрали стихотворение в единое целое

Из которого вынесли тему урока

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

- Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

- Определим различие костюмов разных областей России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Проблематизация

- Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка?

- Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

- Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

- Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Презентация «Народный костюм»

Показ презентации и эскизов костюмов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностей;

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

Воспринимают презентацию.

4 Решение учебной задачи

Предлагается игра «Наряди куклу».

Демонстрация выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

 Приглашаются ученики, которые выбирают необходимые элементы костюма

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата).

Формулирование в коммуникативной форме конкретной цели своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 Самостоятельная творческая работа учащихся.

Учитель дает самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма.

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6. Самооценка

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7. Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

- Чему мы учились на уроке?

 - Что нового и интересного узнали?

 - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

 - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах .

Обсуждают тематику домашнего задания.

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию