Народный костюм
Оценка 4.6

Народный костюм

Оценка 4.6
docx
11.12.2021
Народный костюм
Народный костюм.docx

Тема: «Народный праздничный костюм»

 

Тема

Народный праздничный костюм.

Цель:

- Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами;

- Показать значение символики и колорита в одежде.

-Способствовать созданию эскиза народного костюма.

Задачи

1. Образовательные:

сформировать представления о народном праздничном костюме, его основных составляющих;

познакомить с особенностями национального костюма южных и северных областей народов России;

способствовать формированию представления об истории развития народного праздничного костюма;

способствовать созданию эскизов мужского и женского народного праздничного костюма.

2. Развивающие:

развивать и формировать у обучающихся представления о народных традициях, передающихся из поколения в поколение, отражённых в особенностях народного праздничного костюма;

развивать навыки самообразования;

способствовать развитию творческой и познавательной активности;

способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (гуашь, кисти).

3. Воспитательные:

прививать любовь к истории, к народной культуре;

формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости знаний истории своего народа;

стимулировать положительное личностное воспитание учащихся.

Тип урока

Урок открытия новых знаний (с элементами игрового обучения)

Формы, методы обучения

Фронтальная, рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Проблемное обучение. Деятельностный подход в обучении.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные:

Давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;

— Описывать элементы народного костюма;

— Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные:

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих заданий.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей;

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Уметь организовать место занятий.

Межпредметные связи

Литература, история.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Изобразительное искусство. 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская, Изд-во: «Просвещение», 2012 г.

Раздаточный материал,

— презентация,

— рисунки с изображением русских народных костюмов.

— бумага,

— гуашь,

— кисть.

 


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2. Актуализация. Определение темы занятия.

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Ребята, я хотела вам прочитать стихотворение, но оно у меня совсем вылетело из головы, да еще и я его все растеряла, готовы ли вы мне помочь собрать его?

Посмотрите внимательно, может, где попались кусочки моих листов?

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник, венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

 

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

 

-Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Собрали стихотворение в единое целое

Из которого вынесли тему урока

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

- Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

- Определим различие костюмов разных областей России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Проблематизация

- Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка?

- Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

- Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

- Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Презентация «Народный костюм»

Показ презентации и эскизов костюмов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностей;

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

Воспринимают презентацию.

4 Решение учебной задачи

Предлагается игра «Наряди куклу».

Демонстрация выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

 Приглашаются ученики, которые выбирают необходимые элементы костюма

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата).

Формулирование в коммуникативной форме конкретной цели своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 Самостоятельная творческая работа учащихся.

Учитель дает самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма.

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6. Самооценка

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7. Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

- Чему мы учились на уроке?

 - Что нового и интересного узнали?

 - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

 - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах .

Обсуждают тематику домашнего задания.

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию

 


 

Тема: «Народный праздничный костюм »

Тема: «Народный праздничный костюм »

Планируемый результат обучения, в том числе формирование

Планируемый результат обучения, в том числе формирование

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

По подолу, как на вспаханном поле,

По подолу, как на вспаханном поле,

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Рефлексия Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели -

Рефлексия Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021