Народный танец
Оценка 5

Народный танец

Оценка 5
doc
03.02.2022
Народный танец
Народный танец ПФДО.doc

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное

учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула

 

 

ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

          от 25.03.2021  г. № 3

 

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБУДО «Центр детского творчества»  Октябрьского района города Барнаула

___________ В.В. Глод

 

25.03.2021

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа

художественной направленности

 «НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»

 

Возраст обучающихся:  7-18 лет.

 Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Назарова Валентина Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул, 2021

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

·       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

·       Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

·       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

·       Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

·       Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

·       Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

·       Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района  (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Октябрьского района  № 108-р. от 14.06.2019г.)

Народный танец – обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие учащихся. Танцевальная культура, являясь одной из наиболее устойчивых форм народного искусства, обладает способами хранения и трансляции социально-культурных ценностей и смыслов. Картина мира, воспроизводимая в народном танце посредствам музыки и действия, дает ребенку надежные и нравственные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.

Направленность программы

Настоящая программа имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение навыков и знаний в области хореографии, умения красиво и свободно двигаться, но и формирует художественный вкус, осуществляет духовно-нравственное развитие на основе изучения народных традиций. В программе «Народный танец» детям предоставляется возможность изучить культуру родного края через знакомство с историей костюмов.

Адресат программы

          Возраст обучающихся   по программе  - 7-18 лет.

Программа «Народный танец» разработана с учетом возрастных особенностей детей. Дети младшего возраста физически слабы, у них недостаточно развиты первоначальные двигательные навыки, не устойчиво внимание, но их отличает большая подвижность, а также в этом возрасте дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Поэтому основным репертуаром для учащихся 7 - 10 лет являются танцы игрового характера, инсценировки детских песен, народные танцы, поставленные на несложных танцевальных элементах и простых композициях. Учащиеся 11-13 лет физически более развиты и способны лучше координировать движения. Для них усложняются задания, увеличивается продолжительность занятий, вводится упражнения классического танца, а также русского танца, так как старшими детьми накоплен музыкально-пластический, исполнительский запас танцевальных движений. В возрасте 14-18 лет ведущей потребностью становится общение со сверстниками, развивается Я – концепции. Появляется склонность к риску, острым ощущениям, быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием. Важным звеном становится ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников.

Педагогическая целесообразность программы «Народный танец» предполагает развитие физических способностей учащихся (развитие осанки, умений свободно двигаться и т. д.); развитие художественного вкуса и интереса к народному танцу; формирование умений соблюдать этические нормы, а также воспитание  морально-волевых качествах: терпения, настойчивости, стремления достигать поставленной цели, доброжелательности, уважения к старшим.

Вид программы

Модифицированная программа.

Объем программы

Общее количество часов составляет 144 часа

                                           Сроки освоения

Период полной реализации программы составляет 1 год.

Форма обучения

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности

Уровень программы – стартовый. Программа рассчитана на 1 год обучения – 144  часа. 

Режим занятий

 Занятия проводятся 2 раза в неделю 2 часа с 10 минутным перерывом.

Обучение предусматривает  групповую  форму   занятий.

         Форма работы - групповая.

Комплектование групп: от 11 до 14 человек.    

 Основанием приема в творческое объединение являются: заявление родителей и медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.

   Цель: развитие творческих способностей учащихся через обучение народному танцу.

Цель может быть достигнута при решении следующих задач:

Образовательные (обучающие):

-  научить учащихся основам исполнения русского народного танца.

Развивающие:

- способствовать развитию ритмичности, музыкальности, артистичности, эмоциональной выразительности.

  Воспитательные:

- сформировать художественный вкус, целеустремленность, творческую дисциплину, трудолюбие, коллективизм, умение работать с партнером.

Ожидаемые результаты

Таблица 1

 

Стартовый уровень

 Знают:

 

- основные позиции и положения  рук и ног в русском танце,

- понятия:  «темп», «ритм», «такт», «затакт».

Умеют:

 

- правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, владеют центром тяжести, ориентируются в пространстве, передвигаясь по определенной площадке и в определенном рисунке

Владеют:

 

-базовыми движениями русского народного танца: двойные и тройные притопы, «елочку», «ковырялочку», «маятник», «гармошку», приставные шаги, галоп, бег, подскоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

«Народный танец»

Стартовый уровень

Учебный план

 

Тема занятия

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Устный опрос

1

0

1

2

Ритмика

 

4

28

29

2.1.

Ритмические упражнения.

Наблюдение

1

7

8

2.2.

 

 

Музыкально-пространственные  упражнения.

Наблюдение

1

6

 

 

7

 

 

2.3.

Танцевальная азбука.

Наблюдение

1

6

7

2.4.

Музыкально-ритмические игры.

Наблюдение

1

6

7

3

Азбука танца

 

4

25

29

3.1.

 

 

 

Методика исполнения танцевальных элементов необходимых для постановки танца.

 

Мониторинг

Наблюдение

1

10

 

11

 

 

 

3.2.

Упражнения  у  станка.

Мониторинг

Наблюдение

1

8

9

3.3.

Упражнения  на  середине  зала

Мониторинг

Наблюдение

1

8

9

4

Русский танец

 

4

30

34

4.1.

 

Основные позиции положения рук.

 

Мониторинг

Наблюдение

1

8

9

 

4.2.

 

Основные позиции положения головы.

Мониторинг

Наблюдение

1

7

8

4.3.

 

Основные позиции положения корпуса.

Мониторинг

Наблюдение

1

7

8

4.4.

Элементы русского танца.

Мониторинг

Наблюдение

1

8

9

5

Особенности русского танца

 

 

12

22

36

5.1.

 

 

Элементы  русского  танца. Простой ход на 1/4 такта.

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.2.

 

 

 

Народный шаркающицй ход.

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.3.

 

 

 

 

Переменный шаг на всей стопе.

Боковой ход (припадание). Повороты на месте.

 

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.4.

 

Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой). «Притоп».

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.5.

 

 

Комбинации из простейших дробных движений.

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.6.

 

 

Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.

Навыки танца с платочком.

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

 

5.7.

 

Комбинации дробных движений.

«Гармошка».

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.8.

 

Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на  effaceе  в русском сценическом танце.

Два вида «верёвочки».

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.9.

 

Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.10.

 

Припадание.

Ход с отбросом ноги назад.

Дробные ходы.

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.11.

 

 

«Верёвочка» с переступанием.

«Ключи».

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

5.12.

Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.

 

Педагогический анализ

 

1

3

4

6

Композиция и  постановки танца

 

3

7

10

6.1

Сюжетно-игровой танец

Мониторинг

Наблюдение

1

2

3

6.2.

Сюжетно-игровой танец

Мониторинг

Наблюдение

1

2

 

3

 

6.3.

Русский народный танец

 

Мониторинг

Наблюдение

1

3

4

7

Итоговые занятия

Выступление

Мониторинг

 

5

5

 

Итого:

 

27

117

144

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана

I. Введение

1.1 Введение в образовательную программу «Народный танец».

Теория: Цели и задачи программы «Народный танец». Правила и законы русского танца. Общие сведения о стили, характере и манере исполнения русского танца.

1.2. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Общие требования безопасности перед началом  и во время занятия. Требования безопасности в экстремальных ситуациях. Личная гигиена. Форма и обувь для занятий.

II. Ритмика.

2.1. Ритмические упражнения.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).

Практика: Движения в темпе и ритме музыки.  Определение характера музыки словами. Передача изменения характера музыки в движениях. Шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево, марш. Передача хлопками простейшего ритмического рисунка (4/4, 3/4, 2/4).  Ритмические акценты (громко, умеренно, тихо).

2.2. Музыкально-пространственные  упражнения.

Теория: Логика перестроения из рисунка в рисунок. Логика поворотов: вправо, влево, вокруг себя.

Практика: Построение в линии, шеренгу, колонну по одному. Перестроение из колонны по одному в пары и обратно. Построение в диагональ, две диагонали. Построение в круг, сужение и расширение круга. Свободное размещение в зале.

2.3. Танцевальная азбука.

Теория: Первоначальное представление о координации движений. Знакомство с терминологией.

Практика: Позиции и упражнения классического танца на середине зала. Постановка корпуса, положение анфас. Подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции рук. Позиции ног – 1, 2, 3, 6. Releve. Demi plie. Sote. Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.

 2.4. Музыкально-ритмические игры.

Теория: Понятия: «ритм», «темп», «такт», «затакт». Контрастная музыка. Смена действий по музыкальным частям и фразам. Ориентация в пространстве. Развитие внимания.

Практика: Развитие навыков координации исполнения движений, передача образа (танцевальные шаги в образе животных: оленя, лисы, кошки, мышки, медведя, птички), ритмические игры: «Давай дружить!», «Дразнилки», «Ежик»; игры на творчество: «Птичий двор», «Бабочки», «Дедушка и внук», «Станцуй как, Я», «Волк и козочка», «Ищи вожатого»; игры на ориентацию в пространстве: «Парад», «Кот и мыши».

3. Азбука танца.

3.1.Методика исполнения танцевальных элементов необходимых для постановки танца Упражнения  у  станка

1.   Demiplie, grandplie    на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)

2.   Battementtendu    с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demiplie и двойным  

      ударом опорной ноги:                

        а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с  plie в III позицию

              в момент выноса работающей ноги на каблук;

        б)  с выносом на каблук.

3.   Подготовительное упражнение к  flic-flac, то же на   croisee  и с ударом в пол.

4.   Battementtendujete  c акцентом «от себя», то же с  demiplie  и с подъёмом

      опорной ноги.

5.   Упражнения на выстукивание, например:

        а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;

        б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;

        в) то же с шагом;

        г) с переносом  работающей ноги выворотно и невыворотно.

6.   Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

7.   Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

8.   Pastortillе  ординарное, с  ударом стопы.

9.   Характерный  rond de jambe.

10.  Rond de pied.

11.  Подготовка к «штопору» и «штопор».

12.  Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):

        а) ординарный удар одной ногой;

        б) двойной удар одной ногой;

        в) ординарный удар двумя ногами;

г) двойной удар двумя ногами.

13.  Grand battement developpe  плавноеотрывистое.

14.  Grand battement developpe  соднимударомпятки.

15.  Grandbattementjete  на целой стопе, на  plie  и с подъёмом на полупальцы

       опорной ноги.  

16.  Releve  на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и

       одной ноге.

17.  Перегибы корпуса.

18.  Различные  portdebras  в определённом характере.

19.  «Голубец» - ординарный в прыжке.

20.  Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

        а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и

              полном приседании;

        б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на

              полном приседании;

        в) подскоки на полном приседании.

21. Полуприсядки:

        а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;

        б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.

3.2.Упражнения  на  середине  зала

1.   Упражнения для пластичности корпуса (portdebras, перегибы корпуса,

       наклоны и повороты). Упражнения  исполняются в определённом стиле и

       характере..

2.   Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических

       танцев.

4.Руский танец.

4.1 Основные позиции положения рук, головы и корпуса.

Теория: Основные понятия и термины русского танца. Направления движения. План зала. Условные обозначения при записи танца.

Практика: Координация исполнения движений (по средствам выполнения движений рук, корпуса, головы в медленных и быстрых темпах). Позиции и положение рук, ног. Навыки обращения с платочком. Подготовка к началу движения. Открывание и закрывание рук.

4.2 Элементы русского танца.

Теория: Народный танец как древнейший вид народного искусства. Связь народного танца с другими видами искусства и классическим танцем. Влияние народно-сценического танца на развитие хореографии.

Практика:  Танцевальные ходы (различные сочетания шагов, исполненных в стиле, характере и манере русского танца), танцевальный бег. Подскоки по кругу и на месте, притопы - одинарный, двойной, тройной. Приставные шаги. Движения русского танца: «гармошка», «ковырялочка» с притопом, с подскоком, с поворотом, на воздух, на воздух с соскоком. «Маятник». «молоточки». «Мячики». Галоп по кругу. Галоп с остановками. Вращения на подскоках по кругу. Хлопки и удары скользящие (в ладоши). Подготовительные движения к дробям - удары поочередные стопой, каблуком, носком.

5. Особенности русского танца.

Практика:

1.     Элементы  русского  танца. Простой ход на 1/4 такта.

2.     Народный шаркающицй ход.

3.     Переменный шаг на всей стопе.

4.     Боковой ход (припадание).

5.     Повороты на месте.

6.     Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).

7.     «Притоп».

8.     Комбинации из простейших дробных движений.

9.     Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.

10. Навыки танца с платочком.

11. Комбинации дробных движений.

12. «Гармошка».

13. Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на  effaceе  в русском

сценическом танце.

14. Два вида «верёвочки».

15. Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).

16. Припадание.

17. Ход с отбросом ноги назад.

18. Дробные ходы, например:

а) с двойным ударом стопы;

б) с ударом каблука и полупальцев;

в) с подскоком;

г) с продвижением вперед и в сторону.

19. «Верёвочка» с переступанием.

20. «Ключи».

21. Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.

6. Композиция постановка танца.

6.1. Сюжетно-игровой танец

Теория: Особенности танцевального образа цыпленка. Костюм. Манера и характер исполнения.

  Практика: Рисунок танца: перестроения в круг, линию, шеренгу, в колонну по одному. Движения танца: бег, подскоки, приставные шаги, шаги с высоко поднятыми коленями, хлопки. Манера исполнения композиции танца.

6.2. Сюжетно-игровой танец

Теория: Особенности танцевального образа мышат. Костюм. Манера и характер исполнения.

  Практика: Танцевальные движения: ходьба с высоко поднятыми коленями, на носках, подскоки, приседания, полуприседания, кувырки на полу, хлопки в ладоши.

6.3. Русский народный танец

Теория: Особенности танцевального образа матрешки. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Композиция танца - перепляс.  Танцевальные движения: приставные шаги, притопы, перетопы, припадания, различные виды «ковырялочек», ходы и проходки.

7. Итоговые занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава № 2

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график на 2020/2021 учебный год:

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Продолжительность каникул

Дата начала

Дата окончания

Сроки промежуточной аттестации

36

72

с 01.06.2022 г. по 31.08.2022г.

15.09.2021

 

31.05.2022

декабрь, май

Дополнение к учебному графику

Занятия проводятся по группам из расчета общей нагрузки – 4 часа в неделю на 1 группу по 40 минут с перерывом 10 минут.

График составлен на 2020 – 2021 год, включая дни весенних, осенних и зимних каникул учащихся, так как в периоды каникул учащиеся проявляют наибольшую активность в посещении занятий.

Материально-техническое обеспечение

Специально оборудованный хореографический класс с паркетным полом и зеркалами.

Костюмы для конкурсов продумываются педагогом совместно с танцорами и шьются родителями в специальных ателье.

Технические средства:

Мультимедиа оборудование, USB накопители.

Информационное обеспечение

- фото,  видео материалы

- интернет источники.

Музыкальный зал с зеркальным оформлением стен.

Нотно-методическая литература. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.

Кадровое обеспечение

Занятие проводит квалифицированный специалист – педагог дополнительного образования высшей категории, выпускница Алтайского государственного института искусств и культуры.

Форма аттестации

Способы определения результативности:

1.     Педагогическое наблюдение.

2.     Педагогический анализ

3.     Мониторинг

В программу заложены этапы педагогического контроля:

 промежуточный контроль осуществляется по полугодиям, в форме контрольного занятия внутри объединения.

Итоговый контроль осуществляется по результатам года обучения в форме контрольного занятия.

Педагог осуществляет оценку личностного и творческого роста, учитывая выступление обучающихся в конкурсах и фестивалях (городских, региональных, всероссийских), в составе концертной группы.

Оценка освоения программного материала

Усвоения программного материала детьми, и развитие других качеств   обучающихся определяются по трем уровням:

·       высокий уровень  – программный материал усвоен обучающимся полностью, точное знание терминологии и правил исполнения танцевальных  движений, музыкальность, выразительность исполнения  танцевальных композиций, умение работать в хореографическом коллективе,  техника исполнения высокая, владение навыками сольного исполнения  танцевального номера,  имеются высокие достижения (победы в  международных, всероссийских, областных конкурсах  детского творчества);

·       средний уровень - неполное владение теоретическими знаниями, недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций, с точки зрения музыкальности, координации движений, умение работать в хореографическом коллективе, у техника исполнения низкая, участвует в фестивалях и конкурсах детского творчества на уровне образовательного учреждения, города;

·       низкий уровень – слабое усвоение теоретического программного материала, техника исполнения низкая, недостаточное владение навыками работы в хореографическом коллективе, частичный ввод в репертуар ансамбля, участвует в концерте на уровне коллектива.

ФИО _________________________________ Возраст_________________ Объединение__________________________________группа___________

Критерий оценивания.

Баллы (от 1 до 5-ти)

Самооценка учащегося

Баллы (от 1 до 5-ти)

Оценка педагогом

*Уровень физической подготовки

 

 

Импровизация

 

 

Оценивание танцевальных связок для составления индивидуальных композиций.

 

 

Оценивание танцевальных связок для составления коллективных (синхронных) композиций.

 

 

Качество выполненной танцевальной связки, выступления в концертах, фестивалях.

 

 

*Уровень физической подготовки оценивается по выполненным нормативам на (силу, выносливость, гибкость, скорость, ловкость) в соответствии с возрастом

Методические материалы

Формы организации занятий по хореографии предусматривают

   Форма проведения занятия:

1.     Занятия-беседы, на которых осуществляется знакомство с народными традициями, особенностями народного костюма и т.д.;

2.     Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются танцевальные движения.

3.     Учебно-тренировочные занятия, на которых отрабатываются основы народного и классического танца, изучается техника движения.

4.     Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся танцевальные композиции, отрабатываются элементы актерского мастерства и  сценические движения.

Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть занятия. Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.  Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.

Основная часть занятия.  Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.

Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление (экзерсисы); хореографические упражнения; элементы классического, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.

Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.

Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.

Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.

Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.

При реализации программы «Народный танец» используются следующие методы и приемы:

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

- рассказ,

- беседа,

- обсуждение,

- объяснение,

- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Этот метод используется на занятиях-беседах, учебно-тренировочных занятиях и других.

         Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению воспитанниками программы «Народный танец», повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Это метод используется на всех формах занятий.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это методы целостного освоения упражнений, ступенчатый метод и игровой.

         Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышения ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

         Все вышеперечисленные методы и приемы способствуют освоению программы «Народный танец».

         Для обеспечения выполнения программы используется следующее дидактический материал:

-таблицы: «Позиция ног», «Позиция рук», «Положение ноги», «Положение рук», «Положение корпуса», «Положение головы», «Положение кисти», «План зала» (для построения композиции танца и расположения танцующих) и др.;

-музыкальные произведения («Народный танец»): «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица»; авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть», Г. Пономоренко «Ивушка»;

-музыкальные произведения («Классический танец»): Чайковский «Мазурка», «Ноктюрн», Шопен Ф. «Классический танец», вальс «Семинор», «Прелюдия ля-мажор», Шуберт «музыкальный момент»;

-видеоматериалы: выступления Государственного Академического русского народного хора им. Пятницкого (рук. Е.А. Пермякова), Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной (рук. М.М. Кольцова), Государственного Академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, Государственного Академического ансамбля танца Сибири им. Годенко, Воронежского Государственного Академического народного хора.

Педагогические технологии

-                   Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

-                   Дифференцированный подход — выделение групп детей по возрастным особенностям;

-                   Индивидуальный подход — распределение детей по способностям;

-                   Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

-                   Здоровьесберегающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

для педагога:

1.     Богданов, Г. Урок русского народного танца. – М.: Просвещение, 1995.- 150 с.

2.     Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. -М.: Искусство, 1964. -367 с.

3.     Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). -М.: ВЛАДОС, 2004. - 207 с.

4.     Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). - М.: ВЛАДОС,  2002. - 207 с.

5.     Климов, А. Основы русского танца. - М.: Искусство, 1994. - 270 с.

6.     Стуколкина, Н. М. Уроки характерного танца. - М.: Всероссийское театральное общество, 1972.  - 399 с.

7.     Ткаченко, Т. Народный танец.  - М.: Искусство, 1967. - 654 с.

8.     Устинова, Т. А. Русские танцы.  - М.; Молодая гвардия, 1955. -261 с.

для учащихся:

1.     Богданов,  Г. Урок русского народного танца. – М.: Просвещение, 1995. -150 с.

2.     Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии.  - М.: Искусство, 1964. - 367 с.


Скачано с www.znanio.ru

Комитет по образованию города

Комитет по образованию города

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Программа «Народный танец» разработана с учетом возрастных особенностей детей

Программа «Народный танец» разработана с учетом возрастных особенностей детей

Цель: развитие творческих способностей учащихся через обучение народному танцу

Цель: развитие творческих способностей учащихся через обучение народному танцу

Содержание программы «Народный танец»

Содержание программы «Народный танец»

Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой)

Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой)

Содержание учебного плана I

Содержание учебного плана I

Demiplie, grandplie на I, II и

Demiplie, grandplie на I, II и

Упражнения на середине зала 1

Упражнения на середине зала 1

Припадание. 2. Ход с отбросом ноги назад

Припадание. 2. Ход с отбросом ноги назад

Глава № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

Глава № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

Усвоения программного материала детьми, и развитие других качеств обучающихся определяются по трем уровням: · высокий уровень – программный материал усвоен обучающимся полностью, точное знание терминологии…

Усвоения программного материала детьми, и развитие других качеств обучающихся определяются по трем уровням: · высокий уровень – программный материал усвоен обучающимся полностью, точное знание терминологии…

Занятия-беседы, на которых осуществляется знакомство с народными традициями, особенностями народного костюма и т

Занятия-беседы, на которых осуществляется знакомство с народными традициями, особенностями народного костюма и т

Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться

Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться

Такие условия повышают эмоциональность обучения

Такие условия повышают эмоциональность обучения

Список литературы для педагога: 1

Список литературы для педагога: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2022