«Задача ансамбля,- писал И. Моисеев,- создать классические образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».народный танец.Кадриль.Пляски.три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле. фольклорный танец.
народный танец- значение ансамбля.doc
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЯ
Задача ансамбля, писал И. Моисеев, создать классические
образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему,
поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий
художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд
старых танцев, а также творчески влиять на процесс
формирования народных танцев».
Ярославская кадриль, исполняющаяся в ряде коллективов страны и,
в частности, в Ярославской области, родилась в ансамбле хора им.
Пятницкого из давыдковской кадрили. Танец «Бульба», известный
как белорусский народный, появился впервые в ансамбле под
руководством И. Моисеева как рассказ о труде белорусских крестьян.
Т. А. Устинова так описывает создание ею одной из ярких работ
коллектива, танца «Тимоня»: «…На смотре сельской
художественной самодеятельности я увидела
народную пляску «Тимоня», которую привезли колхозники Курской
области… Пляска была самобытная, оригинальная… У меня
появилось желание поставить этот танец. Того, что я увидела, было
мало для создания сценического варианта, и я стала тщательно
собирать дополнительный материал. Изучала быт и жизнь курян, их
труд, манеру исполнения других танцев… обработка
этого танца заключалась в следующем; пляска по кругу (хоровод)—
это народная форма танца. Форму я взяла за основу, но только в
этот, постоянно двигающийся круг — хоровод — ввела разные
рисунки, кружение тройками, парами, усложнила дроби и т. п…»
Пляска «Тимоня» начала свое путешествие по стране, вернулась
она и в Курскую область. Коллективы Курской области привозили вновь родившийся танец в Москву на следующие смотры как
свой народный танец. Эта судьба многих народных танцев — еще
одна черта процесса взаимообогащения профессионального и
самодеятельного искусства.
На примере ярославской кадрили, «Бульбы», «Тимоии», а таких
примеров может быть очень много, мы видим, как сценические
варианты танцев, созданные на народной основе, возвращаются в
народ.
Профессиональные ансамбли народного танца страны,
танцевальные группы при народных хорах (Северном, Уральском,
Сибирском, Воронежском и др.)—это подлинные
лаборатории народного танца, лучшие работы их репертуара —
золотой фонд советской народной хореографии.
Мы уже говорили о сложном, неоднозначном и трудно измеряемом
пути танца подлинно народного к его сценическому варианту, но
рассматривали этот вопрос в рамках балетного спектакля, Многое в этом
процессе, конечно же, совпадает и в работе ансамблей. Но особенность
нового жанра — в иной природе, без чего он не стал бы чемто самобытный.
Эта природа и диктует иной метод интерпретации народного источника.
Складывались эти особенные черты не сразу, и процесс этот, видимо, еще
только намечает направление развития. Тем не менее многие лучшие
достижения хореографов в этом жанре позволяют говорить о его природе
и методах творческого процесса ведущих мастеров танца, прежде всего И.
А. Моисеева, П. П. Вирского, Т. А. Устиновой и Н. Н. Надеждиной.При всем
различии почерков этих хореографов именно они были первопроходцами
жанра и создателями основных разновидностей, которые сегодня доступны
ансамблю. Мы бы назвали три основных пути сценического решения народного
танца в ансамбле.
Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.
Второй — создание танца на основе традиционных
хореографических приемов, элементов, композиций рисунков,
характерных черт пластики и манеры исполнения.
Третий — использование наиболее общих стилистических
особенностей народного первоисточника в создании современного
сценического хореографического произведения.
Думается, что все три направления в деятельности : любого
коллектива народносценического танца и составляют тот
оптимальный процесс, который позволяет наращивать
выразительные богатства сценической народной хореографии,
соотнося их с соками земли, с одной стороны, и пульсом времени — с
другой.
А есть ведь еще хореографическое фольклорное искусство. Что
это такое?
Много лет освоение фольклорной хореографии на сцене имело
целью фактически цитатное, с большей или меньшей степенью
аранжировки, использование готовых танцев или их составных:
движений, элементов, фигуркомпозиций, их соотношения и т. п.
Этот пласт освоен довольно активно и хотя материально не исчерпал
себя, но думается, не дает новых ярких результатов (и может на
сегодня интересовать скорее науку, чем искусство). Освоению
подлежит не сам готовый материал, а процесс созидания
нового фольклорного произведения.
Народный танец- значение ансамбля
Народный танец- значение ансамбля
Народный танец- значение ансамбля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.