Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Слова КАПУСТА и КАПИТАН начинаются с одинакового сочетания букв КАП.
Но так ли это важно, существенно? Ведь у нас многие слова начинаются с похожих букв, но тем не менее никакого отношения друг к другу не имеют. Есть даже слова, которые одинаково пишутся, но не являются родственными.
Но тут особый случай.
Слово «капитан» произошло от латинского «капут» (голова) в значении «глава», «начальник», «предводитель».
Слово «капуста» — это очень древнее слово, появилось в русском языке раньше, чем слово «капитан» и было образовано также от слова «капут» (голова). Действительно, чем-то капуста напоминает голову, не правда ли?
Слова КАПУСТА и КАПИТАН, которые сегодня имеют разное значение и пишутся по-разному, когда-то произошли от одного и того же слова.
Что общего у слов
КАПИТАН и КАПУСТА?
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Сочи за последние годы сильно преобразился. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
9 | 6 | 5 | 3 | 4 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ошибка: Те, кто стремится к мечте, реализует свои жизненные планы.
Норма: Те, кто стремится к мечте, реализуют свои жизненные планы.
Ищем среди предложений конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д. и проверяем согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
мн.ч
мн.ч
ед.ч
ед.ч
2. Определяем число подлежащего и сказуемого (подлежащее и сказуемое должны быть в одном числе).
Ошибка: Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке.
Норма: Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жила в коммуналке.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ошибка: ГЭС начал ремонтные работы по графику.
Норма: ГЭС (станция) начала ремонтные работы по графику.
3. Определяем род, число подлежащего, выраженного аббревиатурой.
4. Определяем род подлежащего, выраженного сложным существительным.
Ошибка: Токио произвело на меня неизгладимое впечатление.
Норма: Токио (город) произвёл на меня неизгладимое впечатление.
АЗС – автозаправочная станция
АН – академия наук
АЗС – автозаправочная станция
БАД – биологич. активная добавка
БАМ – Байкало-Амурская магистраль
ВВС – военно-воздушные силы
5. Определяем род подлежащего, выраженного существительным-географическим названием.
Ошибка: Кафе-ресторан начал свою работу после ремонта.
Норма: Кафе-ресторан начало свою работу после ремонта.
Найдите примеры нарушения
связи между подлежащим и сказуемым
Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.
Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.
Сочи встречал гостей солнечной погодой.
ЦСКА серьезно готовилась к международным соревнованиям.
Батуми живописно раскинулись на берегу Чёрного моря.
Все, кто учились в нашей школе, знали Нину Борисовну.
Те, кто обращался к поэзии Пастернака, ошеломлены его метафорами.
В санатории отдыхают все, кто работали на заводе.
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
МГУ приняло тысячи новых студентов.
Бабочка-адмирал поразил нас своей окраской.
ГЭС приступила к модернизации согласно графику.
Диван-кровать застелена новым покрывалом.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа.
Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.
1 2 4 5 6 8 9 10 11 13 14 15
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
наст.вр., несов в. прош.вр., сов в.
Ошибка: Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
Норма: Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.
Глаголы в предложении должны быть употреблены одной видо-временной формы.
Найдите примеры нарушения
видо-временной соотнесённости глагольных форм
Налетит ветер, сорвёт листья с деревьев, сбивал с ног пешеходов.
Сначала дождь застучал по крыше редко, а потом польёт как из ведра.
Ветром срывает шляпу с прохожего и уносит по проезжей части.
Мы то листали старые журналы и пьём чай, то играем в шахматы и беседуем о том о сём.
Пассажиры в ожидании своего рейса пьют кофе или слушали музыку.
Пассажиры перед рейсом пьют кофе или бродят по аэровокзалу.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
Ивана исключают из института и выслали на три года в N-скую область.
Шумели волны, завывал ветер, луна осветила дорогу к пирсу.
Статья показывает пороки современного общества и вызывает живой отклик у читателей.
Я рассматривал антикварные вещи и понимаю их ценность.
Над крышами домов медленно всплывает луна и осветила всё вокруг.
Если печки разрушались, то приходится разбирать кладку.
1 2 4 5 7 9 10 12 13 14
Неправильное употребление имени числительного
Ошибка: Спорили трое подростков, среди которых было двое девушек.
Норма: Спорили трое подростков, среди которых было две девушки.
1. Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) употребляются с существительными мужского рода, со словами, обозначающими детёнышей животных, и с существительными, имеющими только мн. число.
Ошибка: По обоим сторонам дороги росли ели.
Норма: По обеим сторонам дороги росли ели.
2. Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.
Найдите примеры неправильного
употребления имени числительного
К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек.
Двое огромных волков перебежали дорогу.
Двое серых волчат перебежали дорогу.
Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.
Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.
Среди депутатов было пятеро женщин.
Трое диких львов охотились в лесу.
Три диких льва охотились в лесу.
Мы опоздали всего на полторы сутки.
Вдоль обеих берегов тянулся редкий ельник.
В команде туристов было четверо девушек.
Обоих сестёр отличало пристрастие к чтению.
Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
Состоялось двадцать двое переговоров.
Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции.
1 2 4 6 7 9 10 11 12 13 14 15
Распределите
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Нарушение | Неправильное употребление имени числительного |
3 8 11 15 18 20 21
2 6 7 9 12 19 22
1 4 5 6 14 18 23
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | Вопреки вашего предсказания моя поездка прошла замечательно. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
7 | 3 | 1 | 5 | 2 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомБ) нарушение связи между подлежащим и сказуемым B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
5 | 3 | 1 | 7 | 4 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное построение предложения с косвенной речью B) ошибка в употреблении имени числительного | Отдельные выражения басен Крылова быстро подхватывались, включались в разговорную речь, становились пословицами, поговорками. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
7 | 3 | 8 | 5 | 6 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) ошибка в употреблении имени числительного В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
5 | 3 | 1 | 2 | 8 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью B) ошибка в употреблении имени числительного Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. | В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
8 | 9 | 7 | 1 | 2 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение связи между подлежащим и сказуемымГ) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
8 | 6 | 9 | 5 | 3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.