Нарушение темпо-ритмической организации речи

  • ppt
  • 17.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.Нарушение темпо-ритической организации речи.ppt

Нарушения темпа, ритма и плавности речи

Темп речи

скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
скорость артикуляции, которая измеряеться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.
У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

Виды темпа речи

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Ритм речи

представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.

Свойства ритма речи

Регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов).
Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи

является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Темпо-ритмо-интонационное членение устной речи

возникает процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

Синтагма как элементарная единица

отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением.
Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи.
Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.
В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова.
Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Плавность речи


характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Пауза

перерыв в звучании голоса на определенное время.
При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов.
Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

Дыхательная пауза

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

Паузы хезитации

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

Брадилалия

(от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

Брадилалия, брадифразия

замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки
Брадифразия замедление речи, происходящее от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.

Тахилалия

(от греч. tachys быстрый и греч. λαλιά речь) форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.
При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

Полтерн (спотыкание)

патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Баттаризм

нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не четко, не договариваются. Речевое дыхание при Б. нарушено, целые каскады слов произносятся без передышки, с «захлебыванием». Все это делает речь неразборчивой. Нередко фонетическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов. От заикания Б. отличается отсутствием судорог и боязни публичной речи.

Клаттеринг

это нарушение темпа речи, комплексное расстройство в тактильно-кинестетической, визуальной и акустической сферах. По мнению F.Meixner (1992), лица с подобным нарушением с трудом понимают порядок следующих друг за другом стимулов и не могут передать их содержание и воспроизвести в указанной последовательности. Это расстройство особо ярко обнаруживается в речевой сфере. Оно проявляется в виде пропусков, перестановок и замен слов, предложений или содержания высказывания.

Фактор

Тахилалия

Заикание

Сознание дефекта

отсутствие

имеется

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

ухудшает речь

Иностранный язык

лучше

хуже

Чтение хорошо знакомого текста

хуже

лучше

лучше

хуже

Письмо

торопливое, повторяющееся, с неясным почерком

сжатое, напряженное, заторможенное

Отношение к собственной речи

безразличное, небрежное

боязливое

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания

Психологические переживания

опережающее

отставленные

Академические способности

Не достигают возможного уровня, хотя хорошие и высокие

хорошие и высокие

Электроэнцефолограмма

дизритмия

Чаще норма

Цель терапии

Очень небольшая или отсутствует

Большая

Желание лечиться

Направить внимание на детали речи

Отвлечь внимание на детали речи

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания