Нарушения речи у детей
По нашим данным биологические этиопатогенетические факторы отмечаются у 67 % детей с нарушениями речи в возрасте старше 3 лет
Первые 5 лет жизни ребенка за речевое развитие отвечает в основном правое полушарие мозга, и только после 5 лет - левое полушарие
2-4 месяца |
Появляется агукание и гуление, ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о). |
4-5 месяцев |
Псевдоречевые, неопределенные звуки, редко включается локализация звуков, в звуки включается язык. С 5 мес. дети пытаются подражать интонациивзрослых. |
6-9 месяцев |
С 6 мес. путем подражания или в качестве игры произносит отдельные слоги (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га и т.п.) - лепет. Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. К 8 мес. цепочка лепетных слогов достигает 4-5 сегментов, далее снижается до 2-5. |
10 мес. |
Появляются первые лепетные слова |
11 месяцев |
Появляются лепетные цепи с чередующимися слогами (ва-ля, ди-ка, ба-на и т.п.), при этом какой-то слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. |
12 месяцев |
Появляются первые слова |
1 год |
Отдельные адресные слова |
1г. 3 мес. |
Запас слов до 30, |
1г. 6 мес. |
Запас слов до 50, легко повторяет отдельные слышимые слова |
1г.6мес. – 2 года |
Увеличение запаса слов, появление фраз и двусловных предложений |
2 года |
Запас слов до 200-300 |
3-6 мес. |
Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса |
6-10 мес. |
Понимает отдельные знакомые инструкции и подчиняется некоторым (поцелуй маму, где папа и т.п.) |
10-12 мес. |
Понимает названия отдельных предметов и игрушек |
12-14 мес. |
Узнаетотдельные предметы, игрушки, животных на картинках |
15-18 мес. |
Показывает их на картинке |
2 года |
Понимает двухступенчатую инструкцию, Понимает значения предлогов в привычной ситуации |
2г.6 мес. |
Начинает понимать вопросы косвенных падежей (на чем ты сидишь, во что ты играешь и т.п. |
2г. 6 мес. – 3 г. |
Установление первых причинно-следственных связей (2г. 6 мес.) Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки |
•Отсутствие эмоционального отклика, простых ответных реакций на обращение взрослых
•Преобладание монотонных звуков над слогами и словами
•Невыполнение инструкций и просьб (дай, возьми и т.п.) без жестового подкрепления
•Отсутствие интереса к чтению мамой детских книг
•Ребенок соседей (отец, брат и т.п.) долго молчал, но потом сразу и много заговорил в 3, 4, 5 лет
•Он такой умный, всё понимает и делает
•А вдруг сразу назначат лекарства?
Всем родителям детей до 1 года
•Разговаривайте с ребенком во время действий, пойте ребенку
•Общение с ребенком грудного возраста должно быть эмоционально насыщенным и тёплым, с прикосновениями
•Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним
•Включайте шутливые речевые игры по типу «идет коза-рогатая», «сорока-воровка» и т.п.
•Начиная с 2-3 мес. пытайтесь интонировать звуки для их повтора, подражания ребенком: от простых напевных «а» «а-у» и т.п. к более сложным, с согласными звуками и двух слоговым сегментам
•Не допускайте ситуации, когда ребенок постоянно в контакте с взрослыми, оставляйте «окна самостоятельности» - это может привести к формированию типа взаимодействия, когда взрослые подстраиваются под ребенка и выключается мотивация к речи
•Развивайте способность к действиям с игрушками, чем лучше развита ручная моторика, тем лучше речевая моторика
•Не допускайте ситуации, когда общение ребенка ограничено одним или двумя лицами – в будущем это может привести к излишней привязанности и связи с близким с отсутствием мотивации к речи и к страху общения с окружающим
•Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые команды для их выполнения
•Не кричите на ребенка
•Не переусердствуйте со всем вышеизложенным – помните в психическом развитии важна гармония
•Не забывайте появляться на осмотрах у невролога в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес., у психолога в 36 мес., у логопеда в 36 месяцев.
Всем родителям детей от 1 до 2 лет
•Разговаривайте с ребенком
•Общение с ребенком должно быть эмоционально насыщенным и тёплым
•Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним
•Не допускайте, чтобы ребёнок проводил много времени с мало или плохо говорящим другим ребенком.
•Приучайте ребёнка к книгам: сначала пусть показывает, далее пусть слушает короткие рассказы, стихи, сказки.
•Активнее задействуйте ручную моторику: выстраивание кубиков, нанизывание предметов, простое конструирование
•Не приучайте к телевизору, экранным гаджетам - в этом возрасте необходимо формирование активной поисково-познавательной деятельности, а не пассивно-созерцательной
•Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые одноступенчатые, а далее двухступенчатые просьбы и инструкции
•Старайтесь хвалить при выполнении просьб и при произнесении слов
•Не объясняйте ребенку этого возраста почти ничего, он не может понимать наши логические объяснения, лучше «подкупать», чем объяснять
Главное
•Не подстраивайтесь во всём под ребенка, не допускайте, чтобы он регулярно жестами заменял слова, которые он может или мог бы произносить (например, дай, на и т.п.), иногда включайте режим непонимания
•Старайтесь контролировать ребенка. В этом возрасте лучшая родительская позиция — роль «наставника». Позиция равнозначного партнера, брата, друга в этом возрасте менее желательна
•Старайтесь, чтобы вышеизложенных подходов придерживались все члены семьи. Если есть возможность, сведите к минимуму общение ребенка с теми родными и близкими, кто регулярно не соблюдает изложенные и принятые Вами (родителями или опекунами) подходы воспитания и обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.