Урок по гражданскому
образованию
Наше государство – Российская Федерация
Цель:
формирование чувства патриотизма.
Задачи:
- знакомство учащихся со структурой государства, ее символикой и основным законом – конституцией;
- развивать интерес к истории России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, справедливости и равенства между людьми; воспитание любви к малой родине.
Оборудование:
С.К. Тивикова «Жар-птица» - учебник по ГО для 3 класса (Ч. 1); ноутбук; проектор; экран, презентация по теме урока, аудизапись гимна РФ,
Раздаточный материал:
текст гимна России с недописанными словами.
3
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Сели удобно, начинаем работать.
2.Проверка домашнего задания.
-Что готовили дома?
- Проверяя домашнее задание, мы одновременно разгадаем кроссворд.
а |
г |
а |
р |
и |
н |
|
||||
2. |
о |
д |
и |
н |
а |
|||||
О |
т |
е |
ч |
е |
с |
т |
в |
о |
|
|
4. |
С |
у |
в |
о |
р |
о |
в |
|||
5. |
Ф |
ё |
д |
о |
р |
о |
в |
|
||
6. |
П |
а |
в |
л |
о |
в |
а |
|||
7.
8.
9. |
П |
о |
ж |
а |
р |
с |
к |
и |
й |
|
У |
ш |
и |
н |
с |
к |
и |
й |
|
||
Т |
о |
л |
с |
т |
о |
й |
|
|||
Ч |
а |
й |
к |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
|
Ц |
и |
о |
л |
к |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
1. Человек, совершивший первый в мире полет в космос. (А.Ю.Гагарин)
2. Место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди. (Родина)
3. Место, где жили отцы и деды наши, где живем мы, где будут жить наши дети и внуки. (Отечество)
4. Великий русский полководец, генералиссимус. (А.В.Суворов)
5. Основатель книгопечатания в России. (И.Федоров)
6. Выдающаяся балерина. (А.А.Павлова).
7. Руководитель народного ополчения 1612 года, которое спасло Россию от чужеземных захватчиков. (Д.Пожарский)
8. Основатель отечественной педагогической науки и народной школы в России. (К.Д.Ушинский)
9. Всемирно известный русский писатель и педагог. (Л.Н.Толстой)
10. Великий русский композитор. (П.И.Чайковский).
4
11. Ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики. (К.Э.Циолковский)
- Как можно назвать всех этих людей?
-Все эти люди прославили нашу страну в прошлом. И сейчас мы с вами не только возвращаемся в прошлое, но и обращаем наши взгляды в будущее Отечества. Сегодня России нужны мудрые, целеустремленные люди, любящие свою страну, способные ее прославить. И таких людей немало, даже среди наших земляков. (Дети называют известных людей своего района, села).
-А теперь вернемся к нашему кроссворду и прочитаем слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда. (Государство)
-Сформируйте тему урока.
3. Новый материал.
-Итак, тема урока «Наше государство – Российская Федерация»
(Слайд №1.)
-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое «государство», как оно организовано (устроено), кто им управляет, кто его возглавляет. И чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по государству. Мы побываем на станциях, где узнаем много нового о государстве.
1 станция. «Особенности государства Российская Федерация»
(Слайд № 2)
-Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия)
(Слайд №3)
-У любого государства есть своя территория и границы. Рассмотрим карту нашего государства. (Слайд №4.) Россия – самое большое по территории государство. Ее площадь составляет 17 млн. кв. км. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
-У каждого государства есть главный город, столица.
-Назовите столицу нашего государства. (Москва).
-А кто населяет наше государство?
Россия – многонациональная страна. Здесь живут люди более 100 национальностей: (Слайд № 5) русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и др. народы, которые говорят на разных языках. Но государственным языком является русский. (Слайд №6).
2 станция. «Основной закон страны – Конституция Российской Федерации». (Слайд №7)
-Что такое закон? (Правила).
5
-В школе мы постоянно с вами говорим о ПДД, о правилах поведения в семье, школе, театре, на улице, о правилах отношения к другим людям, к себе, о правилах дружбы.
В каждой стране существуют главные правила – законы. Основной закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция Российской Федерации. (Слайд № 8). Последняя была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником. В Конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны.
-В каком документе записаны права и обязанности детей? (Конвенция о правах ребенка) (Слайд №9)
-Вспомните, какие права вы имеете? (Ответы)
-Право человека предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество, распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое. Государство обязано создать условия, чтобы каждый гражданин мог пользоваться своими правами. Государство предоставляет нам права, но гражданин имеет обязанности, которые он должен выполнять. Вот некоторые из них:
- каждый гражданин должен уважать законы государства и соблюдать установленные в обществе правила поведения;
- каждый гражданин должен защищать свою Родину.
Так давайте же будем не только пользоваться правами, но и выполнять обязанности.
3 станция. «Органы управления государства.» (Слайд №10)
-У каждой страны есть человек, который ей управляет.
- Как называется должность такого человека? (Президент).
- А как зовут нашего президента? (Слайд №11).
-Во главе государства стоит президент. Он выбирается всем народом на 4 года.
-Сейчас главой государства является Д.А. Медведев.
-Законы в России принимает Государственная Дума. (Слайд № 12)
-Управляет страной правительство. Председателем правительства является Путин В.В. (Слайд №13)
- Об этом вы подробно будете изучать в старших классах.
-Представьте себе, что у вас есть возможность встретиться с президентом. О чем бы ты хотел спросить президента РФ?
4 станция. «Символы государства.» (Слайд № 14)
-Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
6
-Да, это флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим на российский флаг. (Слайд №15).
- Какого цвета наш флаг?
- Что означают цвета на нашем флаге? (Белый цвет – символ чистоты; синий цвет – символ благородства; красный цвет – символ мужества и храбрости).
Ученик читает стихотворение о российском флаге
Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценилось вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых ангелов привет
Означает белый цвет.
Трех цветов Российский флаг.
Многоцветен этот стяг!
Он – в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.
Это – флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
-Символом России также является гимн. (Слайд № 16)
- Что такое гимн? (Это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы.)
- Кто является авторами гимна? (Слайд № 17)
- Знаете ли вы слова гимна?
-Сейчас мы это проверим. (Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова не дописаны. Задача учеников – вставить пропущенные слова в гимн. Затем все вместе исполняют гимн стоя.) (Слайд № 18)
-О каком символе мы еще не сказали? (О гербе).
7
Давайте попробуем выбрать из изображений гербов российский герб. (Слайды № 19, 20).
- Опишите его. (Слайд № 21)
- Герб представляет собой изображение золотого двухглавого орла на красном поле. Двухглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трех восточно-славянских народов – русских, украинцев белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти.
-Гербы бывают не только у государств, но и у областей, районов, городов.
- В какой области мы с вами живем?
- Давайте рассмотрим герб и флаг Нижегородской области.(Слайд №22, объяснить его символы).
-У нашего района тоже есть герб. (Слайд №23. )
Герб Шатковского района имеет свою символику.
Колос – сельское хозяйство, шестерня – промышленность.
Олень – Нижегородская область.
Целебные источники и грязевые залежи - недра района.
Красно-сине- белая полоса – Российская Федерация.
4. Рефлексия.
-Наше путешествие подошло к концу. Какие ваши качества, умения помогли совершить путешествие, добиться поставленной цели?
5. Обобщение.
- Что же нового вы узнали?
(Название государства, признаки государства, основной закон страны, дата принятия последней Конституции, органы управления, символы государства)
-Российская Федерация, Россия – это наша Родина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы - дети России, вы – надежда и будущее нашей страны. (В заключение ученик читает стихотворение С. Синицина)
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
8
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть!
6. Итог урока.
7. Домашнее задание. с .53 – 55. Придумать и нарисовать герб своего села.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.