НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий.
Преподавательская деятельность – это сложный и последовательный труд от организации студентов до написания исследовательских работ. Преподавателю необходимо знать технологические приёмы работы по профилю своей специальности, основы педагогики, психологии, а также законодательные документы по вопросам образования. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Человек, решивший стать преподавателем, должен быть готов к тому, что ему придется преодолевать множество трудностей и, несмотря на это, двигаться вперед.
Современный педагог – это активная, компетентная личность, отличающаяся мобильностью, постоянно совершенствующая свой профессиональный уровень. Но в самом начале педагогической деятельности молодой преподаватель испытывает различные трудности в профессиональном становлении.
Начиная свою педагогическую деятельность, обычно молодой педагог теряется. Даже при достаточных знаниях предмета молодому преподавателю не хватает педагогического опыта. Он сталкивается с различными трудностями. Основные проблемы, с которыми сталкивались молодые преподаватели нашего техникума, - это сложность в ведении документации, рассчитать время на занятии и неуверенность во время выступления перед большой аудиторией. Что помогло молодым специалистам адаптироваться к новым условиям работы? Ответ был практически у всех один: помощь и советы коллег.
Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, преподавателей-коллег, кураторов. Ведь все они могут помочь новичку в календарно-тематическом планировании, рассказать о специфике работы со студентами и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь.
Наставничество - процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения [1].
Педагогическое наставничество – форма передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера [5].
Наставничество – это двусторонний процесс, при этом системно организованное наставничество предполагает передачу педагогического опыта и одновременно открывает возможности для самообразования и повышения квалификации самого наставника.
Наставник – высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получать совет и поддержку[6].
Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая закреплению педагогических кадров. Задача наставника — помочь молодому преподавателю реализовать себя в профессии [2].
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности. Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Под воспитанием – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности [3].
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Но при назначении наставника мы стараемся учитывать обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи молодым специалистам при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта; совершенствовании теоретических знаний и практических умений, педагогического мастерства; ознакомлении с новыми достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания предмета; овладении учебным материалом и организации собственного учебно-познавательного процесса; овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся; изучении индивидуальных особенностей студентов.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.
Молодые и малоопытные преподаватели получают поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например: совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего; помощь наставника при составлении подробного конспекта занятия помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время.
Одна из главных целей моей работы – оказание помощи в организации педагогического процесса, пополнению багажа теоретических знаний молодых педагогов, развитию навыков практического применения полученных знаний. Поэтому с помощью диагностики, анализа, выводов и рекомендаций оказываю методическую помощь молодым специалистам. Наставник должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Здесь я руководствуюсь принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки". Молодой преподаватель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда, поэтому заметив его педагогические успехи, непременно отмечаем их на заседаниях цикловых комиссий, педагогических советах. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу. В таких условиях начинающий преподаватель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Мои основные задачи в рамках наставничества:
- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого специалиста;
- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления преподавателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162.
2. И. Круглова «Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя»/ Журнал «Народное образование» № 9, 2009г.
3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Мороз А. Г. Адаптация молодого учителя. Киев, 1990.
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.