НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Оценка 4.7

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Оценка 4.7
doc
22.09.2020
НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество, как один из факторов становления молодого педагога.doc

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

        

                                                                      

 

         Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий.

         Преподавательская деятельность – это сложный и последовательный труд от организации студентов до написания исследовательских работ. Преподавателю необходимо знать технологические приёмы работы по профилю своей специальности, основы педагогики, психологии, а также законодательные документы по вопросам образования. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Человек, решивший стать преподавателем, должен быть готов к тому, что ему придется преодолевать множество трудностей и, несмотря на это, двигаться вперед.

         Современный педагог – это активная, компетентная личность, отличающаяся мобильностью, постоянно совершенствующая свой профессиональный уровень. Но в самом начале педагогической деятельности молодой преподаватель испытывает различные трудности в профессиональном становлении.

         Начиная свою педагогическую деятельность, обычно молодой педагог теряется. Даже при достаточных знаниях предмета молодому преподавателю не хватает педагогического опыта. Он сталкивается с различными трудностями. Основные проблемы, с которыми сталкивались молодые преподаватели нашего техникума, - это сложность в ведении документации, рассчитать время на занятии и неуверенность во время выступления перед большой аудиторией. Что помогло молодым специалистам адаптироваться к новым условиям работы? Ответ был практически у всех один: помощь и советы коллег.

         Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, преподавателей-коллег, кураторов. Ведь все они могут помочь новичку в календарно-тематическом планировании, рассказать о специфике работы со студентами и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь.

         Наставничество - процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения [1].

         Педагогическое наставничество – форма передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера [5].

         Наставничество – это двусторонний процесс, при этом системно организованное наставничество предполагает передачу педагогического опыта и одновременно открывает возможности для самообразования и повышения квалификации самого наставника.

         Наставник – высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получать совет и поддержку[6].

         Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая закреплению педагогических кадров. Задача наставника — помочь молодому преподавателю реализовать себя в профессии [2].

         Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

         Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности. Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Под воспитанием – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности [3].

         Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

         Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

         Но при назначении наставника мы стараемся учитывать обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

         Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи молодым специалистам при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта; совершенствовании теоретических знаний и практических умений, педагогического мастерства; ознакомлении с новыми достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания предмета; овладении учебным материалом и организации собственного учебно-познавательного процесса; овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся; изучении индивидуальных особенностей студентов.

         Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. 

         Молодые и малоопытные преподаватели получают поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например: совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего; помощь наставника при  составлении подробного конспекта занятия помогает  выбрать  оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время.

         Одна из главных целей моей работы  – оказание помощи в организации педагогического процесса, пополнению багажа теоретических знаний молодых педагогов, развитию навыков практического применения полученных знаний. Поэтому с помощью диагностики, анализа, выводов и рекомендаций оказываю методическую помощь молодым специалистам. Наставник должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Здесь я руководствуюсь принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки". Молодой преподаватель  испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда, поэтому заметив его педагогические успехи, непременно отмечаем их на заседаниях цикловых комиссий, педагогических советах. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу. В таких условиях начинающий преподаватель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Мои основные задачи в рамках наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого специалиста;

- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления преподавателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162.

2.      И. Круглова «Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя»/ Журнал «Народное образование» № 9, 2009г.

3.     Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2003.

4.     Мороз  А.  Г.  Адаптация  молодого  учителя.  Киев,  1990.

5.     Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /сост.         Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд., испрМ.: ИНФРА М479 с.


НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

Ведь каждый из них - мастер своего дела

Ведь каждый из них - мастер своего дела

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи молодым специалистам при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта; совершенствовании…

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи молодым специалистам при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта; совершенствовании…

Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу

Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу

Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /сост

Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] /сост
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020