НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

  • Лекции
  • doc
  • 31.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация: А статье рассматривает понятие наставничества как способ реализации и внедрения в жизнь программу воспитания обучающейся молодежи ее роль при решении многих проблем, возникающих во время реализации воспитательной программы. Ключевые слова: наставник, наставляемый, моральная поддержка, стратегия, развитие личности и потенциала обучающегося.
Иконка файла материала Наставничество.doc

 

 

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: А статье рассматривает понятие наставничества как способ реализации и внедрения в жизнь программу воспитания обучающейся молодежи ее роль при решении многих проблем, возникающих во время реализации воспитательной программы.

Ключевые слова:  наставник, наставляемый, моральная поддержка, стратегия, развитие личности и потенциала обучающегося.

За последние годы в нашей молодой республике особенно активно стали развиваться инновационные процессы в образовании. В поисках новой модели обучения и развития одаренных обучающихся находятся ученые, профессора, психологи, методисты, кураторы, преподаватели. Но порой в гонке за высокими интеллектуальными и творческими результатами забывается или упускается из виду воспитательный аспект образования.

Наставничество как способ подготовки специалиста давно уже используется в сфере образования. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».

В словаре В.Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель», наставничество как «звание, должность, дело наставника». Аналогично рассматривается понятие «наставник» и в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

О том, что обучение и воспитание должны быть едины говорили еще древние ученые: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» - Рузвельт Т.

В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова понятие «наставничество» трактуется как «форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов XX века».[1,2,3]

Изначально, наставничество рассматривалось как волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь.

Наставничество – это - обучение личным примером практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного человека к подрастающему поколению;- эффективная форма адаптации и обучения молодых специалистов и развития кадрового резерва;- «помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на новый уровень знаний профессиональных навыков или мышлений и сознания».[4,5,6]

Сейчас в роли наставника можно рассматривать педагога, куратора, воспитателя, заинтересованно в будущем обучающегося. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).

В России наставничество не только один из важных элементов развития одарённой молодёжи, но и процесс решения задач профессионального роста педагогического сообщества. Образовательная среда располагает к поиску инновационных методов и форм обучения и воспитания обучающихся. Педагог, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современной молодёжи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг! Вот модель современного педагога, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, смотивирует к действию, привлечёт внимание слушателей, заинтригует, подтолкнёт, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки подсказками и ключами![7,8,9]

Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и постоянно развивать свой потенциал.

Задачи наставничества в воспитательной работе с обучающимися.

Многие студенты, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и впоследствии не могут в полной мере реализовать свои способности и таланты.

Наставничество это один из способов решения проблемы социализации молодежи в учебном заведении.

Задачи наставника:

• Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ

• Обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе

• Забота о быте подростка

• Отслеживание социальных контактов

• Формирование ближайшего окружения

• Помощь в получении образования

• Развитие кругозора

• Правовая поддержка

• Помощь в организации досуга

• Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка

• Помощь в конфликтных ситуациях в  техникуме.

Наставник применяет три формы работы: индивидуальная, групповая и смешенная.

Методы работы наставника:

• наблюдение;

• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;

• интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;

• коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;

• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;

• психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка;

• реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;

Практика наставничества в воспитательной работе с молодёжью имеет приоритетную цель в воспитании подрастающего поколения. Роль наставничества в образовании в сфере культуры и искусства действенна и приносит высокие результаты в выполнении образовательных и воспитательных задач учебной программы.

Мероприятия, проводимые в техникуме, определены по следующим направлениям: - повышение уровня информированности о ценностях здоровья, здорового образа жизни по программе «Азбука здоровья»; - коррекция профессионального становления по программе «Твоя жизнь, твой выбор»; - формирование экономических и социально-бытовых навыков по программе «Полезная экономика»; - формирование семейных ценностей по программе «Я+ТЫ»; - повышение правовой грамотности по программе «Закон и мы». В 2022 году, я принимала участие  в III Всероссийской научно-практической конференции для педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций Российской
Федерации
в номинации «Лучший наставник» было предоставлено эссе - презентация «Плоды моего наставничества».

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым - помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, волонтерство. Взаимодействие «сильный студент – слабый студент» помогает слабому восполнить пробелы при помощи и поддержки своего наставляемого «сильного студента», что приводит к росту успеваемости. Взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. Обучающаяся

2 курса группы 20 Волынчиков Алексей является лидером совета одногрупников, лидером студенческого совета, он является наставником для обучающихся 1 го курса, вместе со своим одногрупником Александром Сытником, который является старостой группы, в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Результаты по данному направлению:

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона у обучающегося-наставляемого Марата;

• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

• реализован творческий проект, ребята приняли участие во всевозможных конкурсах и конференциях, благодаря своим наставникам, продолжают принимать участие в различных мероприятиях, акциях, т.е. идут за своими лидерами.

Наставничество – это не профессия а внутреннее состояние души, что бы передать свои знания умения обучающееся молодежи.

Список используемых источников:

1.                  «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6

2.                  Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.

3.                  Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814 

4.                  Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.

5.                  Сотников Н. З., Сотникова С. И. Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов // В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры»; Материалы международной конференции. Под редакцией О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. 2016. С. 22-27.

6.                  Статья  «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год.

7.                  Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс/Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html 

8.                  Управление персоналом в России: история и современность: Монография / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

9.                  Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 80-98.


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также