НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: А статье рассматривает понятие наставничества как способ реализации и внедрения в жизнь программу воспитания обучающейся молодежи ее роль при решении многих проблем, возникающих во время реализации воспитательной программы.
Ключевые слова: наставник, наставляемый, моральная поддержка, стратегия, развитие личности и потенциала обучающегося.
За последние годы в нашей молодой республике особенно активно стали развиваться инновационные процессы в образовании. В поисках новой модели обучения и развития одаренных обучающихся находятся ученые, профессора, психологи, методисты, кураторы, преподаватели. Но порой в гонке за высокими интеллектуальными и творческими результатами забывается или упускается из виду воспитательный аспект образования.
Наставничество как способ подготовки специалиста давно уже используется в сфере образования. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».
В словаре В.Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель», наставничество как «звание, должность, дело наставника». Аналогично рассматривается понятие «наставник» и в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
О том, что обучение и воспитание должны быть едины говорили еще древние ученые: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» - Рузвельт Т.
В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова понятие «наставничество» трактуется как «форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов XX века».[1,2,3]
Изначально, наставничество рассматривалось как волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь.
Наставничество – это - обучение личным примером практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного человека к подрастающему поколению;- эффективная форма адаптации и обучения молодых специалистов и развития кадрового резерва;- «помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на новый уровень знаний профессиональных навыков или мышлений и сознания».[4,5,6]
Сейчас в роли наставника можно рассматривать педагога, куратора, воспитателя, заинтересованно в будущем обучающегося. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).
В России наставничество не только один из важных элементов развития одарённой молодёжи, но и процесс решения задач профессионального роста педагогического сообщества. Образовательная среда располагает к поиску инновационных методов и форм обучения и воспитания обучающихся. Педагог, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современной молодёжи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг! Вот модель современного педагога, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, смотивирует к действию, привлечёт внимание слушателей, заинтригует, подтолкнёт, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки подсказками и ключами![7,8,9]
Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и постоянно развивать свой потенциал.
Задачи наставничества в воспитательной работе с обучающимися.
Многие студенты, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и впоследствии не могут в полной мере реализовать свои способности и таланты.
Наставничество это один из способов решения проблемы социализации молодежи в учебном заведении.
Задачи наставника:
• Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ
• Обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе
• Забота о быте подростка
• Отслеживание социальных контактов
• Формирование ближайшего окружения
• Помощь в получении образования
• Развитие кругозора
• Правовая поддержка
• Помощь в организации досуга
• Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка
• Помощь в конфликтных ситуациях в техникуме.
Наставник применяет три формы работы: индивидуальная, групповая и смешенная.
Методы работы наставника:
• наблюдение;
• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
• интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
• коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
• психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка;
• реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
Практика наставничества в воспитательной работе с молодёжью имеет приоритетную цель в воспитании подрастающего поколения. Роль наставничества в образовании в сфере культуры и искусства действенна и приносит высокие результаты в выполнении образовательных и воспитательных задач учебной программы.
Мероприятия,
проводимые в техникуме, определены по следующим направлениям: - повышение
уровня информированности о ценностях здоровья, здорового образа жизни по
программе «Азбука здоровья»; - коррекция профессионального становления по
программе «Твоя жизнь, твой выбор»; - формирование экономических и
социально-бытовых навыков по программе «Полезная экономика»; - формирование
семейных ценностей по программе «Я+ТЫ»; - повышение правовой грамотности по
программе «Закон и мы». В 2022 году, я принимала участие в III Всероссийской научно-практической конференции для педагогов и обучающихся
профессиональных образовательных организаций Российской
Федерации в номинации «Лучший наставник» было предоставлено эссе -
презентация «Плоды моего наставничества».
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым - помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, волонтерство. Взаимодействие «сильный студент – слабый студент» помогает слабому восполнить пробелы при помощи и поддержки своего наставляемого «сильного студента», что приводит к росту успеваемости. Взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. Обучающаяся
2 курса группы 20 Волынчиков Алексей является лидером совета одногрупников, лидером студенческого совета, он является наставником для обучающихся 1 го курса, вместе со своим одногрупником Александром Сытником, который является старостой группы, в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Результаты по данному направлению:
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона у обучающегося-наставляемого Марата;
• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
• реализован творческий проект, ребята приняли участие во всевозможных конкурсах и конференциях, благодаря своим наставникам, продолжают принимать участие в различных мероприятиях, акциях, т.е. идут за своими лидерами.
Наставничество – это не профессия а внутреннее состояние души, что бы передать свои знания умения обучающееся молодежи.
Список используемых источников:
1. «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6
2. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.
3. Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814
4. Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.
5. Сотников Н. З., Сотникова С. И. Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов // В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры»; Материалы международной конференции. Под редакцией О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. 2016. С. 22-27.
6. Статья «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год.
7. Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс/Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html
8. Управление персоналом в России: история и современность: Монография / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
9. Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 80-98.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.