НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Оценка 4.8

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитание
Взрослым
31.05.2023
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: А статье рассматривает понятие наставничества как способ реализации и внедрения в жизнь программу воспитания обучающейся молодежи ее роль при решении многих проблем, возникающих во время реализации воспитательной программы. Ключевые слова: наставник, наставляемый, моральная поддержка, стратегия, развитие личности и потенциала обучающегося.
Наставничество.doc

 

 

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: А статье рассматривает понятие наставничества как способ реализации и внедрения в жизнь программу воспитания обучающейся молодежи ее роль при решении многих проблем, возникающих во время реализации воспитательной программы.

Ключевые слова:  наставник, наставляемый, моральная поддержка, стратегия, развитие личности и потенциала обучающегося.

За последние годы в нашей молодой республике особенно активно стали развиваться инновационные процессы в образовании. В поисках новой модели обучения и развития одаренных обучающихся находятся ученые, профессора, психологи, методисты, кураторы, преподаватели. Но порой в гонке за высокими интеллектуальными и творческими результатами забывается или упускается из виду воспитательный аспект образования.

Наставничество как способ подготовки специалиста давно уже используется в сфере образования. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».

В словаре В.Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель», наставничество как «звание, должность, дело наставника». Аналогично рассматривается понятие «наставник» и в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

О том, что обучение и воспитание должны быть едины говорили еще древние ученые: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» - Рузвельт Т.

В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова понятие «наставничество» трактуется как «форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов XX века».[1,2,3]

Изначально, наставничество рассматривалось как волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь.

Наставничество – это - обучение личным примером практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного человека к подрастающему поколению;- эффективная форма адаптации и обучения молодых специалистов и развития кадрового резерва;- «помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на новый уровень знаний профессиональных навыков или мышлений и сознания».[4,5,6]

Сейчас в роли наставника можно рассматривать педагога, куратора, воспитателя, заинтересованно в будущем обучающегося. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).

В России наставничество не только один из важных элементов развития одарённой молодёжи, но и процесс решения задач профессионального роста педагогического сообщества. Образовательная среда располагает к поиску инновационных методов и форм обучения и воспитания обучающихся. Педагог, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современной молодёжи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг! Вот модель современного педагога, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, смотивирует к действию, привлечёт внимание слушателей, заинтригует, подтолкнёт, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки подсказками и ключами![7,8,9]

Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и постоянно развивать свой потенциал.

Задачи наставничества в воспитательной работе с обучающимися.

Многие студенты, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и впоследствии не могут в полной мере реализовать свои способности и таланты.

Наставничество это один из способов решения проблемы социализации молодежи в учебном заведении.

Задачи наставника:

• Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ

• Обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе

• Забота о быте подростка

• Отслеживание социальных контактов

• Формирование ближайшего окружения

• Помощь в получении образования

• Развитие кругозора

• Правовая поддержка

• Помощь в организации досуга

• Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка

• Помощь в конфликтных ситуациях в  техникуме.

Наставник применяет три формы работы: индивидуальная, групповая и смешенная.

Методы работы наставника:

• наблюдение;

• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;

• интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;

• коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;

• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;

• психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка;

• реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;

Практика наставничества в воспитательной работе с молодёжью имеет приоритетную цель в воспитании подрастающего поколения. Роль наставничества в образовании в сфере культуры и искусства действенна и приносит высокие результаты в выполнении образовательных и воспитательных задач учебной программы.

Мероприятия, проводимые в техникуме, определены по следующим направлениям: - повышение уровня информированности о ценностях здоровья, здорового образа жизни по программе «Азбука здоровья»; - коррекция профессионального становления по программе «Твоя жизнь, твой выбор»; - формирование экономических и социально-бытовых навыков по программе «Полезная экономика»; - формирование семейных ценностей по программе «Я+ТЫ»; - повышение правовой грамотности по программе «Закон и мы». В 2022 году, я принимала участие  в III Всероссийской научно-практической конференции для педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций Российской
Федерации
в номинации «Лучший наставник» было предоставлено эссе - презентация «Плоды моего наставничества».

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым - помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, волонтерство. Взаимодействие «сильный студент – слабый студент» помогает слабому восполнить пробелы при помощи и поддержки своего наставляемого «сильного студента», что приводит к росту успеваемости. Взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. Обучающаяся

2 курса группы 20 Волынчиков Алексей является лидером совета одногрупников, лидером студенческого совета, он является наставником для обучающихся 1 го курса, вместе со своим одногрупником Александром Сытником, который является старостой группы, в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Результаты по данному направлению:

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона у обучающегося-наставляемого Марата;

• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

• реализован творческий проект, ребята приняли участие во всевозможных конкурсах и конференциях, благодаря своим наставникам, продолжают принимать участие в различных мероприятиях, акциях, т.е. идут за своими лидерами.

Наставничество – это не профессия а внутреннее состояние души, что бы передать свои знания умения обучающееся молодежи.

Список используемых источников:

1.                  «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6

2.                  Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.

3.                  Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814 

4.                  Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.

5.                  Сотников Н. З., Сотникова С. И. Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов // В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры»; Материалы международной конференции. Под редакцией О. Б. Алексеева, Э. В. Галажинского, А. О. Зоткина. 2016. С. 22-27.

6.                  Статья  «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год.

7.                  Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс/Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html 

8.                  Управление персоналом в России: история и современность: Монография / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

9.                  Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 80-98.


Скачано с www.znanio.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Многие студенты, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и впоследствии не могут в полной мере…

Многие студенты, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и впоследствии не могут в полной мере…

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023