«Многогранник»
Упавший духом гибнет раньше срока О. Хайям
Сопровождение молодых учителей: команда школьных
наставников
Номинация «Система профессионального развития педагога в
образовательной организации»
Модернизация и инновационное развитие единственный путь, который
позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить
достойную жизнь всем нашим гражданам. Реформирование современного
образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. В связи
с этим одним из важнейших направлений модернизации образования является
профессиональное развитие педагогов как один из факторов повышения
качества образования. Профессиональное развитие педагогов есть целостный
процесс жизненного и профессионального самоопределения, творческого
совершенствования, профессионального роста, продвижения к более высокой
квалификации в избранной области практической деятельности.
Далеко не каждая группа является командой, и часто члены группы,
работающие вместе, не видят пользы для себя в совместной работе. Они видят
свою задачу в обмене информацией, разделении общего объема работы для
более быстрого достижения поставленных целей и не испытывают чувства
ответственности за результат совместной деятельности. Члены команды
стремятся к достижению общей цели, в процессе чего максимально реализуют
свой потенциал.
Нельзя позволить себе не развивать людей, которыми управляешь. Для
того, чтобы они как можно больше отдавались работе, им необходимо
чувствовать, что:
они получают личное удовлетворение от работы;
они делают ценный вклад в работу своей организации;
находят свою работу увлекательной; их вклад находит признание;
они реально контролируют те направления своей работы, за которые
отвечают;
работа помогает им развиваться и способствует росту их опыта,
способностей и мастерства.
Эффективность обучения на рабочем месте и методической работы в
целом зависит от используемых форм и методов. Одним из главных
требований к их подбору, является практикоориентированный характер
деятельности, позволяющий педагогам не только получить новые
представления о чемлибо, овладеть основными способами и алгоритмами
действий, но и сформировать навыки поисковой, эвристической деятельности:
1. Самоанализ и самооценка обучение в процессе анализа и оценки
своей деятельности по разработанным критериям. Для эффективной
организации методической работы в школе могут использоваться анкета
«Анализ затруднений педагога», диагностическая карта учителя за учебный
год, портфолио, индивидуальный план саморазвития учителя и др.
2. Корпоративное обучение обучение педагогов по определенным
администрацией школы целям, решаемым задачам, видам и способам
проведения процесса корпоративного обучения. Например, педсоветы,
мастерклассы, практикоориентированные семинары и др.
3. Участие в работе проблемных, рабочих групп обучение в
процессе выполнения задач, поставленных перед группой педагогов, за счет
общения, выполнения групповых поручений. Например: постоянная рабочая
группа «Преемственность между детским садом и школой»; временная
рабочая группа «Интерактивные приемы обучения»; проблемная группа
«Изучение современных технологий».
4. Педагогические мастерские обучение в процессе совместной
разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков,
рабочих программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и
знающих учителей. Данная форма реализуется в процессе корпоративного
обучения в деятельности методических объединений, проблемных и рабочих
групп.
5.
на
Обучение
собственных открытых учебных
занятиях/воспитательных мероприятиях обучение в процессе подготовки
занятия/мероприятия по ФГОС вместе с консультантом или наставником, его анализа вместе с посещавшими занятие/мероприятие специалистами.
Осуществляется в соответствии с планом работы методического объединения,
планом ВШК.
6. Супервизии – мероприятия (открытые уроки, мастерклассы и др.),
проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации,
которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами,
благодаря чему учитель получает объективную информацию для более
полного и объективного видения своей собственной деятельности.
7. Делегирование передача подчиненному нового круга задач с
полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных
происходит в ходе выполнения делегированной работы.
8. Участие в управлении введением и реализацией ФГОС, работа в
составе методического объединения.
9. Ротация перевод педагогического работника на новую должность с
целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.
Успешному наставнику нужно не только обладать обширным набором
воспитательных качеств, но также знать, как применять их надлежащим
образом при взаимодействии с подопечными. Ему необходимо выявить, что
именно нужно его молодым учителям, вести их к профессиональному росту,
мотивировать на принятие самостоятельных обоснованных решений. Что же
еще должен сделать наставник для своих подопечных? Обогащать знания
молодых специалистов и совершенствовать навыки их преподавания и
профессионального развития. Наставник это не надсмотрщик. Доверие и
уверенность являются основой успешных отношений между наставником и
подопечным, роль же надзирателя/инспектора будет противоречить
воспитательной роли наставника.
Ключевые моменты наставничества:
Взаимосвязь,
Оценивание,
Коучинг,
Поддержка. Программа наставничества предназначена для молодых специалистов,
которые только начинают работать и совершенно не знакомы с
профессиональными обязанностями, или педагогов, которые завершили
первый или второй год преподавания в школе и сталкиваются со сложностями
в проведении занятий по своему предмету или общении с учениками и их
родителями. Мы советуем назначать каждому наставнику не более двухтрех
подопечных из своей школы. Процесс наставничества должен выходить за
пределы общения молодого специалиста и наставника тетатет: один
наставник работает с группой молодых специалистов либо несколько
наставников и молодых специлистов периодически работают в команде
(например, при посещении занятий). Таким образом подопечные расширяют
свой круг общения, становятся более активными, возникает эффект синергии,
и в результате происходит продуктивный обмен идеями. Это увеличивает
вероятность того, что по итогам наставничества молодые специалисты будут
более самостоятельными и смогут решать возникающие проблемы не только с
наставником, но и со своими коллегами. А тесная работа между коллегами
молодыми специалистами послужит дополнительной эмоциональной
привязкой к работе в школе и сократит количество учителей, покидающих
профессию в первые пять лет работы. Рекомендуется, чтобы наставники и
закрепленные за ними подопечные преподавали разные предметы. Практика и
исследования показывают, что, когда учителя одного предмета начинают
анализировать занятие, фокус подсознательно направляется на содержание
предметной области (приведенные примеры, вопросы, предложенные факты
по содержанию темы и так далее), а не на методику преподавания или
эффективность урока в целом. Часто наблюдается ситуация, когда изза
внимания к одной информации из предметной области теряется целостный
анализ урока и возникают бессмысленные споры. К тому же наставник, в
первую очередь, является проводником ко всем сферам деятельности учителя
и может пригласить нужного учителяпредметника на урок.
РОЛИ ПЕДАГОГОВНАСТАВНИКОВ
В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют
педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор
опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести
к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута.
С учетом профессиональных потребностей молодого учителя можно
выделить следующие роли педагоговнаставников. 1. «ПРОВОДНИК». Обеспечит подопечному знакомство с системой
данного общеобразовательного учреждения «изнутри».
2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ». Может помочь в разрешении
конфликтных ситуаций,
возникающих в процессе педагогической
деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной
деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества;
помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим
авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного
характера.
3. «КУМИР». Это пример для подражания, это очень мощный критерий
эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими
личными и профессиональными достижениями, общественным положением,
стилем работы и общения может стимулировать профессиональное
самосовершенствование молодого учителя.
4. «КОНСУЛЬТАНТ». За основу этих взаимоотношений берется
благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию
поддержки.
5. «КОНТРОЛЕР». В организованной таким образом наставнической
поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую
деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации,
эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с
помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п.
Наставничество в школе
Наставничество в школе
Наставничество в школе
Наставничество в школе
Наставничество в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.