Наставник и молодой специалист

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала job_21081_1576666675.doc

"ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

НАСТАВНИК И МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ,

КАКИЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ

 НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

 С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

 

Китаева Оксана Борисовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, Бичель Наталия Геннадьевна город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель - дефектолог, Якунина Любовь Леонидовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, missis.kitaeva2010@yandex.ru.

Аннотация: Статья о наставничестве, его типы, методы. Планирование работы с молодыми специалистами. Какие документы необходимо иметь для работы наставнику. Содержание деятельности наставника. Образовательные технологии, используемые наставником, которые необходимо знать молодому специалисту.

 

Пять ключевых слов: Наставник, наставничество, образовательные технологии, метод проектов, дети с умственной отсталостью(УО).

 

Наставничество – естественным образом сложившаяся форма передачи знаний, культуры и опыта друг другу. Это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.

Существуют разные методы наставничества, но мне хотелось бы остановиться на методах наставничества по Джону Максвеллу:

Методы: 

1.                 Модель «Гуру и его последователь». Когда работник оказывается в подчинении гуру с авторитетом в профессиональном кругу, он становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Ученик должен наблюдать, пытаться подражать и запоминать. Гуру в таком случае ничего не разъясняют, просто можно смотреть за их работой. 

Плюсы модели: высокий профессионализм ученика, если удастся понять принципы работы гуру. 

Минусы модели: включенность группы в обучение является низкой, обратной связи практически нет, проявляться результат может лишь через значительный период времени, и при этом не всегда.

2.                 Модель «Мастер и подмастерье». Мастер готов делиться со своим подмастерьем. В случае с отзывчивым учеником, данная модель будет идеальной. В том числе предполагает равные пропорции «кнута» и «пряника». Количество учеников у мастера довольно велико, однако и наставник имеет достаточный опыт.

 Плюсы модели: включенность группы достаточно высокая, с оперативной адаптацией, достижением отличных результатов «на выходе», формируется команда единомышленников. 

Минусы модели: при уходе мастера есть вероятность потери всей команды. Некоторые ученики постоянно ориентируются на наставника, не развивая самостоятельные качества.

3.                  Модель «Творческий тандем». Немногие наставники готовы к подобным отношениям. Предполагается прием нового, молодого специалиста как равного, позволяя ему это почувствовать. Такой тандем работает совместно, с разделением ответственности за результат, становясь единой рабочей единицей. Отмечается эффект синергии 1 + 1 = 3.

 Плюсы модели: способствует высокой включенности группы, быстрой адаптации, формированию полноценной команды, отличным результатам «на выходе».

Минусы модели: мини-группа остается обособленной  в коллективе; обычно уход одного представителя тандема из компании приводит к уходу и другого.

Мне довелось работать не только с молодыми специалистами, но и с людьми более зрелого возраста, которые решили поменять свою профессию на педагогическую. Здесь мы тоже выступаем в роли наставников, вводим новых специалистов в профессию. Мне очень нравится модель "Творческий тандем", хотя большинство  работает по модели "Гуру и его последователь",  но работая в творческом тандеме, рождаются новые творческие идеи, приходят свежие мысли, мне кажется что  эта модель является прогрессивной и способствует развитию педагогического коллектива, не происходит застоя, способствует творческому развитию, как молодого специалиста, так и наставника заставляет взглянуть на давно известные и закостенелые догмы другим, новым взглядом.

По поводу остальных моделей, хотелось сказать следующее мнение: "Модель мастер и подмастерье" воспитает педагога, не способного взять всю ответственность на себя, так как изначально она нацелена на то, чтобы вырастить хорошего помощника, и такому педагогу всегда нужен будет ведущий.

Модель «Мастер и подмастерье», даст хорошего, грамотного педагога  консерватора, который будет следовать только тому, чему научил его наставник.

Меняются дети, меняются школьные программы, меняется общество, меняется требование общества к содержанию образования и в этом стремительно меняющемся мире наставник должен создать такие условия для молодого специалиста, чтобы ему захотелось  творчески подходить к своей работе, разделять ответственность за порученное ему дело, за детей, за весь учебно - воспитательный процесс.

Всё необходимое, как профессионалу наставник даёт своему подопечному в ходе совместного творческого взаимодействия (это и заполнение школьной документации и использование ТСО, и организация внеурочной деятельности, подготовка к урокам и многое другое). В творческом тандеме у молодого специалиста появляется желание изучить самому новые методики и технологии и вместе с наставником обсудить их и применить на практике.

 

Основные направления работы наставника:

 

1.                 Изучить требования к организации учебного процесса;

2.                 требования к ведению школьной документации;

3.                 формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

4.                 ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

5.                 механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

6.                 Обеспечить поддержку молодым педагогам(начинающим специалистам) в области:

7.                 практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

8.                 разработки программы собственного профессионального роста;

9.                 выбора приоритетной методической темы для самообразования;

10.            подготовки к первичному повышению квалификации;

11.            освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

12.            подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Планирование работы с молодыми специалистами:

1.                 -работа со школьной документацией;

2.                 -требования к организации учебного процесса;

3.                 -планирование и организация работы по предмету;

4.                 -планирование и организация методической работы;

5.                 -формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;

6.                 -работа по саморазвитию;

7.                 -знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;

 

Документы необходимые для работы наставника:

1.                 Распоряжение администрации о закреплении наставника;

2.                 Положение о наставничестве;

3.                 Основные сведения из трудового законодательства о труде

4.                 Перечень лиц, отделов и организаций, ответственных за работу с молодежью, их телефоны;

5.                 Формы, по которым собираются основные сведения (инструментарий для исследования адаптации)

6.                 Карточка контроля адаптации молодого специалиста.

7.                 План работы с молодым специалистом (программа работы с молодым специалистом)

 

Содержание деятельности наставника:

1.                 Заполнение школьной документации

2.                 Анализ и самоанализ урока;

3.                 Обязанности классного руководителя;

4.                 Организация работы с родителями;

5.                 Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;

6.                 Организация работы с неуспевающими;

7.                 Составление характеристики учащегося;

8.                 Составление характеристики класса.

9.                 Разработка программы своего профессионального роста;

10.            Подготовка к первичному повышению квалификации;

11.            Выбор темы для самообразования;

12.            Подготовка к будущей аттестации.

 

Образовательные технологии

1.                 Технология проектной  деятельности

2.                 Технология системно - деятельностного  подхода

3.                 Технология личностно - ориентированного подхода

4.                 Здоровьесберегающие технологии

Все эти технологии используются как наставником, так и передаются молодым специалистам в совместной деятельности для наибольшей эффективности в работы с детьми УО. Инновационные технологии,  новые методы и технологии, для детей с УО (умственной отсталостью), это можно сказать старое для общеобразовательной школы.

Если раньше мы не могли даже говорить о том, чтобы детям с УО дать возможность использовать компьютер в учебном процессе, то сегодня  у нас такие возможности  есть. Поэтому ИКТ для детей  с УО являются инновационными технологиями, и мы их используем, делимся опытом с молодыми специалистами. То же самое можно сказать и о методе проектов, для детей с УО это новые методы, значит инновационные, наши дети с  удовольствием вступают в совместную проектную деятельность.

Эти образовательные технологии, как нельзя лучше способствуют  усвоению образовательных программ на том уровне, на котором ребёнок с УО может взять образовательный стандарт, создаются СИПРы (в процессе использования личностно - ориентированного  подхода), используются методы "Рука в руку",  методика "Глобального чтения", методика Базарного, метод "Оперантной терапии",  иппотерапия(лечение лошадьми), арттерапия(лечение рисованием), анималотерапия(лечение животными), псаммотерапия(лечение песком) и многие другие.

Метод проектов — это способ достижения цели через подробную разработку проблемы, которая заканчивается конкретным,  практическим результатом, представленным надлежащим образом.

 

 

Системно-деятельностный подход способ решения следующих  вопросов:

 - Как включить ученика в образовательный процесс?
- Как, при помощи действия помочь его самоопределению?

 -Какие методические приёмы, использовать на уроках ?

 -Какие технологии деятельностного типа можно применять?

Под личностно-ориентированным подходом - другими словами индивидуальный подход к каждому ребёнку, целью которого является максимально возможное раскрытие талантов и способностей учащегося. 

 

Используемая литература:

1.                   Электронный ресурс] Сайт «ПЕДСОВЕТ» https://pedsovet.org/beta/article/etogo-ucitel-ne-dolzen-delat-nikogda

2.                   Электронный ресурс  https://yandex.ru/images/search

3.                   Электронный ресурс] Сайт  "Начальная школа"https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

4.                   Электронный ресурс  https://yandex.ru/images/search