НАСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 21.doc

Урок ___

НАСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Общие цели: определить роль СССР во Второй мировой войне.

Вспомогательные цели: рассказать о победах Красной ар­мии на фронтах Великой Отечественной войны осенью 1943 г. и в 1944 г.; с опорой на материал § 26 охарактеризовать государ­ственную политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов; найти материал в учебнике (§ 26) для составления хронологической таблицы военных и политических событий конца 1944 г. - весны 1945 г.

Дополнительные цели: составить хронологическую табли­цу военных и политических событий конца 1944 г. - весны 1945 г.; оценить политические разногласия, возникшие между союзни­ками в период ведения боевых действий советскими войсками за пределами СССР; установить, в чем заключалась проблема от­крытия второго фронта; дать сравнительную характеристику Ялтинской и Тегеранской конференциям.

Основные понятия и термины: депортация, репарации, бе­зоговорочная капитуляция.

Важнейшие даты и события:

Январь - май 1944 г. - освобождение Красной армией Пра­вобережной Украины.

6 июня 1944 г. - высадка союзников в Нормандии.

Июнь - июль 1944 г. - освобождение Красной Армией Бело­руссии (операция «Багратион»).

Август 1944 г. - Ясско-Кишиневская наступательная опера­ция Красной армии.

Октябрь 1944 г. - освобождение Красной армией Белграда.

Январь - февраль 1945 г. - Висло-Одерская наступательная операция Красной армии.Февраль 1945 г. - конференция глав СССР, США и Велико­британии в Ялте.

Апрель 1945 г. - штурм Берлина Красной армией. 8 мая 1945 г. - капитуляция Германии.

Оборудование:  карта «Великая Отечественная война». Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

I вариант проверки домашнего задания. Тест.

II вариант проверки домашнего задания. Работа по вариантам.

I        вариант.

1. Как проходило осуществление плана «Уран»?

2.    Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

II       вариант.

1. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942-1943 гг.

2.        Определите значение и последствия Курской битвы для обеих воюющих сторон.

III      вариант.

1. Беседа по вопросам домашнего задания.

2.     Проверка таблицы «Основные события на советско-германском фронте».

П. Изучение нового материала.

План

1. Освобождение советской земли.

2.    Государственная политика на освобожденных территориях.

3.    Варшавское восстание.

4.    Наступление Красной армии в Восточной Европе.

5.    Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.

6.    Арденнская и Висло-Одерская операции.

7.    Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.

1. Освобождение советской земли.

I вариант изучения вопроса

Учитель с показом на карте «Великая Отечественная вой­на» основных военных действий тезисно излагает основные ас­пекты вопроса.

Задание   обучающимся:   слушая объяснения учите­ля, заполнить таблицу «Основные сражения 1944 г.».

 

Направления

Фронт

Командующий

Освобождение территории

Выход к гос. границе

на юго-западе

 

 

 

 

на западе

 

 

 

 

на северо-западе

 

 

 

 

  Несмотря на поражение в летне-осенней кампании 1943 г. на Восточном фронте, Германия все еще располагала значитель­ными ресурсами для ведения войны.

  Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу окончательно разгромить главные немецкие группировки и за­вершить изгнание захватчиков с советской земли.

  Первый удар был нанесен в январе 1944 г. под Ленингра­дом и Новгородом. Немецкие войска отброшены от Пскова и Нарвы, освобожден Новгород.

  Окружена группировка немецких войск на правобережье Украины и в районе Корсунь-Шевченковский. 9 дивизий про­тивника разгромлены.

  Войска 1-го Украинского фронта в начале февраля освобо­дили областные центры Украины, Луцк и Ровно.

  Войска 3-го Украинского фронта 22 февраля овладели Кри­вым Рогом.

  В начале марта 1, 2, 3-й Украинские фронты начали насту­пательные действия на широком участке от Луцка до устья Днепра.

  Освобождены Винница, Тернополь и Черновцы.

  Войска 2-го Украинского фронта форсировали Днепр, 20 марта вышли на государственную границу по реке Прут и вступили на территорию Румынии.

  Войска 3-го Украинского фронта 28 марта освободили Ни­колаев, 10 апреля - Одессу.

  Войска 4-го Украинского фронта под командованием гене­рала Ф. И. Толбухина начали освобождение Крыма. 9 мая 1944 г. освобожден Севастополь.

Вопросы и задания:

-    Опираясь на текст документа, докажите, что Советский Союз готов был начать наступательные операции в зимней кам­пании 1944 г.

-    Найдите на карте и покажите главные наступательные опе­рации зимней кампании 1944 г.:

   на юго-западном театре военных действий;

   на северо-западном направлении;

   на западном направлении.

 

-    Какие планировалось задействовать фронты?

-    Какая роль отводилась фронтам северного, северо-западного и западного направлений?

Рассказ учителя с показом н.а карте основных сражений 1944 г. по плану:

-    окружение немецких войск под Корсунь-Шевченковским;

-    операция «Багратион» (июнь - август 1944 г.);

-    Львовско-Сандомирская операция (13 июля - 29 августа 1944 г.);

-    Ясско-Кишеневская операция (20-29 сентября 1944 г.);

-    освобождение Прибалтики;

-        выход за пределы границ СССР и разгром фашистских войск на оккупационных территориях.

Задание: слушая объяснения учителя, подготовить ответ нa вопрос «Назовите основные победы Красной армии на фрон­тах Великой Отечественной войны осенью 1943 г. и 1944 г. Как эти события повлияли на общий ход войны?».

2. Государственная политика на освобожденных террито­риях.

I вариантизучения  данного  вопроса

Обучающиеся показывают на карте территории СССР, освобожденные от оккупантов. Называют основные задачи го­сударства:

   восстановление народного хозяйства;

   обеспечение нормальных условий для населения Совет­ского Союза.

Обучающиеся, опираясь на знания основной школы, объяс­няют понятие «депортация» - это насильственное переселение народов СССР (немцы Поволжья, народы Северного Кавказа, Крыма и другие).

Далее следует выступление обучающихся с подго­товленными заранее сообщениями: «Депортация народов По­волжья», «Народы Крыма и Кавказа».

В рассказе делать акцент на развитие ос­новных событий.

Задание обучающимся: составить хронологическую таблицу «Военные и политические события конца 1944 г. - вес­ны 1945 г.».

 

Дата

Военные события

Политические события

Результат

 

 

 

 

5. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.

Обучающиеся понимают, что победы, одержанные Красной армией в 1943-1944 гг., делали реальной перспективу разгрома фашистской Германии силами Советского Союза без помощи союзников. Следовательно, опасаясь усиления СССР и распро­странения его влияния на страны Западной Европы, руководи­тели Великобритании и США понимали, что откладывать даль­ше открытие второго фронта нецелесообразно.

Учитель говорит о том, что 6 июня 1944 г., воспользо­вавшись ослаблением германских войск, оборонявших побере­жье Ла-Манша, союзники высадили десант в Нормандии и стали продвигаться в глубь Франции. 25 августа 1944 г. союзники и части французской армии вступили в Париж.

Беседа по вопросам:

-    Когда перед союзниками впервые встал вопрос о втором фронте?

-    В чем заключалась проблема открытия второго фронта?

-    Какую роль сыграл второй фронт в войне?

-        Как его открытие повлияло на действия советских войск?
Учитель обращает внимание обучающихся на   таблицу

«Конференции антигитлеровской коалиции» (см. урок 26).

Задание обучающимся: заполнить таблицу, само­стоятельно изучив текст § 26 (с. 252-253).

Беседа по вопросам и заданиям (с. 256):

-        Дайте характеристику решениям Ялтинской конференции.

-     Сравните решения Ялтинской конференции с решениями конференции в Тегеране.

-     Какие территориальные изменения произошли в мире со­гласно решениям конференции в Ялте?

III. Закрепление изученного материала.

Проверка хронологической таблицы «Военные и политические события конца 1944 г. - весны 1945 г.».

Для желающих: ответить на вопрос: «Какие разногласия возникали между союзниками в процессе освобождения совет­скими войсками Европы?»

Домашнее задание: § 26. Знать новые понятия, термины, даты и события.

Подготовить сообщения с помощью справочной дополнительной литературы:

   «Мои земляки - герои Великой Отечественной войны».

   «Героизм советских людей в годы ВОВ».

   «Вклад советских конструкторов в победу над фашистской Германией».

   «Советские полководцы» и т. д.

Опережающее задание: подготовить справочный до­полнительный материал для заполнения таблицы «Противоре­чия сверхдержав в послевоенный период» (см. задание для групп).