Тема: Национально-освободительное движение 1837-1847 гг. под руководством Кенесары Касымова.
Цель: Познакомить учащихся с национально-освободительное движение 1837-1847 гг. под руководством Кенесары Касымова.
Раскрыть основные причины, цель, причины поражения и историческое значение восстания.
Воспитать уважительное отношение к Родине.
Оборудование: Интерактивная доска, таблицы, дополнительный материал.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Психологический настрой.
3. Деление по группам.
4. Изучение нового материала.
1. Задание. Причины, цель, движущие силы восстания. (стр. 119-120)
1. группа
Вопрос |
Ответ |
Причины восстания |
• Отмена ханской власти в Младшем и Среднем Жузе вызвала протест части султанов, биев, батыров. • Массовое изъятие земель у коренного населения для строительства военных укреплении. • Вводился налог ясак, кибиточная подать и дорожная повинность. • Казачьи набеги на казахские аулы. |
2. группа
Вопрос |
Ответ |
Цели восстания |
• Сохранение независимости земель, не вошедших в состав России. • Возвращение казахам отнятых территории. • Упразднение округов. • Отмена налогов. • Освободить казахов из под власти кокандцев. |
3. группа
Вопрос |
Ответ |
Движущие силы, национальный состав, территория восстания |
• Рядовые кочевники, старшины, бии, батыры и даже султаны. • Казахи, русские, башкиры, узбеки, каракалпаки, туркмены и другие народности. • Почти весь Казахстан. |
Проблемный вопрос: Какой характер носило восстание под предводительством Кенесары Касымова 1837 – 1847 гг.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Задание. Кенесары Касымов – внук Абылая, народный герой, полководец, дипломат, хозяйственный деятель. (стр. 120-121)
3. задание Глоссарий (работа над терминами) (стр.122-123)
Сентябрь 1841 г |
Кенесары Касымов избирается ханом трёх жузов |
Совет |
Высший совещательный орган, состоящий из числа батыров, биев, султанов и близких родственников |
Есаул |
Доверенные лица хана. Занимались судебными, хозяйственными, дипломатическими, налоговыми и военными делами |
Зякет |
Налог для скотоводов |
Ушур |
Налог для земледельцев |
Жузбасы |
Звание воина командующего сотней человек |
Мынбасы |
Звание воина командующего тысячей человек |
Мергенбасы |
Командир стрелков |
Чики |
Раны, наносимые на голову нарушителям воинской дисциплины |
Кунакхана |
Специальная оружейная палата, где хранилось оружие |
4. Задание. Заполнение хронологической таблицы: «Ход восстания 1837-1847гг под руководством Кенесары Касымова»
Дата |
Событие |
Ноябрь 1837 г. |
|
Весна 1838 г. |
|
Май 1838 г. |
|
Лето – осень 1838 г. |
|
Август 1841 г. |
|
1842 г. |
|
Июнь 1843 г. |
|
Август 1843 г. |
|
20-21 июля 1844 г. |
|
Конец 1844 г. |
|
Апрель 1845 г. |
|
Лето 1845 г. |
|
Октябрь–ноябрь 1845 г. |
|
1847 г. |
|
5. Задание. Причины поражения и историческое значение восстания 1837-1847 гг. под руководством Кенесары Касымова. (стр.126-128)
1. группа. Причины поражения восстания.
Причины поражения |
• Слабое вооружение • Воевал в трёх направлениях с Россией, кыргызкими манапами и Кокандским ханством • Среди султанов и родоправителей не было единства |
2. группа. Историческое значение восстания.
Историческое значение |
• Самое крупное восстание против колониального гнёта охватившего все три жуза • Открыло путь царизму для покорения кыргызких земель, территории Семиречья и Южного Казахстана • Созданы предпосылки для покорения Бухары, Коканда и Хивы • Царизм провёл административные реформы для обеспечения контроля над номадами
|
5. Закрепление.
Тест по теме.
Просмотр презентации.
6.Итог.
7. Домшнее задание: П. 21-22
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.