"Натюрморт как приём иронии в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Оценка 4.6

"Натюрморт как приём иронии в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Оценка 4.6
docx
24.12.2023
"Натюрморт как приём иронии в романе И.А.Гончарова "Обломов"
статья Гончаров.docx

Автор: Марьина Виолетта Алексеевна, студентка 232 группы

Научный руководитель: Богданова Людмила Анатольевна, доцент

 

«Натюрморт как приём иронии в романе И. А. Гончарова «Обломов»

«Still life as a technique of irony in I. A. Goncharov's novel Oblomov»

Аннотация: Данная статья посвящена анализу элементов комического в персонажах романа И.А. Гончарова "Обломов". В работе показано, что комические элементы не являются прямым обличением ни главного героя, ни эпохи, изображенной в произведении. Совокупность одних стилистических средств служит для того, чтобы печально и трагично показать недостойность человека из другой эпохи по отношению к реальной современной действительности.

Abstract: This article is devoted to the analysis of the elements of the comic in the characters of the novel by I.A. Goncharov "Oblomov". The work shows that the elements of the comic are not a direct denunciation of either the main character or the epoch depicted in the work. The combination of some stylistic means serves to sadly and tragically show the unworthiness of a person from another era in relation to the real modern reality.

Ключевые слова: комизм, ирония, объект, свидетель.

Keywords: comedy, irony, object, witness.

По мнению М. Лотмана, натюрморт - это "вторжение в царство обоняния, осязания, вкуса и даже слуха". В романах Гончарова натюрморт - это материальный объект, своеобразное свидетельство пережитых эмоций героев, их невысказанных мыслей и отношения к миру в целом. Вспомним ветку сирени. Она послужила своеобразным признанием в любви и помогла Ольге и Обломову объясниться. В романе множество подобных "болтушек" объединяются в "литературный натюрморт". Главным признаком наличия натюрморта является особая организация и группировка вещей.

В этом смысле изображение последнего дома главного героя, "петербургской" комнаты Обломовки, представляет собой картину-натюрморт. Основой для этого является наличие ряда вещей, которые "говорят" красноречиво. Обычно мы видим их с того места, где появляется гость, - с двери. Дверные шпингалеты - это как рама картины, открывающейся его взору. В этой "картине" все предметы визуальны и максимально конкретны, словно нарисованы кистью художника. Кабинет красного дерева, два дивана с шелковой обивкой, красивая складная ширма, тяжелый, некрасивый стул, старомодная полка, зеркало". Но самое главное - все эти предметы покрыты пылью, "паутиной" и пятнами. Эта ситуация "натюрморта" красноречиво говорит о "предметном языке" Гончарова.

Ирония заметна в разговоре Обломова и Захара. Сцена, в которой халат перекидывается через плечо, описывается так. Илья Ильич едва заметил, что Захар раздел его, снял сапоги и надел на него халат.

- Что это такое? - спросил Илья Ильич, увидев халат.

- Хозяйка сегодня принесла.

Обломов сел и остался в кресле".

И. А. Гончаров использует иронию по-разному. И как средство достижения комического (юмористического, чаще сатирического) эффекта, и как средство развития характеров и ситуаций в драматическом и трагическом ключе. При этом ирония Гончарова никогда не бывает "холодносердечной". Его ироническое видение действительности и ее проблем позволило раскрыть глубочайшие национальные, общественно-политические, социокультурные и нравственно-духовные противоречия изображаемого периода. Такие возможности открываются перед иронией как художественным приемом, ведь в ее природе заложено умение сказать больше, чем написано, и больше, чем сказано.

Рассмотрим иронию как комическое средство. И.А. Гончаров подчеркивает, что обломовщина - это обозначение крепостного права, а "основной мотив" обломовщины дан в главе "Сон Обломова".

В "Мечте" нарушение логики жизни воспроизводится в почти фантасмагорической форме, поскольку семья Обломовых существует на вере в то, что "день проходит, и слава Богу". Ирония повествователя направлена на черты традиционной культуры, уже запечатленные в рассказе о Емеле-дураке. Устроение "лежать в поварне, ходить в готовой, недоступной одежде и есть за счет доброго колдуна", "живая верность деталей" в сказке огородника иронически сравниваются с "простотой и добротой Гомера".

Добрые люди" в стране Обломова - это те, кто понимает жизнь как "не что иное, как идеал покоя и бездействия" и "переносит труд как наказание". В качестве примера можно привести ремонт галерей и мостов. Демонстративное отрицание писателем взглядов и жизни Обломовых постоянно подкрепляется саркастическим комментарием рассказчика. Описание снов главного героя романа подчеркивает, что Обломовы "не запутывали себя туманными духовными и нравственными вопросами" и не читали книг. В результате даже мечты сына о будущем "сшитом мундире" не помогли родителям в учебе, и они не всегда брали маленького Илью на уроки: "Зимой холодно, летом жарко, иногда идет дождь".

Однако устами рассказчика писатель подчеркивает, что Илья Ильич Обломов "не похож ни на своего отца, ни на своего деда". Тем не менее его лень более нравственна, чем мирское тщеславие его самовлюбленных сверстников. Самовлюбленный Волков счастлив, что ему "не нужно занимать должности". Судвинский серьезно относится к нововведению в письме, в котором "отбрасывается написание "покорнейший слуга" и пишется "принимаю ваши уверения"". В то же время посетитель рассказывает о своем высоком жаловании. В результате авторская ирония сливается с иронией главного героя, который, по словам Обломова, "очень хорошо пишет. Он точь-в-точь как итальянский певец". Начиная с описания Обломовым посетителя, объектом иронии в этом произведении становится прежде всего окружение главного героя, которое не оказывает на него никакого психологического воздействия. Тетка Ольги, светская дама Марья Михайловна и ее друг барон фон Лангваген изображены как ироничные фигуры, которые "все больше молчат", создавая впечатление, что они "как будто знают то, чего не знают другие".

Объектом насмешек художника становится Агафья Пушеницина, мир которой изображен в духе Гоголя. В ее портрете Гончаров использует прием приземленных черт. Эти черты напрямую проецируются на мироощущение главной героини. Вначале Обломов видит у Псеницыной "высокую, упругую, никогда не волнующуюся грудь, как диванные подушки" и смотрит на нее "с такой же радостью, как на горячую вафлю поутру". Ироническое изображение Пушнициной усиливается сопоставлением Агафьи и Ольги Ильинской. Художник наделяет Ольгу "сияющими глазами", и если в Ольге Обломов был очарован "лучами ее глубокого взгляда", то в Пушницыной его возбуждают ее "голые" и "постоянно двигающиеся" локти. Если Ольга представляется ему "статуей грации и гармонии", то Псеницына совсем другая: шаль Ольги укрывает ее "как одеяло". Если Обломова привлекает "присутствие говорящей мысли" во взгляде Ольги, то деталь в изображении реакции Пушницыной на внешнее сообщение, не имеющее отношения к дому, всегда оценочна: это глупость.

Иронический тон в изображении Пушницыной сходит на нет, когда она, руководствуясь "умом", закладывает для утешения Ильи Ильича сначала жемчуг из своего приданого, затем фермуары, серебро и даже салоп, шаль и парадную одежду. Изображая Псеницину (как женщину, "у которой в глазах таится внутренний смысл") после смерти Обломова, Гончаров показывает, что в своем горе она тихо пришла к пониманию. Отношение главного героя и рассказчика к верному, но ленивому слуге Захару окрашено теплой иронией. Рассказчик характеризует старых слуг как "слуг-рыцарей", которые служили своим господам "без страха и упрека", но добавляет слой иронии по отношению к Захару: "Этот рыцарь имел и страх, и упрек".

Характер Обломова проявляется в романе трагически. В письме старосты к Илье Ильичу он пишет: "Наш доходяга, все в порядке", а затем говорит о засухе, неурожае и "отсутствии недоимок". Эта жизненно важная информация приводит к тому, что Обломов "чуть с постели не встал", как иронизирует рассказчик.

Таким образом, ирония как инструмент комедии успешно применяется Гончаровым при изображении умственно неразвитых, нравственно и/или интеллектуально ограниченных людей в спектре художественных средств для достижения своей цели. С другой стороны, ирония используется Гончаровым и как средство драматического и трагического изображения в романе. Объект иронии - прежде всего главный герой, что связано в первую очередь с тем, что "жизнь в его глазах делится на две части". Умный и совестливый Обломов, тем не менее, не может приспособиться ни к какой деятельности. Об этом с иронией сообщает автор. По мнению Обломова, необходимости идти на работу должны мешать "грязь, жара или просто отвращение", и "как он был огорчен", когда узнал, что только землетрясение или наводнение могут быть уважительной причиной для отстранения здорового чиновника от исполнения своих обязанностей.

Гончаров, показавший сцену признания Обломова в любви Ольге, в своих сравнениях по-разному изображает чувства героев - иронически преуменьшая ситуацию для главного героя и иронически возвышая ее для Ольги - Обломов "как школьник". Действуя, прячась от упреков, Ольга "играла комизм, но это был комизм матери, которая не могла не улыбнуться нелепому наряду сына".

Для Гончарова было важно воплотить типичный современный характер не только в Обломове, но и в Ольге. Писатель подчеркивал, что образ Ольги напрямую связан по нисходящей с образом Наденьки в романе "Обыкновенная история" и по восходящей с образом Веры в романе "Обрыв". Если Ольга - циник, то Вера - глубокий циник. В формальном смысле об этом свидетельствуют маркеры "цинично" и "иронично", которые автор несколько раз вводил в предыдущем романе.

В результате в романе есть только одна сюжетная линия, в которой иронии нет вообще. Глядя на Ольгу, Штольц не может скрыть своего удивления: "Какая взрослая девочка!

Ирония писателя неизменно содержит целый спектр эмоций - от легкого смеха, до выражения гнева на порок, до отчаянного сочувствия.

В результате воплощается тяжелый, драматичный и непримиримый трагический конфликт в душе главного героя и его отношениях с миром.

 

 

 

 

Список литературы

1. Гончаров И. А. Собр. соч.: в 6 т. / под общ. ред. С. Машинского. – М.: Правда, 1972.

2. Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. / сост., вступ. ст., коммент. М. В. Отрадина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

3. Отрадин М. В. «Трудная работа объективирования»: Юмор в романе И.А. Гончарова «Обломов» // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русcкого реализма XIX — начала XX века: Межвуз. сб. / под ред. В. М. Марковича. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. – С. 80-101.


 

Автор: Марьина Виолетта Алексеевна, студентка 232 группы

Автор: Марьина Виолетта Алексеевна, студентка 232 группы

И. А. Гончаров использует иронию по-разному

И. А. Гончаров использует иронию по-разному

Если Ольга представляется ему "статуей грации и гармонии", то

Если Ольга представляется ему "статуей грации и гармонии", то

В результате воплощается тяжелый, драматичный и непримиримый трагический конфликт в душе главного героя и его отношениях с миром

В результате воплощается тяжелый, драматичный и непримиримый трагический конфликт в душе главного героя и его отношениях с миром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023