Статья: Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка
Оценка 4.8

Статья: Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка

Оценка 4.8
Научные работы
docx
английский язык
1 кл—11 кл
24.12.2023
Статья: Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка
Статья: Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка
pamyat_i_vnimanie_posredstvom_angl.yaz_.docx

Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка

Мидиева Л.А.

учитель английского языка

                           ОГОУ   УсГКК

В настоящее время изменились ценностные ориентации в об­ществе. Самой большой из них стала рассматриваться свобод­ная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособ­ной, способной к самореализации, к активному взаимодействию с другими. В связи с этим личностно-ориентированный подход к об­разованию и воспитанию школьников становится основным в рабо­те учителей и воспитателей. В УсГКК общая проблема учебной, методической, исследовательской деятельности обозначе­на следующим образом: «Личность кадета в общеобразова­тельном пространстве УсГКК: развитие, здоровье, образованность, культура».

Объектом обучения и развития в условиях школы-интерната яв­ляется подросток. Границы подросткового периода примерно сов­падают с обучением детей в 7-11 классах и охваты­вают возраст от 13-17лет. По мнению психологов (Обухо­ва Л.Ф., Божович Л.И. Личность и её формирование. - М., 1968. и других) переход от детства к взрослости составляет основное со­держание и специфическое отличие всех сторон развития в этот пе­риод - физического, нравственного, социального. По всем направле­ниям происходит становление качественно новых образований. Под­ростковый возраст считают трудным. Такая оценка, по мнению Пет­ровского А.В. Психология формирования и развития личности. - М., 1981., обусловлена: во-первых, происходящими в это время много­численными качественными сдвигами, которые подчас носят харак­тер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачко­образный, бурный характер; во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей, а с другой -трудностей в его обучении и воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непо­слушания, сопротивления, протеста. Подростки отличаются по мно­гим параметрам:

1) в отношении к учению - от очень ответственных до доволь­но равнодушных,

2) в общем развитии - от высокого уровня до очень ограни­ченного кругозора и плохого развития речи,

3) в объеме и прочности знаний в пределах школьной про­граммы - от отличного её усвоения до наличия существенных про­белов в знаниях по основным предметам,

4) в способах усвоения учебного материала - от умения само­стоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучи­вать дословно

5) в умениях преодолевать трудности в учебной работе - от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется,

6) в интересах - от ярко выраженных познавательных интере­сов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутст­вия того и другого.

Дальнейшее развитие психики подростка идет в основном за счет развития памяти, речи, мышления и сознания благодаря тому, что подросток приступает к изучению и усвоению основ наук. Пси­хологи обращают наше внимание на то, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют опре­деленный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памя­тью. «Без памяти, - считает СЛ. Рубинштейн (Основы общей пси­хологии: В2т. - Т.1. - М., 1989. - с. 302.), - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоя­щее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в про­шлом».

Зинц Р. (Обучение и память. - Минск, 1984) определяет память как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. «Разнообразные инстинкты, врожденные и приоб­ретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатлен­ный, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адоп­тироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни». Флорес С. (Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. -М., 1979. - с. 244-270) пишет о том, что память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она дости­гает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Возможности для запомина­ния у животных ограничены их органическим устройством, они мо­гут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. Речь яв­ляется мощным средством запоминания у человека, способ хране­ния информации в виде текстов. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, т.к. главные средства совершенствования и хранения необходимой информации находят­ся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенст­вовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собст­венной природы.

Психологи предлагают несколько классификаций видов памя­ти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материа­ла, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохра­нения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговре­менную и генетическую память. Во втором случае говорят о двига­тельной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмо­циональной видах памяти. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непро­извольную и произвольную.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратко­временной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный об­раз воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратко­временная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает информация, кото­рая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребно­стями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.                                                                                                                Оперативной называют память, рассчитанную на хранение ин­формации в течение определенного, заранее заданного срока. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковре­менной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с этими двумя процессами.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей всех профессий. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспро­изведение разнообразных звуков.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохра­нение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений.

Непроизвольное - это такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий воли со стороны человека, без постановки им перед собой особой мнемической задачи. Процесс произвольного запоминания и воспроизведе­ния требует волевых усилий.

Л.С. Выготский считал, что совершенствование памяти в фило­генезе «шло главным образом по линии улучшения средств запоми­нания и изменения связей мнемической функции с другими психи­ческими процессами и состояниями человека.» Благодаря различ­ным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания и воспроизведения информации. Память по мере своего развития все более сближается с мышлени­ем. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими психологическими процессами, проис­ходит по мнению ученых в подростковом возрасте. Отношение «мыслить - значит припоминать » с возрастом заменяется на «запо­минать или вспоминать - значит понять, осмыслить, сообразить. »

В чем же состоит сущность внимания? Одной из характерней­ших особенностей нашей духовной жизни, писал американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под наплы­вом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психоло­гическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психи­ке человека,

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентиро­вочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят опреде­ленный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как вни­мание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи крите­рия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее состав­ленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предло­жить человеку

8. Задание проверить ее ход и результаты, разработать и реа­лизовать соответствующий план.

9. Все известные акты внимания, выполняющие функцию кон­троля как произвольного, так и непроизвольного, являются резуль­татом формирования новых умственных действий.

Учитель-исследователь выбрал для изучения группу подрост­ков 5Е класса. Они имели трудности в усвоении большинства пред­метов, в том числе английского языка.     

Групповое интеллектуальное тестирование выделило 3 под­группы по уровню интеллектуального развития:

1 - (2 подростка) подростки с уровнем интеллекта выше среднего;

2 - (6 подростков) подростки со средним уровнем интеллекта;

3 - (8 подростков) подростки с уровнем интеллекта ниже сред­него. Анализ результатов отдельных тестов показал, что основными проблемными зонами подростков являются невысокий уровень раз­вития памяти и внимания, которые так важны при изучении наук и для общего интеллектуального развития личности.

Учитель поставил себе задачу: следить за изменениями в раз­витии подростков данной группы на уроках английского языка. Альфред Бине утверждает, что «интеллект не есть функция единая, неделимая и имеющая частную природу, но что он представляет собой собрание мелких функций, таких как различение, наблюде­ние, закрепление, пластичность и растяжимость которых установ­лена, то становится неоспоримым, что один и тот же закон управля­ет целым и его элементами и, следовательно, интеллект любого ли­ца способен к развитию; упражнением и настойчивостью, а особен­но методичностью можно добиться результатов».

Иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный развивающий потенциал. Связная речь является целью этого учеб­ного предмета. Но для достижения этого подросток должен не только усвоить языковой материал, но владеть законами логики, обладать способностью удерживать в кратковременной памяти смысл уже произнесенных предложений, с произнесением очеред­ного предложения должно иметь место упреждение следующего предложения. По меньшей мере 2 высказывания связываются в текст, т.о. происходит минимальный акт общения - передача ин­формации или обмен мыслями между партнерами. Овладение ино­странным языком представляет собой сложный процесс, требую­щий приобретения навыка непосредственного понимания читаемо­го или воспринимаемого на слух, формирование соответствующих мыслей на базе чужого языка. Изучение иностранного языка дает:

- развитие слушания и чтения;

- развитие письма;

- взаимодействие всех видов деятельности;

- развитие речевых механизмов - осмысление, взаимодействие оперативной и постоянной памяти, прогнозирование;

- развитие языковых средств речевой деятельности;                                                                                                         - развитие способов формирования и формулирования мысли. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная система управления работой ученика, разнообразные формы тек­стовой деятельности подростков позволяют оптимизировать сам процесс обучения иностранному языку и в то же время развивать учащихся. (Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивно­го обучения иностранным языкам)

Учитель-исследователь попробовал добиться развития памяти и внимания подростков посредством чтения. Роль письменной ком­муникации в современном обществе огромна. Большая часть ин­формации, передаваемой и принимаемой в обществе, содержится в знаках письма, а не в звуках речи.

Овладение любым материалом в говорении требует больших усилий, чем освоение эквивалентного письменного материала в чтении. Правильное использование чтения позволяет развить раз­личные стратегии самого чтения и является помощью в развитии навыков аудирования и говорения.

Ориентиром в работе служили следующие принципы:

1) Если учитывать, что слово не просто название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом мысль, организация та­кого запоминания будет наиболее продуктивной. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминает­ся. Для введения нового лексического материала использовались иллюстрированные словари, фотографии, плакаты, рисунки. Дети сами создавали словари с иллюстрациями, рисовали и конструиро­вали. На уроках формирования, совершенствования и развития лек­сических навыков чтения и говорения составлялось, расширялось и активно использовалось в работе «словарное поле».

2) На следующем этапе начиналась кропотливая работа с тек­стом. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, осмыслить ее, тем легче она потом при­поминается. Один из эффективных способов структурирования за­поминания - придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3) Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима­нием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в част­ности, базируется один из способов улучшения запоминания.

5) На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо­ции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памя­тью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмо­циональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально ней­тральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше орга­низуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Поло­жительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

6) Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запо­минания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; по­этому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восста­навливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облег­чается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоми­нания человек находится в приподнятом или подавленном настрое­нии, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

7) На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чте­нию. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропус­кая все остальное. В немалой степени такому обучению, а следова­тельно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолин­гвистические знания о смысловой структуре текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с литературой.

 

1-Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т - Т.З-М.,1983 (Овладение вниманием :205-239)

2-Хрестоматия по вниманию. - М,2009.Сознание и внимание (В. Вундт):с.З-25 Внимание (Э.Б. Титченер): с. 26-46 Психология внимания (Т. Рибо): с. 66-102.

3-Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека .-М., 1973.Понятие хорошей и плохой памяти:85. Методы изучения памяти:73-98

4-Зинц Р. Обучение и память.- Минск, 1984. Классификация видов памяти: 199-209.

5-Зинченко И.И.Память человека. .М.,2010 Левитина С.С.Можно ли управлять вниманием школьника?-М.,2010. Проблема управления вниманием: 7-19 Индивидуальное и коллективное внимание:26-41.

6-Хрестоматия по общей психологии.

Психология памяти. - М.,2011. Память (Ц. Флорес): 244-270.

7-Зимняя И.А Психологические аспекты обучения говорящего на иностранном языке. М., 2002

8-Китайгородская Г.А.Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика.М., 2009

9-Пассов Е.И.Коммуникативный метод обученияиноязычному говорению. М., 2010 Урок иностранного языка в средней школе. М., 2010


 

Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка

Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка

Подростки отличаются по мно­гим параметрам: 1) в отношении к учению - от очень ответственных до доволь­но равнодушных, 2) в общем развитии - от высокого уровня…

Подростки отличаются по мно­гим параметрам: 1) в отношении к учению - от очень ответственных до доволь­но равнодушных, 2) в общем развитии - от высокого уровня…

СЛ. Рубинштейн (Основы общей пси­хологии:

СЛ. Рубинштейн (Основы общей пси­хологии:

Во втором случае говорят о двига­тельной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмо­циональной видах памяти

Во втором случае говорят о двига­тельной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмо­циональной видах памяти

Процесс произвольного запоминания и воспроизведе­ния требует волевых усилий

Процесс произвольного запоминания и воспроизведе­ния требует волевых усилий

В отличие от других действий, которые производят опреде­ленный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата

В отличие от других действий, которые производят опреде­ленный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата

Учитель поставил себе задачу: следить за изменениями в раз­витии подростков данной группы на уроках английского языка

Учитель поставил себе задачу: следить за изменениями в раз­витии подростков данной группы на уроках английского языка

Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная система управления работой ученика, разнообразные формы тек­стовой деятельности подростков позволяют оптимизировать сам процесс обучения иностранному языку и в то же…

Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная система управления работой ученика, разнообразные формы тек­стовой деятельности подростков позволяют оптимизировать сам процесс обучения иностранному языку и в то же…

Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима­нием, могут оказаться полезными и для запоминания

Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима­нием, могут оказаться полезными и для запоминания

Поло­жительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют

Поло­жительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют

Работа с литературой. 1-Выготский

Работа с литературой. 1-Выготский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023