Развитие памяти и внимания подростков посредством чтения на уроках английского языка
Мидиева Л.А.
учитель английского языка
ОГОУ УсГКК
В настоящее время изменились ценностные ориентации в обществе. Самой большой из них стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, способной к самореализации, к активному взаимодействию с другими. В связи с этим личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию школьников становится основным в работе учителей и воспитателей. В УсГКК общая проблема учебной, методической, исследовательской деятельности обозначена следующим образом: «Личность кадета в общеобразовательном пространстве УсГКК: развитие, здоровье, образованность, культура».
Объектом обучения и развития в условиях школы-интерната является подросток. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 7-11 классах и охватывают возраст от 13-17лет. По мнению психологов (Обухова Л.Ф., Божович Л.И. Личность и её формирование. - М., 1968. и других) переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований. Подростковый возраст считают трудным. Такая оценка, по мнению Петровского А.В. Психология формирования и развития личности. - М., 1981., обусловлена: во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер; во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей, а с другой -трудностей в его обучении и воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления, протеста. Подростки отличаются по многим параметрам:
1) в отношении к учению - от очень ответственных до довольно равнодушных,
2) в общем развитии - от высокого уровня до очень ограниченного кругозора и плохого развития речи,
3) в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы - от отличного её усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам,
4) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно
5) в умениях преодолевать трудности в учебной работе - от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется,
6) в интересах - от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.
Дальнейшее развитие психики подростка идет в основном за счет развития памяти, речи, мышления и сознания благодаря тому, что подросток приступает к изучению и усвоению основ наук. Психологи обращают наше внимание на то, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - считает СЛ. Рубинштейн (Основы общей психологии: В2т. - Т.1. - М., 1989. - с. 302.), - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Зинц Р. (Обучение и память. - Минск, 1984) определяет память как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. «Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адоптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни». Флорес С. (Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. -М., 1979. - с. 244-270) пишет о том, что память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. Речь является мощным средством запоминания у человека, способ хранения информации в виде текстов. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, т.к. главные средства совершенствования и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Психологи предлагают несколько классификаций видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной видах памяти. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с этими двумя процессами.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей всех профессий. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений.
Непроизвольное - это такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий воли со стороны человека, без постановки им перед собой особой мнемической задачи. Процесс произвольного запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
Л.С. Выготский считал, что совершенствование памяти в филогенезе «шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.» Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания и воспроизведения информации. Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими психологическими процессами, происходит по мнению ученых в подростковом возрасте. Отношение «мыслить - значит припоминать » с возрастом заменяется на «запоминать или вспоминать - значит понять, осмыслить, сообразить. »
В чем же состоит сущность внимания? Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.
Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека,
2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку
8. Задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
9. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Учитель-исследователь выбрал для изучения группу подростков 5Е класса. Они имели трудности в усвоении большинства предметов, в том числе английского языка.
Групповое интеллектуальное тестирование выделило 3 подгруппы по уровню интеллектуального развития:
1 - (2 подростка) подростки с уровнем интеллекта выше среднего;
2 - (6 подростков) подростки со средним уровнем интеллекта;
3 - (8 подростков) подростки с уровнем интеллекта ниже среднего. Анализ результатов отдельных тестов показал, что основными проблемными зонами подростков являются невысокий уровень развития памяти и внимания, которые так важны при изучении наук и для общего интеллектуального развития личности.
Учитель поставил себе задачу: следить за изменениями в развитии подростков данной группы на уроках английского языка. Альфред Бине утверждает, что «интеллект не есть функция единая, неделимая и имеющая частную природу, но что он представляет собой собрание мелких функций, таких как различение, наблюдение, закрепление, пластичность и растяжимость которых установлена, то становится неоспоримым, что один и тот же закон управляет целым и его элементами и, следовательно, интеллект любого лица способен к развитию; упражнением и настойчивостью, а особенно методичностью можно добиться результатов».
Иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный развивающий потенциал. Связная речь является целью этого учебного предмета. Но для достижения этого подросток должен не только усвоить языковой материал, но владеть законами логики, обладать способностью удерживать в кратковременной памяти смысл уже произнесенных предложений, с произнесением очередного предложения должно иметь место упреждение следующего предложения. По меньшей мере 2 высказывания связываются в текст, т.о. происходит минимальный акт общения - передача информации или обмен мыслями между партнерами. Овладение иностранным языком представляет собой сложный процесс, требующий приобретения навыка непосредственного понимания читаемого или воспринимаемого на слух, формирование соответствующих мыслей на базе чужого языка. Изучение иностранного языка дает:
- развитие слушания и чтения;
- развитие письма;
- взаимодействие всех видов деятельности;
- развитие речевых механизмов - осмысление, взаимодействие оперативной и постоянной памяти, прогнозирование;
- развитие языковых средств речевой деятельности; - развитие способов формирования и формулирования мысли. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная система управления работой ученика, разнообразные формы текстовой деятельности подростков позволяют оптимизировать сам процесс обучения иностранному языку и в то же время развивать учащихся. (Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам)
Учитель-исследователь попробовал добиться развития памяти и внимания подростков посредством чтения. Роль письменной коммуникации в современном обществе огромна. Большая часть информации, передаваемой и принимаемой в обществе, содержится в знаках письма, а не в звуках речи.
Овладение любым материалом в говорении требует больших усилий, чем освоение эквивалентного письменного материала в чтении. Правильное использование чтения позволяет развить различные стратегии самого чтения и является помощью в развитии навыков аудирования и говорения.
Ориентиром в работе служили следующие принципы:
1) Если учитывать, что слово не просто название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом мысль, организация такого запоминания будет наиболее продуктивной. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается. Для введения нового лексического материала использовались иллюстрированные словари, фотографии, плакаты, рисунки. Дети сами создавали словари с иллюстрациями, рисовали и конструировали. На уроках формирования, совершенствования и развития лексических навыков чтения и говорения составлялось, расширялось и активно использовалось в работе «словарное поле».
2) На следующем этапе начиналась кропотливая работа с текстом. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, осмыслить ее, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания - придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево».
3) Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания.
5) На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
6) Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
7) На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чтению. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.
Работа с литературой.
1-Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т - Т.З-М.,1983 (Овладение вниманием :205-239)
2-Хрестоматия по вниманию. - М,2009.Сознание и внимание (В. Вундт):с.З-25 Внимание (Э.Б. Титченер): с. 26-46 Психология внимания (Т. Рибо): с. 66-102.
3-Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека .-М., 1973.Понятие хорошей и плохой памяти:85. Методы изучения памяти:73-98
4-Зинц Р. Обучение и память.- Минск, 1984. Классификация видов памяти: 199-209.
5-Зинченко И.И.Память человека. .М.,2010 Левитина С.С.Можно ли управлять вниманием школьника?-М.,2010. Проблема управления вниманием: 7-19 Индивидуальное и коллективное внимание:26-41.
6-Хрестоматия по общей психологии.
Психология памяти. - М.,2011. Память (Ц. Флорес): 244-270.
7-Зимняя И.А Психологические аспекты обучения говорящего на иностранном языке. М., 2002
8-Китайгородская Г.А.Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика.М., 2009
9-Пассов Е.И.Коммуникативный метод обученияиноязычному говорению. М., 2010 Урок иностранного языка в средней школе. М., 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.