Тема: «Научите своё сердце добру».
Библиотечный час. (1-6 классы)
Цель: формировать у обучающихся ценностное отношение к нравственным категориям (добро)
Задачи:
· Способствовать сплочению классного коллектива, умению работать в группе, взаимодействовать, правильно общаться;
· Воспитывать в детях доброжелательность, сопереживание, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга; чувство сотрудничества в достижении одной цели;
· Способствовать развитию инициативы, интеллектуальных и творческих способностей, воображения, логического мышления и наблюдательности.
Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения
видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.
Ход мероприятия.
I. Вводная беседа
Прослушайте притчу и определите, о чем пойдет речь на нашем
занятии.
«Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из
песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались
по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая
с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и
велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь
то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её
приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила
тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать
себе ноги.
- О чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
– Ребята, сегодня мы говорим о доброте.
Повернитесь друг к другу улыбнитесь!!!
II. Основная часть
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение
(подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Давайте вставим слова, которые нам помогут объяснить это понятие в цветик-
семицветик. (Заполнение лепестков цветика-семицветика)
-Какого человека можно назвать добрым? (высказывание людей)
– Добрый человек это тот, кто любит людей, животных, который готов в трудную
минуту прийти на помощь.
– Добрый человек любит природу и бережет ее.
– Добрый человек любит птиц и помогает им выжить в зимнюю стужу.
– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в обращении
с друзьями и взрослыми.
– Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Добрые сердца - это сады. Добрые слова- корни. Добрые мысли- цветы. Добрые дела-плоды.
- Но помимо доброты, добрых поступков, есть люди, которые
совершают противоположные поступки. Что это за поступки? (дети высказывают свои
предположения)
- Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда,
несчастье, зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.. (дети продолжают).
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (ответы детей)
- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас.
Наши добрые дела –это капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки
— в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда Человек оставляет после себя
добрый след.
Игра «Солнышко-тучка»
ГРУБОСТЬ |
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ |
ЖАДНОСТЬ |
ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА |
ЖЕСТОКОСТЬ |
ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
ЗАВИСТЬ |
СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ |
ДЕРЗОСТЬ |
БЛАГОДАРНОСТЬ |
- Посмотрите, сколько зла скопилось (на доске тучки). Вам нужно победить зло, закрыв слова на тучках словами антонимами на солнышках.
- А теперь послушайте рассказ и, где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Волшебные слова мы вспомнили.
А сейчас послушайте стихотворение З.Бядули “Петрусь”
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят: “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
Ученик 1:
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
Ученик 2:
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать, учиться,
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
- А сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получилось ли у него это, мы увидим.
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик.
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
1 . Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
2. Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
3. На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
4.А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
5.Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Соберите пословицы
Злой не верит, |
что есть добрый |
Добрая слава лежит, |
а худая бежит |
Добрые вести |
прибавят чести |
Доброе слово лечит, |
злое калечит |
Делай другим добро – |
будешь сам без беды |
Живи добрее, |
будешь всем милее |
Учитель: Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.
– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)
Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать. Мы можем называть много положительных качеств человека. Но на первое место мы ставим доброту.
– А вот почему на первое место мы ставим доброту?
Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.
– А что значит доброта, добрый человек?
(Когда человек очень хорошо относится к другим;
добрый человек обо всех заботится и никого не обижает;
добрый – значит вежливый, заботливый, нежадный.)
Анкета
На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)
– У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? Радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?)
– Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да)
– Значит, можно сказать, добро – это вечная ценность? (Да)
– Вернёмся к нашему эпиграфу:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Давайте воевать за доброту!
Давайте беречь добро!
Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас! Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.
- Напишите на сердечках те качества, которые вы впустили в свое сердце, и будете стараться их воспитывать в себе.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
III. Итог занятия
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш.А. Амонашвили
Ребята, как вам кажется, поднять настроение другому человеку – это доброе дело?
А сейчас, мы дарим вам песню «Дорогою добра»
Давайте
поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
Добрый и жалостливый, умный,
благородный и честный, ответственный,
добропорядочный, достойный
добросердечный, добронравный,
доброжелательный, душевный,
добродетельный, добродушный,
ГРУБОСТЬ |
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ |
|
ЖАДНОСТЬ |
ЩЕДРОСТЬ ДОБРОТА |
|
ЖЕСТОКОСТЬ |
ПОМОЩЬ ДОБРОДУШИЕ |
|
ЗАВИСТЬ |
СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ |
|
ДЕРЗОСТЬ |
БЛАГОДАРНОСТЬ |
|
Ученик 1:
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
Ученик 2:
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать, учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
1 . Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
2. Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик.
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
3. На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
4.А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
5.Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Твори добро.
Злой не верит, |
что есть добрый |
Добрая слава лежит, |
а худая бежит |
Добрые вести |
прибавят чести |
Доброе слово лечит, |
злое калечит |
Делай другим добро – |
будешь сам без беды |
Живи добрее, |
будешь всем милее |
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик.
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
ГРУБОСТЬ |
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ |
беда несчастье зависть жадность грубость
грубый невежливый
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.