Таблица 1. Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№ |
Тест |
Методические указания |
|
Физическая подготовка |
|||
Скоростные качества |
|||
1. |
Бег 30 метров, секунды |
С высокого старта |
|
2. |
Броски на протяжении 10 секунд, количество раз |
Стандартный приём, с партнером без сопротивления |
|
3. |
5 бросков, секунды |
Темп максимальный |
|
Силовые качества |
|||
1. |
Прыжок в длину, сантиметры |
С места |
|
2. |
Удержание ног в положении угла 900, секунды |
В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке) |
|
3. |
Прыжок в высоту, санти-метры |
С места |
|
4. |
Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз |
До уровня подбородка |
|
5. |
Борьба за владение мячом, количество раз |
Стоя на коленях, по сигналу тренера |
|
6. |
Кистевая динамометрия, килограммы |
Максимальное усилие левой и правой рук |
|
Выносливость |
|||
1. |
Бег 400 метров, минуты, секунды |
На стадионе или по месту (в лесу) |
|
2. |
Броски манекена 2 минуты, количество раз |
Тренер определяет стандартный прием |
|
3. |
Броски партнера 3 минуты, количество раз |
Тренер определяет стандартный прием |
|
Гибкость |
|||
1. |
Гимнастический мост |
На ковре |
|
2. |
Борцовский мост |
На ковре |
|
3. |
Наклон вперед |
Стоя на ковре |
|
4. |
Наклон вперед |
Стоя на гимнастической скамье |
|
5. |
Подъем ноги (пятки) к голове (за голову) |
Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине |
|
Координационные способности |
|||
1. |
Комплекс упражнений |
Общего и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются вместе |
|
2. |
Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды |
Тренером составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями |
|
3. |
Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды |
Тренер использует в эстафетах кроме бега, прыжков, бросков элементы технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах (без сопротивления) |
|
Техническая подготовленность |
|||
1. |
Выполнение отдельных технико-тактических приемов |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
|
2. |
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
|
3. |
Выполнение отдельных приемов (имитация) |
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) |
|
4. |
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды |
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) |
|
5. |
Выполнение отдельных элементов технико-тактических действий |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
|
6. |
Выполнение отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом) |
Стоя возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером) |
|
7. |
Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10-12) |
Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать приему по форме, структуре и механизму воздействия на организм. |
|
Также осуществляется контроль специальной подготовленности спортсмена. На протяжении года регулярно проводятся врачебно-медицинские обследования: один раз в году - диспансеризация (углубленное медицинское обследование); два раза в году - этапное медицинское обследование. Кроме того, в процессе обследования осуществляется контроль за уровнем физической и технической подготовленности.
Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения: [4; с. 186]
1. Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
2. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
3. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
4. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
5. Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления - экспертная оценка.
Контроль уровня соревновательной деятельности включает показатели разнообразия техники и ее эффективности. Они определяются путем анализа результатов учебно-тренировочных поединков, которые проводятся с сопротивлением 25-50% от максимального. Продолжительность схваток 1,5-2,5 минуты.
Разнообразие техники определяется по количеству приемов, используемых в поединке, ее эффективность - величиной коэффициента (%) соотношения успешно завершенных приемов к общему количеству попыток в поединке: [4; с. 189]
1. Стоя с сопротивлением до 25% от максимального;
2. Лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
3. Стоя и лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
4. Стоя с сопротивлением до 50% от максимального;
5. Лежа с сопротивлением до 50% от максимального;
6. Стоя и лежа с сопротивлением до 50% от максимального.
Кроме определения показателей разнообразия и эффективности техники проводится экспертный анализ соревновательной деятельности: уровень сопротивления до 25% от максимального и длительность поединка до 1,5 минуты, используя для развития у спортсменов скоростно-силовых качеств (ССК), сопротивлением до 50% от максимального - для развития у самбистов силовой выносливости и ее силового компонента (СВСК).
Таблица 2. Рекомендованные критерии оценки физической подготовленности самбистов
Физические качества |
Тест |
Год обучения |
|||||
1-й |
2-й |
3-й |
|||||
ССК |
СВСК |
ССК |
СВСК |
ССК |
|||
Скоростные качества, секунды |
10 бросков в максимально быстром темпе |
24 |
25 |
23 |
24 |
22 |
|
Сила (максимальная), баллы |
Освобождение от захвата (5 попыток) |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Взрывная сила, баллы |
Выполнение захвата с сопротивлением партнера и дальнейшем удержании захвата 5 секунд |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
|
Силовая выносливость, баллы |
Удержание партнера спиной к ковру 2 минуты (3 попытки) |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Гибкость, сантиметры |
«высота» борцовского моста |
+8 |
+10 |
+10 |
+11 |
+11 |
|
Координационные способности, баллы |
Выполнение 5 приемов с логическим переходом от одного к другому |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
|
Специализированное восприятие, чувство времени, секунды |
Выполнение бросков в максимальном темпе, 10 секунд (фиксируется время каждого броска) |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
1,3 |
1,0 |
|
Специализированное восприятие усилий, баллы |
Выведение из равновесия партнера - 3 попытки: с усилием 25%, 50%, 75% максимального |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
Специальная выносливость |
3 минуты: каждая минута состоит из выполнения по команде 4 бросков на протяжении 40 секунд и 8 бросков в максимальном темпе |
16 |
17 |
17 |
18 |
18 |
|
Контроль является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация в условиях соревнований.
Таблица 3. Примерная процедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности самбистов
Регистрируемые показатели |
Тесты, единицы измерения |
Методические указания |
|
Скоростные |
Выполнение стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз |
Манекены соответствующих размеров |
|
Выполнение стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз |
Без сопротивления |
||
10 повторений стандартных бросков, секунды |
Без сопротивления |
||
Скоростно-силовые |
Выполнение стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз |
С сопротивлением 25% максимального (слева и справа) |
|
Уход от удержания 15 секунд, количество раз |
Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа) |
||
Максимальная сила |
Освобождение от стандартных захватов 10 секунд, количество раз |
Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление максимальное) |
|
Взрывная сила |
Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз |
Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо) |
|
Силовая выносливость |
Приседание с партнером на плечах, количество раз |
Выполняется до отказа: комбинационный тип - вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой - до 80% |
|
Гибкость |
«Высота» борцовского моста, сантиметры |
||
Перевороты через голову стоя на борцовском мосту, количество раз |
Выполняется с и без опоры руками в ковер |
||
Координационные способности |
Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы |
Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок |
|
Выносливость |
5-минутный тест: коэффициент специальной выносливости |
Для комбинационного типа - минимальное время (секунды) выполнение 1-2 подходов, для темпового и силового - 3-4 |
|
Соревновательная деятельность |
Количество применяемых самбистом технико-тактических действий из разных классификационных групп; эффективность применения технико-тактических действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы) |
||
Таким образом, комплексная оценка имеет огромное значение на всех этапах подготовки юных самбистов.
3. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в боевом самбо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В боевом самбо уровень силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 9-11 лет осуществляется систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп. [9; с. 106]
С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком или двумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивных мячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания на двух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т.п.
Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечный корсет, охватывающий брюшную полость, способствует нормальному функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.
Для укрепления прямой мышцы применяются упражнения трех типов: поднимание ног при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами.
Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные с движением позвоночного столба в стороны особенно с его скручиванием.
В числе других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменов следует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления: борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища, рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине и так далее.
Особая ценность этих упражнений, а также борьбы грудью или спиной, борьбы в кругу, борьбы за территорию и т.п. заключается в том, что при их выполнении сила проявляется в тех же движениях, что и в соревновательных схватках борцов. Это позволяет одновременно решать задачи технической и физической подготовки.
Силовые упражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести к их закрепощению.
В целях профилактики после таких упражнений необходимо выполнить одно - два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами).
Учитывая, что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами о пол, а руками - о гимнастическую скамейку; как только его силовая подготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20 раз, упражнение целесообразно усложнить - он должен выполнять его уже с опорой руками о пол, а впоследствии то же самое, но с опорой ногами о скамейку, что еще более усложнит упражнение.
В связи с тем что попытки развивать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «до предела» является наилучшим залогом повышения функционального уровня мышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступные им силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положении прямого угла в висе, приседания на одной ноге и т.п.) до предела в данном подходе.
Особо следует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т.п.), с использованием отягощений более 5-6 кг следует несколько лет подождать.
Это связано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает большую нагрузку на позвоночник, в результате чего происходит сдавливание межпозвоночных дисков.
А так как в 9-11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночник еще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могут вызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба.
В целях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в начале заключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколько движений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговые вращения), различные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или на гимнастической лестнице.
Для более ясного представления о силовой подготовке юных самбистов непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий приведем пример урока, направленного преимущественно на развитие силы.
Примерный конспект урока для да занятий.
Основные задачи:
1. Развитие силы.
2. Изучение техники борьбы:
а) изучение переворота забеганием хватом шеи из-под плеча;
б) совершенствование перевода в партер рывком за руку.
План - конспект занятия
Части урока и их продолжительность |
Содержание |
Дозировка упражнения |
Методические указания |
|
Вводная часть (5 минут) |
1. Построение, рапорт, объяснение задач урока 2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в колону по два |
2-3 минуты 2-3 минуты |
Обратить внимание на внешний вид и осанку занимающихся |
|
Подготовительная часть (30 минут) |
1. Спортивная ходьба и спокойный бег с переменой направления 2. Прыжки на одной ноге 3. Прыжки вверх толчком двумя ногами, прогнувшись, с отведением рук вперед, назад 4. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами 5. Кувырки вперед 6. Кувырки назад 7. Исходное положение (и. п.) - основная стойка. 1 - руки за голову. 2 - руки вверх, поднять левую ногу назад и потянуться. 3 - руки за голову, приставить ногу. 4- и. п. 8. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. 1 - 3 - пружинистые разведения рук в стороны. 4 - и. п. 9. И. п. - основная стойка, держа набивной мяч за головой. 1 - наклон туловища вперед. 2 - и. п. 10. И. п. - то же. 1 - наклон туловища влево. 2 - и. п. 3 - наклон туловища вправо. 4 - и. п. 11. И. п. - основная стойка. 1 - упор присев. 2 - выпрямляя ноги, упор согнувшись. 3 - выпрямиться, руки к плечам. 4 - и. п. 12. И. п. - упор лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку. 1 - согнуть руки. 2 - отжаться до исходного положения. 13. И. п. - лечь на спину, руки вдоль туловища. 1 - понять ноги вверх до касания носками ковра за головой. 2 - и. п. 14. И. п. - лежа на спине, поднять ноги на 450. 1 - 10 - быстрые скрестные движения ног вниз-вверх. 1 - 10 - тоже влево-вправо 15. И. п. - то же. 1 - 4 - большой круг ногами влево. 1 - 4 - то же вправо. 16. Соревнования по толканию набивных мячей: левой, правой и двумя руками 17. И. п. - в парах, стоя на коленях, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу - борьба за овладение мячом. 18. Сводные махи ногами вперед и назад. |
3-4 минуты По 10 раз на каждой ноге 7-8 раз 3-4 раза 4-5 раз 4-5 раз 6-8 раз 6-8 раз 5-6 раз 6-8 раз 5-6 раз 2 подхода 5-6 раз 2-4 серии 8-10 раз По 1 разу 3 раза (до результата) 10-20 секунд |
По сигналу мгновенно менять направление бега поворотом на 1800 Прыгать как можно дальше Начало силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением Обратить внимание на технику выполнения Правую и левую ногу отводить поочередно При разведении не опускать руки ниже груди При наклоне не сгибать ноги В каждом подходе выполнять максимально возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1-2 минуты Ноги в коленях не сгибать, носки вытянуть При выполнении движений ноги должны быть вытянуты Вес мячей не более 3-4 кг Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью |
|
Основная часть (45 минут) |
1. Специальные упражнения для развития мышц шеи и спины: а) наклоны головы вперед, назад и в стороны б) повороты головы в стороны в) круговые движения головы влево и вправо г) в упоре согнувшись головой и ногами в ковер - сгибание шеи вперед, назад, в стороны и круговые движения д) встав на мост - движения вперед и назад е) из упора головой и ногами в ковер - забегания вокруг головы в обе стороны. 2. Повторить ранее изученный бросок через бедро. 3. Соревнования на лучшее техническое выполнение броска через бедро. 4. Изучение броска через бедро с забеганием и с захватом под лопатку. 5. Совершенствование перевода в партер рывком за руку. 6. Прослушивание какого-либо интересного случая из соревновательной практики тренера. 7. Учебные схватки в партере на закрепление изученного приема 8. Движения вперед назад на мосту |
20 секунд 15-20 секунд 30 секунд 40-60 секунд 10-15 раз По 5 раз 3-5 минут По 3 попытки 10-12 минут 4 минуты 3 минуты 3 минуты 10 раз |
Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего рукой за голову Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо Обратить внимание на правильность захвата С партнером равного веса Выполнять прием в обе стороны |
|
Заключительная часть (10 минут) |
1. В висе на перекладине повороты туловища в стороны 2. Спокойная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление мышц рук и ног. 3. Разбор проведенных схваток. 4. Задание на дом. |
8-10 раз 2.5 минуты 5 минут 1-2 минуты |
С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся |
|
Заключение
Самбо (от «самозащита без оружия») - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.
Техническая подготовка спортсмена - процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Техническая подготовка - процесс овладения самбистом системой движения (техникой самбо) с целью достижения высоких спортивных результатов.
Тактическая подготовка самбиста - процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена.
Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса.
Оценка уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения:
- Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) - экспертная оценка;
- Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления - экспертная оценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.