Научная статья "РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 5

Научная статья "РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Оценка 5
Научные работы
pdf
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
22.08.2023
Научная статья "РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
1РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ.pdf

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В

ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Багина Ирина Игоревна, студент гр. 412 п-УОз

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Россия, e-mail: [email protected]

научный руководитель: Сажина Светлана Дмитриевна кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой педагогики и психологии образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Россия,

e-mail: [email protected] 

 Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме – роли компетентности педагога в формировании функциональной грамотности школьников.  

 Ключевые слова: грамотность, компетентность, компетенции, профессиональная компетентность педагога, функциональная грамотность.

 В Законе «Об образовании» в РФ прописано, что образование - единый, целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5].

 На данный момент перед школой установлена задача, касающаяся подготовки личности, готовой для современной жизни, поэтому ключевой идеей образования в данный период времени является развитие обучающихся, имеющих высокие духовны потребности, развитые умения планирования целей и задач и их осуществление в практической деятельности.

По мнению Б.С. Гершунского, образованность – это грамотность, доведение до общественного и личностного необходимого максимума и предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества [1].

Термин "грамотность" в современном понимании - не только умение писать, читать и считать, а готовность к дальнейшему развитию образовательного потенциала. Полноту понятия термина "грамотность" связывают с функциональной грамотностью человека. Элементарная грамотность рассматривается как умение личности школьника использовать такие способы познавательной деятельности, как язык, письмо, чтение, информационная и сетевая грамотность, необходимые для достижения поставленных задач. 

По мнению Л.М. Перминовой, функциональная грамотность предусматривает наличие общеучебных умений, функциональных межпредметных умений необходимых для практического применения системы знаний предметных и дополнительных знаний и умений, необходимых как для продолжения общего, так и для осуществления профессионального образования [4]. В исследованиях Б.С. Гершунского, И.А. Колесникова, Е.И. Огарёва, А.В. Хуторского функциональная грамотность рассматривая с позиции образованности школьников и образовательного результата. 

         Формированию       функциональной        грамотности        школьников

содействует компетентностный подход, являющийся, по мнению многих исследователей, наиболее соответствующим требованиям современного качества образования в условиях развивающегося общества.

 Г.К. Селевко определяет компетентностный подход в образовании как «поступтельную переадресацию доминирующей образовательной парадигмы с преобладающей трансляцией знаний на формирование навыка и создание условий для овладения комплексом компетенций» [2, с. 138].

 В педагогической теории существует различный подход к определению видов компетентности педагога. Учитывая специфику педагогической деятельности учителя общеобразовательной организации, можно выделить следующие виды компетенций:

                    общекультурная, предусматривающая наличие сформированной системы духовных, моральных, культурных ценностей, направленных на расширение культурологических основ обучения и воспитания школьников;

                    аксиологическая, связанная с уровнем сформированности ценностей, составляющих основу внутреннего мира личности педагога и способствующих его деятельности; 

                    дидактическая, направленная на овладение им теоретическими основами обучения;

                    психологическая, заключающая в себе знания закономерностей формирования предметных, метапредметных и личностных УУД, связи между интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;

                    коммуникативная, направленная на формирование комфортного психологического контакта с обучающимися, совершенствование педагогического взаимодействия для разрешения различных педагогических ситуаций;

                    методическая, определяющая умение учителем разрабатывать учебно – методическую документацию, проекты уроков, частных методик преподавания, выбор форм организации учебного процесса, методов и средств обучения; 

                    управленческая, связанная с управлением учебным процессом на основе различных форм, методов и технологий обучения, стимулирования познавательной, самостоятельной и творческой активности обучающихся;

                    рефлексивная, позволяющая осознавать учителю свою деятельность и ее результаты через самоанализ, определять цель своей деятельность и, в случае необходимости, осуществлять корректировку действий;

                    диагностическая, направленная на выявление реального состояния учебно-воспитательного процесса с целью определения правильной стратегии и тактики педагогической деятельности, осуществления учёта и

контроля эффективности обучения, выявления соответствия сформированных знаний и умений школьников требованиям образовательных программ;

                    мониторинговая, обеспечивающая информацию о результатах учебной деятельности обучающихся на основе использования основных методов мониторинга.

Таким образом, для осуществления результативной педагогической деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся, учитель должен обладать системой сформированных компетенций, обеспечивающих многофункциональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе в целом.

 Литература: 

1.     Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: [учеб. пособие для самообразования] / Борис Семёнович Грушевский. − [2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Пед. об-во России, 2002. – 512 с.

2.     Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К.  Селевко // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143.  

3.     Сластенин В.А. Педагогика:         инновацинная      деятельность       /

В.А.Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

4.     Перминова Л.М.   Естественнонаучная   грамотность:   дидактический   подход   /   М-лы   региональной   НПК «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и достижение планируемых результатов образования по физике, химии, биологии и физической географии». 2016 г. – М., 2016.

5.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 73-ФЗ (последняя редакция).

 

 

 

 

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

По мнению Б.С. Гершунского, образованность – это грамотность, доведение до общественного и личностного необходимого максимума и предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам…

По мнению Б.С. Гершунского, образованность – это грамотность, доведение до общественного и личностного необходимого максимума и предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам…

Г.К. Селевко определяет компетентностный подход в образовании как «поступтельную переадресацию доминирующей образовательной парадигмы с преобладающей трансляцией знаний на формирование навыка и создание условий для овладения…

Г.К. Селевко определяет компетентностный подход в образовании как «поступтельную переадресацию доминирующей образовательной парадигмы с преобладающей трансляцией знаний на формирование навыка и создание условий для овладения…

Таким образом, для осуществления результативной педагогической деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся, учитель должен обладать системой сформированных компетенций, обеспечивающих многофункциональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе…

Таким образом, для осуществления результативной педагогической деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся, учитель должен обладать системой сформированных компетенций, обеспечивающих многофункциональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе…

Сластенин В.А. Педагогика: инновацинная деятельность /

Сластенин В.А. Педагогика: инновацинная деятельность /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2023