Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"
Оценка 5

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Оценка 5
Научные работы
docx
история +2
Взрослым
26.04.2018
Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"
Данная научная работа основана на опыте организации работы с высокомотивированными детьми в пространстве сети Интернет. Созданный ресурс поможет формированию исследовательского поведения учащихся, создать условия для развития навыков дискуссии, умения отстаивать свои позиции в споре, выражать отличную от других точку зрения.научная работа, в основе которой опыт работы с новым образовательным ресурсом - эпистемотека
публикация 5. эпистемотека.docx
Елена Владимировна Кравец учитель истории и обществознания  МБОУ лицея № 1 г.  Комсомольска – на –Амуре  Хабаровского края   http://1лицей.рф  Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми    Одной из самых важных проблем современной школы  является обновление содержательной и технологической сторон образования. В преподавании истории и обществознания эта проблема выходит на первый план в силу обострения ряда проблем.      Во­первых, в современном мире происходит быстрая смена информации, оценка исторических событий не свободна от идеологической нагрузки, учебники «морально   устаревают»   раньше,   чем   попадают   на   парты.   Одним   из   самых популярных источников информации для учащихся становится   Интернет, но у учеников   недостаточно   развиты   навыки   переработки   информации   в   знание. Отмечается   тенденция:   чем   больше   информации   получают   дети,   тем   менее знающими и мыслящими они становятся.      Во­вторых,   многие   школьники   испытывают   потребность   в   предметном общении, обсуждении спорных вопросов, выражении своей субъективной точки зрения на проблему. Ребенок желает быть услышанным. Ученики   хотят иметь возможность   открыто   обсуждать   острые   проблемы,   опираясь   на   собственное мнение и авторитетные источники, спорить, но в рамках традиционного урока это не всегда возможно. В­   третьих,   у   учащихся,   занимающихся   исследовательской   деятельностью, готовящихся   к   научно­практическим   конференциям     возможности представить промежуточные результаты исследования, а у других, помочь ему в сборе и переработке информации.                                 нет   Задачами учителя на данном этапе становятся: 1. Научить   школьников   эффективно   использовать   различные   источники информации, в том числе Интернет, для получения знания. 2. Создать условия для развития навыков дискуссии, умения отстаивать свои позиции в споре, выражать отличную от других точку зрения. 3. Развить навыки исследования, в том числе коллективного.     Один из способов решения этих проблем видится в применении в обучении нового образовательного ресурса – эпистемотеки. Как он работает? Механизм осуществлялся следующим образом: на форуме эпистемотеки   задается   постановочный   вопрос,   который   дети   начинают обсуждать. Вопрос может родиться и на уроке, но не предполагать глубокого и детального рассмотрения в рамках программы базового уровня. По мере участия в дискуссии, находясь в поиске ответа на поставленный вопрос, учащийся может пользоваться   всеми   возможными   ресурсами   Интернета.   Так   осуществляется коллективное   наращивание   знания.  Причем,   в   работе   эпистемотеки   могут принимать  участие все школьники, независимо о того, в каком классе или школе они   учатся,   в   каком   городе   живут.   Эпистемотека   позволяет   расширить   поле коммуникации ученика, не ограничивая его стенами школы.     С   течением   времени   объем   накопленной   информации   становится   более обширным,   что   определило     необходимость   ее   систематизации   и структурирования. Поэтому, по предложениям учащихся, кураторами данного форума было создано несколько разделов, таких, как:   Создание банка данных для подготовки к ЕГЭ  Коллективное исследование.  Полемика по спорным вопросам истории и современности.  К старшеклассникам присоединились ученики 5­8 классов и создали свой раздел под названием «Учимся быть историками»   Таким образом, эпистемотека позволила: выйти за рамки школьной программы и школьного учебника; создать   виртуальные сообщества, делящихся полезной информацией в привычном для детей   пространстве Интернет; создать условия для   формирования   исследовательских   навыков   учащихся,   использующих     в образовательной   среде   новейшие   технологические   средства,   превращающие Интернет из «скрытого врага» в союзника; определить «новые роли» учителя и ученика.   В   первую   очередь,   учитель   защищает   детей   от   последствий использования   непроверенных   нововведений,   демонстрирует   образцы исследовательской деятельности, направляет общение в Сети и т.д.     Конечно, не сразу все получилось. Учащиеся порой вместо обдуманного сбора информации   используют   простое   скачивание   текстов,     не   читая   комментарии учителя к предыдущим постам, повторяют ошибки участников форума, не всегда делают   сноски   на   сайты,   откуда   получают   информацию,   позволяют   себе необоснованно критиковать участников форума.        Так, появившись под маской и с придуманным именем  Dark  Sade,   один из учащихся, участник форума, стал самым активным критиком работы  детей, его посты были пронизаны сарказмом, хотя и содержали долю правды. Форум из образовательного перешел на уровень Сетевого общения подростков. Но ребята не побоялись вступить в полемику с автором язвительных постов. Они достойно оппонировали, учли критику, исправили указанные ошибки, тем самым лишили Dark   Sade   повода   критиковать.     Учитывая   психологические   особенности подростка,     для   него   была   отведена   иная   конструктивная   роль   на   форуме. Ученик   создал   свой   блог,   где   продолжает   работу   над   своим   исследованием, привлекается в качестве консультанта   9­классников, только начинающих свой исследовательский   путь,   является   спикером   на   заседании   научного   общества учащихся «Колесо истории»  Таким   образом,   мы   смогли   выйти     «эмоционально перенасыщенного»   сетевого   общения   в   русло   целевого,   конструктивного, обучающего взаимодействия в Сети.   из   ситуации     Перспектива работы с новым образовательным ресурсом – эпистемотекой, видится   в   привлечении   к   участию   детей   из   разных   школ   города   и   страны,   а главное,   в   организации   встреч   на   портале   эпистемотеки   с   учеными, преподавателями ВУЗов, которые могут выступать консультантами, цензорами работ школьников, будущих студентов. Взаимодействие   с   преподавателями   ФГБОУ   ВПО   «АмГПГУ»   сегодня осуществляется   очно,   через   тематические   встречи,   круглые   столы,   открытые конференции.   К   нашему   сожалению,   преподаватели   ВУЗа   пока   не   готовы работать   в   Интернет­пространстве,   используя   дистанционные   технологии,   но готовы к дальнейшему сотрудничеству.    Связь школы и ВУЗа может выйти на новый уровень, дать большие перспективы развитию системы непрерывного образования.   Применение  ресурса дало первые результаты:  На   форуме   эпистемотеки   побывало   около   600     посетителей,   получено более 1тыс. сообщений.  Это свидетельствует о популярности модуля и активной деятельности учащихся в данном информационном пространстве.  Создана база данных для заседания научного общества учащихся по теме «Конструкция   модели   современного   мироустройства»,   база   для   подготовки   к брейн­рингу  «О доблестях, о подвигах, о славе» для учащихся 9­11 классов, где наши учащиеся заняли 1 место  научно­практической конференции «Будущее начинается сегодня»    лицея занял 1 место,    исследование   по теме «Загадки и тайны города Комсомольска­на­Амуре. Виртуальное   путешествие   по   городу»   стало   лучшим   в   дистанционном Всероссийском конкурсе «Лучшее место на земле».  Коллективное   исследование   вопросов   монголо­татарского   нашествия   на Русь, представлено на Международном дистанционном конкурсе «Ты – гений» учеником лицея, ставшего лауреатом.   Исследовательская   работа   на   тему   «Проблемы   современного   Дальнего Востока.   Перспективы   развития»   Спиридонова   Виталия,   ученика   9   класса, представлена   на   городской   конференции   при     ФГБОУ   ВПО   «АмГПГУ».   Его работа   вошла   в   печатный   сборник   статей,   посвященных   проблемам   Дальнего Востока. На межшкольной НПК, посвященной годовщине  I  мировой войны ученик Заявлены более 10 тем научного исследования , 9 работ представлены на  Во   Всероссийском  дистанционном   конкурсе   проектно­исследовательских работ учащихся  «Грани науки» исследовательская работа учениц 9 класса заняла III место.   Дипломом   лауреата  III  всероссийского   конкурса   реферативных   работ «Новый   горизонт»   ­   2015   награждены   ученицы   9   класса   с   работой   «Роль криптографов в мировых войнах». Рецензию к работе написал доцент кафедры технологии   машиностроения   Технического   университета   Щелкунов   Евгений Борисович.  Дистанционная Международная викторина «Московская битва» принесла нашим школьникам три III места и одно I место. Опыт   работы   с   новым   образовательным   ресурсом   представлен   на   различных уровнях:  Всероссийский     уровень.   Дистанционные   конкурсы   педагогов   (дипломы участника, сертификаты, II место в конкурсе  «Профессиональный  успех XXI века»).  Краевой уровень.  Выступление на курсах  повышения квалификации при ХК   ИРО   по   теме:   «Эпистемотека   как     образовательная   модель   работы учащихся  со знанием в современных условиях». Выступление на краевом семинаре­совещании   «Система   сопровождения   способных,   одаренных, высокомотивированных детей Хабаровского края» в  мае 2015 г.   Муниципальный   уровень.   Выступление   на  III  городских   методических чтениях «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях внедрения   ФГОС»   по   теме:   «Эпистемотека   –   современный   цифровой образовательный ресурс». Таким образом, эпистемотека – это современный образовательный ресурс, позволяющий     формировать   исследовательское   поведение   учащихся   лицея посредством   Интернет­пространства   с   привлечением   представителей   науки   в лице преподавателей ВУЗов, ученых.

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"

Научная работа "Эпистемотека как образовательный ресурс в работе с высокомотивированными и одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018